Государство как институт регулирования экономических отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 14:27, контрольная работа

Краткое описание

Проблема государственного регулирования экономики в рыночных условиях остается предметом дискуссий. Как показывает мировой опыт, современная экономика немыслима без эффективного механизма ее взаимодействия с государством, органами его законодательной и исполнительной власти. Роль и значение государственных методов управления экономикой в настоящий период развития экономических отношений в России возрастает, формы управления изменяются. Это объясняется тем, что «стихийный» нерегулируемый переход к рыночным отношениям, характерный для России 90-х годов был чреват тяжелыми социально-экономическими последствиями.

Содержание

Введение
1. Государство как экономический субъект.
2. Функции государства и основные инструменты государственного регулирования экономики.
3. Способы вмешательства государства в экономику. Ограничение государственного вмешательства в экономику страны
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Эссе ТХП.docx

— 44.36 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное (антитрестовское) законодательство направлено на противодействие  монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. В частности в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Этим законом предусматриваются меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. Создан социальный орган – Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, которому поручено осуществлять контроль за тем, чтобы образование ассоциаций, корпораций, концернов не приводило к монополизации на рынке. Он имеет право давать разрешение на регистрацию новых крупных экономических структур и на перерегистрацию уже существующих крупных организаций

На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

Налоговая и кредитная  формы регулирования предусматривают  использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые  ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия  кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства. Продавая ценные бумаги, оно сокращает  банковские резервы, при этом повышаются процентные ставки и соответственно сокращается производство. Скупая же ценные бумаги, государство увеличивает банковские резервы, при этом процентные ставки падают и производство расширяется. Субвенционная форма регулирования предполагает предоставление государственных субсидий или налоговых льгот отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в  которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия  занимают существенные позиции в  таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь. Доля государственного предпринимательства  варьируется в различных странах, но в названных отраслях она довольно весома.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Способы вмешательства государства в экономику. Ограничение государственного вмешательства в экономику страны.

Существуют две основные формы государственного вмешательства в экономику: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями, и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Прямое вмешательство  государства – это принятие законодательных  актов, призванных упорядочить и  развивать отношения между элементами рыночной системы.

Косвенное вмешательство может быть направлено на: стимулирование капиталовложений, обеспечение полной занятости, стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы, воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации, поддержку устойчивого экономического роста, перераспределение доходов.

Для проведения этих разнообразных  мер государство прибегает главным  образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика – это  бюджетная политика, проводимая путём манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.

Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание  государственного регулирования и  функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что  можно с уверенностью сказать: без  хорошо налаженной, чётко действующей  налоговой системы, эффективная  рыночная экономика невозможна.

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета, но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов – регулирующая.

Рыночная экономика в  развитых странах – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику  в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.

Государственное регулирование  осуществляется в двух основных направлениях:

1) регулирование рыночных, товарно-денежных отношений, состоящее в разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц (предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих). К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано.

2) регулирование развития народного хозяйства, общественного производства, где основным объективным экономическим законом является закон стоимости. Здесь речь идёт о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного  подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящие  организации", имеющие право управлять  деятельностью предприятий с  помощью распоряжений, команд и приказов.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия  налогообложения, вводя одни и отменяя  другие налоги, государство создаёт  условия для ускоренного развития определённых отраслей и производств, способствует решению актуальных для  общества проблем. В настоящее время важной для Российской Федерации задачей является подъём сельского хозяйства, решение продовольственной проблемы, в связи с чем в стране от налога на прибыль освобождены колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные производства.

Эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса, создающего благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондов финансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготного налогообложения.

Другая функция налогов  – стимулирующая. С помощью налогов  и льгот государство стимулирует  технический процесс, увеличение числа  рабочих мест, капитальные вложения о расширении производства др.

Следующая функция налогов  – распределительная, или, перераспределительная. Посредством налогов в государственном  бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных  проблем, как производственных, так  и социальных, финансирование крупных  межотраслевых, комплексных целевых  программ – научно-технических, экономических  и др.

С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталовложения. Перераспределительная функция  налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим  образом построенная налоговая  система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность.

Очевидно, что современная  рыночная система немыслима без  вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда  рано или поздно встает вопрос о  разгосударствлении экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности. Существуют важные ограничения для  регулирования. Например, недопустимы  любые действия государства, разрушающие  рыночный механизм (тотальное директивное  планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства; правда, в последнем случае оно обычно является "мягким", ограниченным по срокам, масштабам и другим параметрам, и выступающим в виде национальных целевых программ. Также следует отметить, что рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными, экономическими методами. Однако в ряде случаев, применение административных методов не только допустимо, но и необходимо. Нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам центрального банка не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая, скажем, к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т. д.

Среди методов государственного регулирования не существует совершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь в том, чтобы определить для каждого  те ситуации, где его применение наиболее целесообразно. Хозяйственные  потери начинаются тогда, когда власти отдают чрезмерное предпочтение либо экономическим, либо административным методам.

Нельзя забывать и о  том, что самими экономическими регуляторами следует пользоваться предельно  осторожно, не ослабляя и не заменяя  рыночные стимулы. Если государство  игнорирует это требование, запускает  регуляторы, не думая, как их действие отразится на механизме рынка, последний начинает давать сбои. Ведь денежная или налоговая политика по силе своего воздействия на экономику сравнима с централизованным планированием.

Среди экономических регуляторов нет ни одного идеального. Любой из них, принося положительный эффект в одной сфере экономики, непременно дает негативные последствия в других. Государство, использующее экономические инструменты регулирования, обязано их контролировать и своевременно останавливать. Например, государство стремится обуздать инфляцию, ограничивая прирост денежной массы. С точки зрения борьбы с инфляцией эта мера эффективна, однако она приводит к удорожанию центрального и банковского кредита, что влечет затруднение в финансировании инвестиций, начинается торможение экономического развития. Именно так ситуация развивается в России.

Вмешательство государства  в экономику требует довольно крупных расходов. Они включают в  себя как прямые затраты (подготовка законодательных актов и контроль за их исполнением), так и косвенные (со стороны фирм, которые должны исполнять государственные инструкции и отчетности). В силу определенных несовершенств государственное  вмешательство иногда влечет за собой  потери. В связи с этим в последние  годы обострился вопрос о дерегулировании экономики и о приватизации. Дерегулирование предполагает снятие законодательных актов, которые сдерживают вхождение потенциальных конкурентов на рынок, устанавливают цены на определенные товары и услуги.

Приватизация - продажа государственных  предприятий частным лицам или  организациям, направленная на повышение хозяйственной рациональности и вызванная тем, что государственные предприятия оказываются убыточными и неэффективными. Западные экономисты подчеркивают, что государственный сектор не дает такого мощного стимула к снижению издержек и получению мощной прибыли, как это делает частное предпринимательство. Для предпринимателя - одно из двух: прибыль или убытки. Если частное предприятие терпит убытки долгое время, то оно закрывается. Государственному же предприятию оказывается помощь, поэтому оно может не стремиться к повышению своей рентабельности.

Государственное регулирование  в сельском хозяйстве является одной из важнейших сфер активного вмешательства. Цели государственного регулирования в сфере сельского хозяйства включают: повышение производительности путем внедрения технического прогресса и рационализации производства, максимально эффективному использованию всех производственных факторов, особенно рабочей силы, обеспечение занятости в аграрном секторе и соответствующего уровня жизни сельского населения, стабилизацию рынков сельскохозяйственной продукции, гарантированное снабжение внутреннего рынка, заботу о поставках аграрной продукции потребителям по "разумным ценам".

Государством устанавливаются  и ежегодно пересматриваются минимальные  цены на важнейшие сельскохозяйственные продукты. Тем самым производители  защищаются от резкого падения цен. В то же время внутренний рынок  ограждается от дешевого импорта  и чрезмерных колебаний цен с  помощью системы дополнительных ввозных пошлин. Поэтому в странах  ЕС цены на продукты питания заметно выше цен мирового рынка. Затраты в связи с проведением аграрной политики несет государственный бюджет. Таким образом, хотя каждый производитель должен сам нести риск сбыта, на деле это правило не действует в отношении производителей многих аграрных продуктов.

Существуют и механизмы  защиты от дешевого импорта и поощрения  экспорта. Это означает, что при  ввозе устанавливается ввозная  пошлина, приравнивающая цену продукта к внутренней цене. При вывозе же государство выплачивает экспортерам  разницу между внутренней ценой  и ценой мирового рынка.

Надо заметить, что данная политика спровоцировала много проблем. С одной стороны, накоплены огромные запасы продовольствия, с другой - недовольства крестьян, считающих, что не обеспечен  их прожиточный минимум. В данной ситуации крупные агропромышленные предприятия получают приличные  доходы, в то время как мелкие производители едва сводят концы  с концами.

        Таким образом, сельское хозяйство остается слабым местом государственного регулирования. Однако, по-видимому, положение дел в сельском хозяйстве останется неизменным.

 

 

 

 

                                                      

                                                Заключение

Необходимость выполнения государством определённых функций в сфере  экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов – от государственного монополизма в управлении национальным хозяйством до экономического либерализма, при котором экономика может быть эффективна только в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.

Информация о работе Государство как институт регулирования экономических отношений