Аренда транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:21, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является выявление особенностей аренды транспортными средствами. Для достижения этой цели я поставил следующие задачи:
исследовать литературные источники по данной тематике;
произвести теоретический анализ особенностей аренды транспортными средствами;
сформулировать выводы проделанной работы.

Содержание

Введение 3
I Понятие и особенности договора аренды транспортных средств 4
II Аренда транспортных средств с экипажем 8
III Аренда транспортных средств без экипажа 9
IV Особенности аренды отдельных видов транспортных средств 10
Заключение 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_Хоз_право.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, арендатель обязан уплачивать судовладельцу арендную плату (фрахт).  Порядок и  сроки уплаты аренды определяются по-разному применительно к тайм-чартеру и бербоут-чартеру. При тайм-чартере аренде выплачивается в порядке и в сроки, предусмотренные договором; арендатель освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния по обстоятельствам, не связанным с виновными действиями арендателя (п.1 ст. 208 КТМ). При бербоут-чартере арендатель уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед по ставке, согласованной сторонами (п.1 ст.221 КТМ). Неисполнение арендателем обязанности по уплате аренды влечет для последнего весьма жесткие негативные последствия: в случае, если просрочка по внесению аренды составляет свыше четырнадцати календарных дней, судовладелец получает право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные убытки (п.2 ст. 208, п.2 ст.221 КТМ).

В-третьих, к  числу основных относится обязанность арендателя по окончании срока действия договора возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в каком оно было получено арендателем, с учетом нормального износа судна. При несвоевременном возврате судна в течение всего периода задержки его возврата арендатель должен уплачивать судовладельцу фрахт по ставке, предусмотренной договором, либо по рыночной ставке, если последняя превышает договорную ставку аренды (пп.2, 3 ст.204, п.2 ст.218 КТМ).

Вместе с  тем КТМ (ст.223) допускает применительно к бербоут-чартеру возможность заключения договора с условием о выкупе судна арендателем по истечении срока действия договора. В таком случае по окончании срока действия  бербоут-чартера (при соблюдении всех его условий) судно не подлежит возврату судовладельцу, а переходит в собственность арендателя.

Еще одна особенность  правового регулирования тайм-чартера  и бербоут-чартера проистекает  из того, что пользование арендованным судном предполагает вступление арендателя в различные правоотношения с третьими лицами. Речь идет о правоотношениях, связанных с перевозкой грузов или пассажиров, буксирными операциями и т.д. Кроме того, арендатель по бербоут-чартеру выступает ответственным за вред, причиненный в ходе эксплуатации судна имуществу граждан и организаций, а также жизни или здоровью граждан.

Так, арендатель по тайм-чартеру от своего имени заключает с третьими лицами договоры перевозки грузов, подписывает чартеры, выдает коносаменты, морские накладные и другие перевозочные документы. Естественно, что именно арендатель, а не судовладелец несет ответственность перед грузовладельцами по договорам перевозки грузов, предусмотренную КТМ для перевозчика по договору морской перевозки (ст.205 КТМ).

При бербоут-чартере арендатель несет ответственность перед третьими лицами также по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, в том числе и по деликтным обязательствам (ст. 219 КТМ).

Следует отметить еще один важный момент, касающийся регулирования ДАТС на морском транспорте: содержащиеся в КТМ нормы, регламентирующие как тайм-чартер, так и бербоут-чартер, применяются только в том случае, если соглашением сторон не предусмотрено иное (ст.199, 212 КТМ). Данное правило означает, что все нормы КТМ, определяющие особенности аренды морских судов, являются диспозитивными.

В специальную  главу выделены вопросы аренды судов  в гл.X Кодекса внутреннего водного транспорта (далее КВВТ). В нем так же содержится общая норма о договоре аренды и несколько специальных. Так, в соответствии с п.5 ст. 60 КВВТ передача судна в аренду и возврат судна по истечении срока действия договора аренды осуществляются арендодателем и арендатором в пункте отстоя судна. Расходы, связанные с доставкой судна в указанный пункт, несет сторона, передающая судно. Или, арендатор (при аренде судна с экипажем) вправе назначить на судно своего представителя, распоряжения которого в части коммерческой эксплуатации судна являются для капитана обязательными (п.3 ст.62 КВВТ). Арендодатель обязан передать арендатору документы, предусмотренные законодательством в области внутреннего водного транспорта РФ, необходимые для эксплуатации судна (п.1 ст.63 КВВТ). В случае задержки внесения арендной платы более сем на 15 суток арендодатель вправе без предупреждения изъять судно у арендатора и взыскать с него понесенные в связи с этим убытки (п.5 ст.65 КВВТ). Установлены и некоторые другие специальные правила. В указанной главе, так же как и в КТМ, имеется норма, в которой говорится, что установленные ею правила применяются, если иное не предусмотрено договором аренды. Эта норма придает диспозитивный характер всем положениям гл.X КВВТ. Следует, однако, иметь в виду, что она не может распространяться на положения, связанные с обеспечением надлежащего технического состояния и безопасности эксплуатации сдаваемого в аренду судна. Принцип диспозитивности не распространяется на нормы, регулирующие вопросы, которые в силу своего характера и общих предписаний закона не подлежат регламентации договорам.

ДАТС может применяться и на воздушном транспорте. Следует обратить вни-мание на неудачную формулировку определения понятия «договор фрахтования (аренды) воздушного судна (воздушный чартер)» в Воздушном кодексе РФ (ВК): редакция ст.104 ВК объединяет в одном договоре фрахтования воздушного судна по сути 2 различных договора, относящихся к разным типам гражданско-правовых договоров. Когда говорится о том, что по договору фрахтования воздушного судна одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздуш-ных судов, то речь может идти о договоре аренды транспортного средства (ст.632 ГК). Когда же утверждается, что по тому же договору фрахтования воздушного судна фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю часть воздушного судна для перевозки пассажиров, багажа или почты, то речь может идти только о договоре фрахтования как отдельном виде договора перевозки (ст.787 ГК).

Вопрос, имел ли в виду российский законодатель, принимая новый ВК РФ, допустить применение ДАТС на воздушном транспорте, лишен практического зна-чения, ведь ВК не устанавливает никаких особенностей аренды воздушных судов, запретов или ограничений заключения таких договоров на воздушном транспорте. Поэтому в случае передачи в аренду воздушных судов, требующих квалифициро-ванного управления и технической эксплуатации их силами профессионального эки-пажа, соответствующие отношения подпадают под действие норм ГК о ДАТС (§3 гл.34), подлежащие применению без учета каких-либо особенностей в силу отсут-ствия таковых  в  ВК РФ. О повсеместном применении договоров аренды воздуш-ных судов свидетельствует включение в Федеральные авиационные правила обязательной сертификации, инспектирования и контроля деятельности эксплуа-тантов  в РФ, утвержденные приказом Федеральной авиационной службы России от 30.12.1998г. №375, специальных положений о порядке сертификации эксплуатанта воздушного судна, переданного в аренду как с экипажем, так и без экипажа.

 

Заключение

В реальном имущественном  обороте аренда различных транспортных средств носит распространенный характер. Помимо Гражданского кодекса отношения по аренде транспортных средств регулируются соответствующими транспортными уставами и кодексами.

В рамках данного  реферата был рассмотрен договор  аренды транспортного средства,  особенности его предмета, требования к форме данного договора.

Были представлены  разновидности данного договора (аренда транспортного средства с  экипажем и без экипажа), их общие  и отличительные черты, права  и обязанности сторон, а также  особенности ответственности за нарушение условий договора.

Важное правовое значение имеет установление в законе ответственности за вред, причиненный  транспортным средством, основания  освобождения от такой ответственности.

Также были показаны особенности регулирования аренды (фрахтования на время) отдельных видов транспортных средств (морских, речных, воздушных судов, железнодорожного транспорта).

Таким образом, исследовав литературные источники по данной тематике, проанализировав особенности аренды транспортных средств и сформулировав выводы проделанной работы, цель, поставленная мною, была полностью достигнута.

Для более глубокого  исследования особенностей аренды транспортных средств необходимо обратиться к специалистам, провести исследования, и, конечно же, изучить огромное количество литературы по данной тематике.

 

Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ, часть II от 26.01.96. по состоянию на 22.04.2003.
  2. Воздушный кодекс РФ от 19.03.97.
  3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.99.
  4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001.
  5. Устав автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.69.
  6. Транспортный устав железных дорог РФ от 08.01.98.
  7. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части второй (постатейный). – 4-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Рук. авт. коллектива и отв. ред. д-р юр. наук, проф. О.Н. Садиков. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М,2003.
  8. Брагинский М.И. Витрянский В.В. Договорное право, кн.2:договоры о передаче имущества. М.,2001.
  9. Гражданское право уч-к, ч.2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.-М.: Проспект. 1997.
  10. Гражданское право России. Часть вторая: Обязательственное право: Курс лекций.
  11. Гражданское право: В 2т. Том II. Полутом 1: Уч-к / Отв. Ред. Проф. Е.А. Суханов. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство БЕК, 2000.
  12. Гражданское право. Часть вторая: учебник / Под общей редакцией А.Г. Калпина. – М.: Юристъ, 1999.
  13. Панченко Т.М. Аренда автотранспорта. Бухгалтерский вестник № 1 2003,с.101-109.
  14. Об аренде транспортных средств. Ваш адвокат № 23 1998, с.54-60.
  15. Об аренде транспортных средств. Юридический бюллетень предпринимателя № 2 1998, с. 104-107.
  16. Статья из Интернет: Аренда транспортных средств: http:// mirslovarei.com/gosudarstvo-i-pravo/



Информация о работе Аренда транспортных средств