Общие положения о договоре аренды транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 21:10, курсовая работа

Краткое описание

Впервые в истории отечественной кодификации гражданского законодательства в гл. 34 "Аренда" части второй Гражданского кодекса РФ1 был выделен самостоятельный § 3 "Аренда транспортных средств" с различением двух разновидностей: 1) договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и 2) без предоставления таких услуг (без экипажа).
При подготовке действующего ГК РФ не ставилась задача исчерпывающим образом урегулировать в Кодексе все вопросы, связанные с договором аренды транспортных средств.

Вложенные файлы: 1 файл

1 глава.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Глава 1. Общие положения о договоре аренды транспортных средств

1.1. Понятие договора аренды транспортных средств

 

Впервые в истории отечественной  кодификации гражданского законодательства в гл. 34 "Аренда" части второй Гражданского кодекса РФ1 был выделен самостоятельный § 3 "Аренда транспортных средств" с различением двух разновидностей: 1) договор аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем) и 2) без предоставления таких услуг (без экипажа).

При подготовке действующего ГК РФ не ставилась задача исчерпывающим  образом урегулировать в Кодексе  все вопросы, связанные с договором  аренды транспортных средств.

Специфика эксплуатации, технического обслуживания отдельных видов транспортных средств должна определять особенности их аренды, поэтому в Кодексе законодатель ограничился лишь установлением общих положений об аренде транспортных средств с экипажем или без него, а дальнейшее регулирование указанных отношений на железнодорожном, автомобильном, внутреннем водном, морском и воздушном видах транспорта предоставил источникам специального (отраслевого) регулирования - транспортным уставам и кодексам (ст. ст. 641 и 649 ГК РФ).

Однако при принятии взамен устаревших документов советского периода новых транспортных уставов и кодексов эти положения не были учтены законодателем.

Только два кодекса - Кодекс торгового  мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ2 и Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ3 - содержат специальные нормы об аренде морских и речных судов. Вместе с тем необходимо учитывать, что все установленные гл. Х и XI КТМ РФ и гл. X КВВТ РФ правила об аренде судов носят диспозитивный характер, т.е. их применение может быть исключено (изменено) соглашением сторон (ст. ст. 199 и 212 КТМ РФ, п. 1 ст. 60 КВВТ РФ).

Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ4 не отграничивает договор фрахтования воздушного судна на время (аренда) от договора чартера (воздушная перевозка) и не устанавливает каких-либо особенностей договора аренды воздушного судна (ст. 104 ВК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном  транспорте в Российской Федерации"5 перевозчик может владеть железнодорожным подвижным составом для осуществления перевозок на праве собственности или ином праве. Под "иным правом" в данном случае можно понимать и право аренды по соответствующему договору. Однако, как и ВК РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ6 не содержит специальных предписаний относительно договоров аренды железнодорожного подвижного состава.

Устав автомобильного транспорта и  городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ7 не содержит норм об аренде автомобильного транспорта с экипажем или без него.

Отсутствие отраслевой регламентации является существенным недостатком указанных нормативных актов, препятствует должному отражению особенностей аренды отдельных видов транспортных средств. В такой ситуации тем большее значение приобретают немногочисленные общие положения ГК РФ об аренде транспортных средств.

Несмотря на то что § 3 гл. 34 ГК РФ не содержит общих норм о договоре аренды транспортного средства, можно  сформулировать признаки, объединяющие договоры аренды транспортного средства без экипажа и с экипажем. Выделение договора аренды транспортного средства в качестве одного из видов договоров аренды продиктовано особенностями его предмета и нетипичными полномочиями арендатора. Предметом данного договора являются технические устройства: 1) предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способные к перемещению в пространстве вместе с ними; 2) использование которых возможно только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем; 3) обладающие свойствами источника повышенной опасности.8

Рассмотрим указанные признаки подробнее, чтобы определить границы  применения договора аренды транспортного  средства.

Транспортные средства - это технические устройства, предназначенные для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и перемещающиеся в пространстве вместе с грузом или буксируемым объектом.

Средства гужевого транспорта, который  предполагает использование в качестве двигателя живой силы, не являются техническими устройствами и не могут быть отнесены к числу транспортных средств. Поэтому аренда повозок, колясок, телег и т.п. может быть либо обычной арендой, либо прокатом (если арендодателем выступит специализированная прокатная организация).

Равным образом не относится к аренде транспортных средств аренда трубопроводного транспорта, поскольку он выполняет свои функции по перемещению грузов, но сам при этом в пространстве не перемещается. Аренда трубопроводного транспорта считается арендой сооружения (недвижимого имущества, связанного с земельным участком).

В настоящее время нельзя включать в круг возможных предметов договора аренды транспортных средств и так  называемые космические транспортные средства. Во-первых, действующее гражданское  законодательство оперирует лишь категорией "космические объекты", т.е. объекты, находящиеся в космическом пространстве, на Луне или других небесных телах либо предназначенные для их исследования или использования в гражданских целях; причем космические объекты отграничиваются от транспортных средств (ст. 40 Закона РФ от 29 мая 1992 г. N 2872-1 "О залоге"9). Во-вторых, космическая деятельность (в том числе пилотируемые космические полеты) находится в исключительном ведении Российской Федерации и регламентируется специальным законодательством (подп. "и" ст. 71 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.10, ст. ст. 2 и 5 Закона РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности"11). Однако очевидно, что при соответствующем уточнении законодательства и развитии социально-экономических потребностей космические транспортные средства станут предметом договора аренды.

Далее, транспортные средства могут  использоваться по договору аренды только при квалифицированном управлении ими и при их надлежащей технической  эксплуатации с помощью профессионально подготовленного экипажа (ст. 635 ГК РФ). Как правило, наличие у членов экипажа транспортного средства требуемой обязательной квалификации удостоверяется специальными документами. Поэтому для надлежащего оказания услуг необходимо, чтобы управляющие транспортным средством лица имели соответствующие разрешения, сертификаты, аттестаты и т.п.

Соответственно, если для управления и эксплуатации транспортного средства не требуется квалифицированный  экипаж, то такое транспортное средство (к примеру, велосипед) может быть предметом обычного договора аренды либо договора проката.

В науке и практике не выработан  единый подход к возможности аренды легковых автомобилей на основании  договора аренды транспортного средства. Ряд авторов полагают, что по правилам § 3 гл. 34 ГК РФ в аренду может быть передано любое транспортное средство, которое может управляться людьми12, а также что управление и эксплуатационно-техническое обслуживание транспортного средства, взятого в аренду без экипажа, могут осуществляться непосредственно самим арендатором13. Если принять такую точку зрения, то легковые автомобили можно было бы отнести к возможному предмету договора аренды транспортного средства, тем более что предпринимательская14 и судебно-арбитражная практика15 это допускает.


Однако подобная позиция теоретиков и практиков не только формально  противоречит прямому указанию закона на необходимость экипажа для  управления и эксплуатации арендованного  транспортного средства (ст. ст. 632, 635, 642 и 645 ГК РФ), но и не верна по социально-экономической сути. Исторически аренда легковых автомобилей всегда относилась к прокату. При прокате легкового автомобиля в современных условиях сама по себе абсурдна идея возложения на арендатора обязанности по техническому обслуживанию прокатного автомобиля. Поэтому не случайны существенные различия в правовой регламентации договора проката и договора аренды транспортного средства (например, распределение обязанностей сторон по содержанию сданного в аренду имущества и устранению его недостатков, возможность арендатора сдавать имущество в субаренду).

Принципы гражданско-правовой ответственности  за вред, причиненный взятым в аренду транспортным средством, совпадают  с принципами ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ), причем понятие источника повышенной опасности распространяется не только на само транспортное средство, но также и на связанные с ним механизмы, устройства и оборудование (погрузочно-разгрузочные механизмы, прицепы, тралы и т.п.). По этой причине аренда транспортных средств, не являющихся источниками повышенной опасности (например, велосипеда), относится к обычной аренде движимой вещи или к прокату.

В ст. ст. 632 и 642 ГК РФ договор аренды транспортного средства сформулирован  как реальный договор, т.е. такой договор, который считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК РФ). Вместе с тем в морском праве договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер) рассматриваются как консенсуальный договор (ст. ст. 198 и 211 КТМ РФ). На внутреннем водном транспорте договор аренды судна обязательно должен содержать срок передачи судна в распоряжение арендатора (п. 6 ст. 60 КВВТ РФ), т.е., по существу, тоже сформулирован как консенсуальный договор. Как представляется, модель консенсуального договора аренды транспортного средства больше соответствует потребностям рыночного оборота.

Положения § 3 гл. 34 ГК РФ в ряде случаев  отступают от общих положений  о договоре аренды. Так, ст. ст. 632 и 642 ГК РФ содержат указание на неприменимость к договору аренды транспортного средства правила о возобновлении договора аренды на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок (ст. 621 ГК РФ). Поэтому после истечения срока аренды повторно взять в аренду то же самое транспортное средство можно только путем заключения нового договора на общих основаниях.

Как императивно предписывают ст. ст. 633 и 643 ГК РФ, договор аренды транспортного средства должен быть заключен в письменной форме. Дополнительные требования, которым должна соответствовать форма договора, законом не предусмотрены, поэтому договор аренды транспортного средства с экипажем может быть оформлен путем составления одного документа, подписанного сторонами, путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи и т.п. (ст. ст. 160 и 434 ГК РФ16).

Следует подчеркнуть, что обязательная письменная форма договора аренды транспортного средства с экипажем предусмотрена законом независимо от субъектного состава сторон договора, т.е. правило п. 1 ст. 609 ГК РФ об устной форме некоторых сделок между гражданами в данном случае неприменимо.

Несмотря на то что большинство  транспортных средств - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания - являются недвижимым имуществом в силу указания закона (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ), к их аренде не применяются правила о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества. В транспортных уставах и кодексах также отсутствуют прямые предписания об обязательной государственной регистрации договоров аренды транспортных средств с экипажем.

Вместе с тем в специальных  правилах ведения реестров различных  транспортных средств есть положения о регистрации договоров аренды транспортных средств и соответствующих ограничений (обременений) прав на них.

Поэтому договор аренды транспортного  средства, отнесенного к недвижимому  имуществу, не подлежит обязательной регистрации  и считается заключенным с момента согласования в письменной форме всех его существенных условий. Отсутствие регистрации в соответствующем реестре не влияет на заключенность договора аренды.

Необходимо обратить внимание на различия в правовом регулировании отдельных  вопросов аренды в договоре аренды транспортного средства с экипажем и в договоре аренды без экипажа.

В частности, закон возлагает на арендодателя обязанность страховать взятое в аренду с экипажем транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен в связи с его эксплуатацией, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ). Норма указывает только на два вида имущественного страхования:

1) страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества - переданного в аренду транспортного средства (ст. 930 ГК РФ);

2) страхование ответственности  за причинение вреда жизни,  здоровью или имуществу третьих  лиц при эксплуатации арендованного  транспортного средства (ст. 931 ГК  РФ). Следовательно, если иное не установлено соглашением сторон договора аренды транспортного средства, то действует диспозитивная норма ст. 637 ГК РФ, которая не распространяется на страхование других рисков.

По-иному сформулирована ст. 646 ГК РФ, согласно которой, если иное не предусмотрено договором, арендатор транспортного средства без экипажа несет расходы на страхование транспортного средства, включая страхование своей ответственности. В данном случае, во-первых, нет указания на то, что страхование транспортного средства и ответственности арендатора должно быть обязательным в силу нормы закона или пункта договора. Во-вторых, страхование ответственности не ограничено страхованием внедоговорной ответственности перед третьими лицами (за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу).17

Таким образом, круг страховых рисков в ст. 646 ГК РФ шире, нежели в ст. 637 ГК РФ. Это может быть объяснено  тем, что транспортное средство, взятое в аренду без экипажа, находится  всецело в фактическом обладании  арендатора, управляется и эксплуатируется им без какого-либо участия со стороны арендодателя.

Вместе с тем отсутствие каких  бы то ни было ориентиров, определяющих перечень видов страховых рисков, которые должен застраховать арендатор, нельзя признать правильным. В любом  случае, если иное не установлено договором, нельзя возлагать на арендатора несение расходов по страхованию транспортного средства сверх тех, которые закон признает обязательными для данного вида транспорта.

Информация о работе Общие положения о договоре аренды транспортных средств