Аренда транспортных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 10:21, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является выявление особенностей аренды транспортными средствами. Для достижения этой цели я поставил следующие задачи:
исследовать литературные источники по данной тематике;
произвести теоретический анализ особенностей аренды транспортными средствами;
сформулировать выводы проделанной работы.

Содержание

Введение 3
I Понятие и особенности договора аренды транспортных средств 4
II Аренда транспортных средств с экипажем 8
III Аренда транспортных средств без экипажа 9
IV Особенности аренды отдельных видов транспортных средств 10
Заключение 19
Список литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат_Хоз_право.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

Договором аренды может  быть предусмотрено отнесение расходов по эксплуатации на собственника транспортного  средства с последующей компенса-цией арендатором этих затрат. Выплата компенсации стоимости израсходованных ГСМ осуществляется на основании выставленного арендодателем счета и путевых листов автомобиля, подтверждающих обоснованность расхода ГСМ.

Если у арендатора возникает необходимость проведения ремонтных работ за свой счет, то в таких случаях, как правило, собственник автомобиля компенсирует затраты на ремонт.

Согласно ст.639 ГК если арендатор признан виновным в повреждении или гибели арендованного автомобиля, он обязан компенсировать причиненные арендодателю убытки, если последний докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды. Если же автомобиль, арендованный с экипажем, причинил ущерб третьим лицам, ответственность несет его владелец-арендодатель (ст.640 ГК). При этом он вправе предъявить арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.

 

 

III. Аренда транспортного средства без экипажа

По ДАТС без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК).

ДАТС без экипажа должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. К такому договору не применяются правила о регистрации договоров. Арендатор в течение всего срока договора аренды обязан:

    • поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт;
    • осуществлять своими силами управление транспортным средством и его эксплуатацию, как коммерческую, так и техническую;
    • оплачивать расходы на содержание транспортного средства, его страхование, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией.

Арендатор обязан застраховать как само транспортное средство, так и свою ответственность (статья 646 ГК). Платежи по договору страхования арендованного автомобиля отражаются в бухгалтерском учете арендатора в составе расходов по обычным видам деятельности. Как правило, платеж по договору страхования производится авансом в счет будущих периодов и отражается на счете 97 "Расходы будущих периодов". Получателем страхового возмещения может быть как арендатор, так и арендодатель.

Арендатор, заключивший ДАТС без экипажа, должен нести бремя расходов по ремонту и содержанию автомобиля (ст.644 ГК). В случае если договором аренды предусмотрено возложение обязанности по ремонту на арендатора, расходы на ремонт арендуемых объектов основных средств, осуществленные арендатором, включаются им в состав расходов.

Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспорт-ное средство в субаренду на условиях ДАТС с экипажем или без экипажа. Аренда-тор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.

При аренде транспортного средства без экипажа в случае причинения им вреда третьим лицам ответственность несет арендатор (ст.648 ГК).

 

 

IV. Особенности аренды отдельных  видов транспортных средств

В реальном имущественном  обороте аренда различных видов  транспортных средств носит распространенный характер. Однако возникающие при  этом правоотношения в одних случаях подлежат регулированию общими положениями о договоре аренды (§1 гл.34 ГК), а в других – по преимуществу специальными правилами о договоре аренды (фрахтования на время) транспортного средства (§3 гл. 34 ГК) и лишь при отсутствии таковых – общими положениями о договоре аренды.

В зависимости от квалификации соответствующих правоотношений - как  дого-вора аренды либо как ДАТС – строится схема их правового регулирования. Призна-ние соответствующего договора договором аренды транспортного средства озна-чает, что он регулируется нормами §3 гл.34 ГК, затем, в субсидиарном порядке, общими положениями об аренде (§1 гл.34 ГК) с учетом особенностей аренды отдельных видов транспортных средств, установленных транспортными уставами и кодексами. Регулирование ДАТС, которые в силу отсутствия необходимых квали-фицирующих признаков не могут быть отнесены к ДАТС. Ограничено применением общих положений об аренде; другие нормативные акты могут лишь детализировать названные общие положения об аренде. Например, порядок сдачи в аренду вагонов, принадлежащих железным дорогам РФ, регламентируется Положением о порядке сдачи в аренду вагонов инвентарного парка железных дорог РФ, утвержденным указанием Министерства путей сообщения РФ (МПС) от 25 марта 1997г. № А-354у. В свою очередь, принятие МПС данного Положения основано на ст.4 Федерального закона « о федеральном железнодорожном транспорте», согласно которой сдача в аренду подвижного состава, находящегося в федеральной собственности, осуществ-ляется применительно к специфике деятельности железнодорожного транспорта федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транс-порта или по его поручению железными дорогами в порядке, определяемом указанным федеральным органом.

В соответствии с названным Положением сдача вагонов в аренду организациям и гражданам производится железными дорогами по разрешению МПС. Заявки организаций и граждан на получение разрешения МПС на передачу им вагонов в аренду должны содержать следующие сведения (с соответствующим обоснова-нием): необходимое количество вагонов (если речь идет о цистернах либо изотерми-ческих вагонах в заявке должна быть указаны их номера, предварительно согласо-ванные с МПС); наименование и характеристика грузов, для перевозки которых требуются вагоны; чертежи на размещение и крепление грузов в случае необходи-мости оборудования вагонов несъемными приспособлениями; указание районов курсирования вагонов.

При наличии  разрешения МПС железная дорога заключает  с соответствующей организацией (гражданином)  – арендатором договор аренды вагонов. Срок аренды не может включать условие о праве арендатора на выкуп вагонов. Срок аренды вагонов по такому договору не может превышать одного года, а право арендатора на его продление обусловлено необходимостью получения согласия МПС. Арендная плата за владение и пользование полученным в аренду подвижным составом должна предусматриваться в договоре аренды на основании методических рекомендаций по определению ставок арендной платы на грузовые вагоны, утверждаемых МПС. Регулируются указанным Положением некоторые последствия ненадлежащего исполнения обязательств, вытекающих из договора аренды вагонов. В частности, в договорах аренды должна предусматриваться ответственность арендаторов за неочистку, несвоевременный возврат и повреждение вагонов. В случае утери железной дорогой вагонов, переданных в аренду, арендатору в течение одного месяца должен быть предоставлен другой соответствующий вагон взамен утраченного при подтверждении арендатором подлинной грузовой квитанцией неприбытия вагона  или груза в адрес получателя. В случае утери или отправления в ремонт арендованных цистерн их замена возможна только с разрешения МПС.

В остальном  за пределами названных специальных  правил правоотношения, связанные с  арендой вагонов, регулируются общими положениями об аренде. Общими положениями о договоре аренды должны регулироваться также договоры аренды автомобилей, прицепов, автофургонов и любых других транспортных средств, не требующих квалифицированного управления и обеспечения их надлежащей технической эксплуатации силами профессионального экипажа.

В сфере торгового  мореплавания довольно широкое распространение  имеют 2 разновидности договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства: договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). В действующем сегодня КТМ РФ нормы, регулирующий указанные договоры, выделены в 2 самостоятельные главы (X и XI), тем самым подчеркивается значение тайм-чартера и бербоут-чартера как отдельных видов дого-вора аренды транспортного средства,  который по своей правовой природе отличает-ся от договора морской перевозки.

По договору тайм-чартеру судовладелец обязуется за обусловленную плату предоставить арендатору судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров, или для иных целей торгового мореплавания (ст.198 КТМ).

По договору бербоут-чартер судовладелец обязуется за обусловленную плату предоставить арендателю в пользование и во владение на определенный срок не укомплектованное экипажем  и не снаряженное судно для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (ст.211 КТМ).

Существенными условиями тайм-чартера являются следующие условия догово-ра: наименование сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера (ст.200 КТМ). Круг существенных условий бербоут-чартера расширя-ется за счет условий о классе судна, флаге, количестве расходуемого им топлива.

Следует подчеркнуть, что  как при тайм-чартере, так и  при бербоут - чартере пользование  судном со стороны фрахтователя имеет  целевое назначение: судно фрахтуется для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Под иными целями понимаются: ведение морских промыслов, осуществление буксирных операций, проведение морских научных исследований, разведка минеральных и других ресурсов морского дна и его недр и др.

Существенное значение для обеих разновидностей договора фрахтования имеет условие о  сроке действия тайм-чартера (бербоут - чартера). Типовые (стандартные) проформы предусматривают различные сроки  аренды, выраженные в определенном числе календарных месяцев или лет (от двух месяцев до десяти  более лет). Период нахождения судна в аренде может быть определен и иным образом – посуточно, подекадно, помесячно либо на время проведения определенных работ или совершения определенных рейсов. Течение срока начинается со дня приема судна фрахтователем. По окончании срока фрахтователь должен возвратить судно его владельцу. Однако судебная практика многих государств допускает возможность в определенных случаях некоторого увеличения срока аренды (разумных пределах), например в пределах срока, необходимого фрахтователя для завершения последнего рейса. Названные разновидности договора фрахтования – тайм-чартер и бербоут-чартер – различаются по предмету договора. Во-первых, при тайм-чартере судно передается в пользование фрахтователя, а при бербоут-чартере – в его владение и пользование. Во-вторых, по тайм-чартеру судно передается с экипажем, оказываю-щим услуги по управлению и технической эксплуатации судна; по бербоут-чартеру фрахтователь получает судно, не снаряженное и не укомплектованное экипажем.

По общему правилу  право фрахтователя пользоваться судном (при тайм-чартере) или владеть  и пользоваться (при бербоут-чартере) включает в себя правомочие фрахтователя на передачу судна в субаренду (соответственно в субтайм-чартер и суббербоут-чартер). Требования КТМ, предъявляемые к субтайм-чартеру и суббербоут-чартеру, являются идентичными: указанные договоры заклю-чаются фрахтователем с третьими лицами от своего имени; как субтайм-чартер, так и суббербоут-чартер могут быть заключены на весь срок действия договора аренды судна  или на часть этого срока. Заключение фрахтователем субтайм-чартера или суббербоут-чартера не освобождает последнего от выполнения обязательств перед судовладельцем, вытекающих из основного договора аренды (тайм-чартера или бербоут-чартера).

Основной обязанностью судовладельца по тайм-чартеру, как  и всякого арендо-дателя по договору аренды, является передача фрахтователю морского судна в состоянии, пригодном для его использования по назначению, предусмотренному договором. В этих целях судовладелец должен к моменту передачи судна аренда-теля привести его в мореходное состояние: принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей аренды, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна. Судовладелец обязан также в течение срока действия тайм-чартера поддер-живать судно в мореходном состоянии, оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности, а также на содержание членов экипажа судна (ст.203 КТМ).

При бербоут-чартере  обязанность судовладельца  по приведению судна в море-ходное состояние ограничена моментом передачи судна арендателю. В течение же срока действия договора после передачи судна арендателю обязанность по поддер-жанию судна в мореходном состоянии возложена на арендателя, который укомплек-товывает судно своим экипажем и в силу этого отвечает за техническое состояние и надлежащую эксплуатацию судна. Исключение – случаи, когда  выявляются скры-тые недостатки судна, устранение которых вменено в обязанность судовладельцу.

Что касается арендателя, то можно выделить три его основные обязанности как по тайм-чартеру, так и по бербоут-чартеру. Во-первых, на арендателя возложена обязанность пользоваться арендованным судном (а при тайм-чартере и услугами экипажа) в соответствии с целями и условиями его предоставления, предусмотренными договором, а также нести расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна. В дополнение к этому при бербоут-чартере на арендателе лежит обязанность осуществлять эксплуатацию судна в соответствии с условиями договора и страхование судна и ответственности арендателя, а также уплату сборов, взимаемых с судна (п.1 ст.204, п.1 ст.218 КТМ).

Информация о работе Аренда транспортных средств