Анализ мотивации на примере ОАО "Молоко Бурятии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 07:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ методов мотивации труда персонала. Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить методы мотивации персонала;
Рассмотреть мотивацию труда как элемент процесса управления персоналом в современном мире;
Рассмотреть организацию стимулирования и мотивации труда на конкретном предприятии;
Разработать пути повышения эффективности трудовых ресурсов на предприятии через реформирование системы мотивации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Природно-экономическая характеристика ОАО «Молоко» 6
1.1 Краткая характеристика деятельности и основные технико-экономические показатели 6
1.2. Состав и структура основных фондов 11
Глава 2 Мотивация персонала на ОАО «Молоко» 15
2.1 Обеспеченность ОАО «Молоко» трудовыми ресурсами 15
2.2 Организация стимулирования и методы мотивации труда на ОАО «Молоко» 18
Глава 3. Повышение эффективности трудовых ресурсов путем реформирования мотивации труда на ОАО «Молоко» 21
3.1. Оценка эффективности трудовых ресурсов ОАО «Молоко» 21
3.2. Повышение эффективности трудовых ресурсов на ОАО «Молоко» через реформирование системы мотивации 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ мотивации на примере ОАО Молоко Бурятии.doc

— 283.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Глубокий кризис, переживаемый экономикой России, проявляется не только в падении производства, но и в снижении накопленного экономического и научно-технического потенциала. В условиях инфляции и разрыва производственных связей под ударом оказались в первую очередь отрасли высокой технологии. Отсутствие платежеспособного спроса на наукоемкую продукцию приводит к разрыву связей между наукой и производством, невостребованности высококвалифицированных кадров научно-технических специалистов, усилению оттока за рубеж талантливых и перспективных работников. Все это создает реальную опасность перехода отечественной экономики в состояние глубокого спада.

Инвестиции в "человеческий капитал" специалиста и условия его труда, приобретают не менее важное значение, чем затраты в создание новых высоких технологий, совершенных рабочих мест и т.д.

Из перечисленного комплекса  проблем особое значение приобретает квалификация работников. Так, по мнению самих специалистов, характерной чертой современного состояния общественного производства стали их некомпетентность, наметившееся отставание от требований НТП, общий относительно низкий культурный уровень.

Выход из создавшегося положения  видится в разработке комплексной  целевой государственной программы  непрерывного образования всех категорий специалистов, прежде всего занятых на предприятиях различных форм собственности, а также коренного улучшения условий и содержания их труда, материального и морального стимулирования.

Основу системы стимулирования составляет организация оплаты труда, которая должна быть адекватна сложившемуся хозяйственному механизму. Одним из недостатков системы стимулирования, в том числе специалистов, действующей в отечественной промышленности, является ее неадекватность требованиям формирующегося рыночного механизма хозяйствования, что в конечном итоге снижает мотивацию трудовой активности данной категории работников.

К сожалению, вместо денежного вознаграждения в системе мотивов специалиста, раскрытие их взаимосвязи и взаимодополняемости остается недостаточно разработанной проблемой. Отечественная политэкономия, основу которой составляет марксизм, отдавала приоритет прежде всего материальным мотивам трудовой деятельности, а также социалистическому соревнованию, отождествляемому с моральными стимулами.

В силу объективных причин и исторических условий вопросы мотивации труда, широко рассматриваемые зарубежными учеными во второй половине XX века в области психологии, социологии и экономики, оказались вне сферы внимания марксистско-ленинской политэкономии, а такие теории как содержательные (А.Маслоу, Ф.Херцберга, ДМакКлелланда) и процессуальные (теория ожидания, теория справедливости, модель Порте-ра-Лоулера) отвергались, объявлялись антинаучными и не использовались в научном обороте.

В области данной проблемы существует много работ учёных различных областей науки- психологов, социологов, экономистов и др.  
Заслуживают внимания работы таких зарубежных исследователей как: М.Х.Мескона, М.Альберта, Ф.Хедоури, А.Маслоу, Ф.Херцберга, Д.Макклелланда, М.У.Майнера, Д.С.Синка и др.

В Российской Федерации  исследованием данной проблемы, как  правило, занимаются социологи и  психологи: Аитов Н.А., Асеев В.Г., Дмитриева М.А., Крылова А.А., Нафтульев  А.И., Петровский А.В., Ядов В.А. и др.

В работах отечественных учёных рассматриваются социальные и психологические аспекты мотивации трудовой деятельности в недостаточной связи с экономическими. Исследования проведены в условиях централизованной плановой экономики. В большинстве случаев исследуются проблемы мотивации рабочих. Это обусловлено тем, что отечественная политэкономия рассматривала зависимость поведения человека от объективных условий, от его классовой принадлежности и вытекающих отсюда конкретных форм экономического поведения. Данный анализ является в определённой степени правомерным. Однако мотивация трудовой деятельности человека, как показывает практика, связана не только с объективными факторами, но и с личностными. Поэтому важнейшей задачей политэкономии является анализ соотношения целей человека и целей экономической системы, в которой осуществляется его трудовая деятельность.

Необходимо отметить, что принятые Законы Российской Федерации  о собственности, предприятии и  предпринимательской деятельности привели к возрастанию экономической  самостоятельности, а в связи  с этим к росту заинтересованности специалистов в эффективном труде, в увеличении доходов и сокращении издержек, экономии всех видов ресурсов. Воздействие данных процессов создает предпосылки повышению мотивации трудовой деятельности специалистов на уровне предприятий, подразделений.

Целью курсовой работы является анализ методов мотивации труда персонала. Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить методы мотивации персонала;
  2. Рассмотреть мотивацию труда как элемент процесса управления персоналом в современном мире;
  3. Рассмотреть организацию стимулирования и мотивации труда на конкретном предприятии;
  4. Разработать пути повышения эффективности трудовых ресурсов на предприятии через реформирование системы мотивации.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Природно-экономическая характеристика ОАО «Молоко»

 

1.1 Краткая характеристика  деятельности и основные технико-экономические  показатели

 

Открытое акционерное  Общество «Молоко» (ОАО «Молоко»),   зарегистрировано Администрацией г. Улан-Удэ, республики Бурятия. Прежнее наименование: ОАО «Молоко».

Улан-Удэнский молочный завод работает с 1955 года. Первоначальная мощность – 10 т перерабатываемого  молока в сутки. В 1959 году осуществлена реконструкция. Мероприятия позволили  увеличить количество перерабатываемого  молока до 25 т в сутки. В 1980 году сдано в эксплуатацию новое здание завода с проектной мощностью 200 т перерабатываемого молока в сутки.

12 ноября 1996 года предприятие  было приватизировано и переименовано  в ОАО «Молоко». Уставной капитал 16429 рублей. 97 % акций принадлежат физическим лицам, а 3 % юридическим.

Предприятие расположено  в юго-восточной части города, в 4,5 км от железнодорожной станции  Заудинск ВСЖД и в 20 км от аэропорта  Улан-Удэ. Производственная территория составляет 5,97 га.

Предприятие располагает  собственными производственными площадями с развитой инфраструктурой:

  • производственно-технические здания общей площадью, 35 га;
  • склады;
  • гаражи;
  • специализированный магазин, 5 киосков и 6 торговых точек в помещениях рынков.

Предприятие производит:

1. Цельномолочную продукцию, в т.ч. молоко;

2. Нежирную молочную  продукцию:

3. Сыры плавленые:

4. Молоко сухое цельное,  молоко сухое обезжиренное (для  собственных нужд);

  5. Масло сливочное  крестьянское.

  Высшим органом  управления ОАО является общее  собрание акционеров. На общем собрании акционеров избираются генеральный директор и совет директоров общества, которые осуществляют руководство текущей деятельностью ОАО «Молоко».

Основная деятельность ОАО «Молоко» производство и реализация молочных продуктов. Основное сырье – цельное молоко, поступающее из десяти районов Республики Бурятия, а именно: Тарбагатайского, Иволгинского, Кабанского, Бичурского, Заиграевского, Хоринского, Джидинского, Селенгинского, Прибайкальского, Мухор-Шибирского.

Молоко закупается как  от хозяйств, так и от частного сектора. За 2010 год от частного сектора поступило 1757 тонн молока, что составляет 24,89 от общего объема закупок. Главная особенность предприятий по переработке молока – сезонное поступление сырья.

На ОАО «Молоко» вырабатывает цельномолочную продукцию, нежирную молочную продукцию, сыры плавления, масло сливочное, молоко сухое. Наибольший удельный вес в товарной продукции составляет цельномолочная продукция (основной вид деятельности ОАО «Молоко»).

За 2010 год было выработано товарной продукции на сумму 61040 тыс. руб., что составляет 162,4% к 2009 г. в действующих ценах.

Молочный завод имеет  половину нового оборудования, которому только два года. Другая же половина сильно изношена (морально и физически). Всего около 60% износа.

Продукция молочного завода «Молоко» частично продается за пределы области (около 10% всего ассортимента).

На Улан-Удэнском молочном заводе работают 195 человек, 150 из которых - рабочих. В основном демографический  состав рабочего персонала составляют  женщины, в возрасте от 20 до 50 лет.

Производственную и  организационную структуры предприятия  ОАО «Молоко» можно представить виде таблиц:

 

Таблица 1

Производственная структура  ОАО «Молоко».

Производственная структура предприятия

Основные

цеха

Вспомогательные

 цеха

Обслуживающие

 цеха

Сырный цех

Электроцех

Транспортное хозяйство

Маслоцех 

Мехцех

Складское хозяйство

Творожный цех

Цех КИПиА

 
 

Лаборатория

 

 

Таблица 2

Организационная структура  ОАО «Молоко».

 

 

Генеральный директор

ОАО «Молоко»

 

 

 

 

 

Заместитель

ген.директора

 

Главный бухгалтер

 

Главный

инженер

 

Главный

экономист

 

Директор

производства

 

 

 

 

 

 

 

Коммерческий

Директор

 

Инженер по ОТ и ТБ

 

Начальник

автогаража

 

Начальник охраны

 

Старший

мастер

 

 

 

 

 

Менеджеры

 

Бухгалтерия

 

Энергетик

 

Экономисты 

 

Сменные мастера

 

 

 

     

Продавцы

 

Оператор

товаровед

 

Механик

     

Лаборанты

       

 

 

       
       

Строительная

группа 

       

 

Как видно из выше приведенной  схемы главным управляющим и  принимающим решения  на предприятии является генеральный директор. Генеральный директор на ОАО «Молоко».

Это одна из типичных функциональных организационных структур, которая  определяет соотношение  между функциями, выполняемыми сотрудниками организации.

Отдел по управлению персоналом состоит из 5 человек. Руководитель (менеджер по управлению персоналом), специалист по отбору кадров, специалист по оценке персонала, специалист по мотивации и компенсации, специалист по коммуникациям.

Каждый сотрудник отдела выполняет свой круг обязанностей согласуемых вместе менеджером по управлению персоналом, который, в свою очередь, согласует свою деятельность со всеми структурными единицами предприятия.

Наличие специалистов по всем направлениям деятельности отдела максимально мобилизует возможности  предприятия по управлению персоналом. Это приводит к оперативному реагированию на изменяющиеся условия рынка бизнеса.

В результате, повышается мобильность и устойчивость всего  предприятия.

Рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности предприятия.

В 2010 году произошел рост спроса на продукцию ОАО “Молоко”. Это связано с высоким качеством продукции и сравнительно не высокой ценой, было реализовано на 25,74%, что на 6090 тыс.руб. больше, чем в 2009 году. Также не мало важную роль в росте реализованной продукции сыграли проведение различных  маркетинговых мероприятий по продвижению товара. Однако, объем реализованной продукции был сравнительно меньше объема товарной продукции, это связано с освоением дополнительных рынков сбыта.       

 

 

 

 

Таблица 3

Основные технико-экономические  показатели предприятия

Показатели

2008

2009

2010

Отклонения 2009г к 2008г

Отклонения 2010г к 2009г

(+,-)

%

(+,-)

%

1 Товарная продукция

22548

25450

31859

2902

112,87

6409

125,18

2. Реализованная продукция, тыс.  руб.

20568

23658

29748

3090

115,02

6090

125,74

3. Стоимость основных фондов

10265

11982

15999

1717

116,73

4017

133,53

4. Фондоотдача основных фондов

1,84

2,12

1,99

0,28

115,22

-0,13

93,87

5. Среднечпис. численность всего  в т.ч.

187

192

195

5

102,67

3

101,56

- работающих

58

49

45

-9

84,48

-4

91,84

- рабочих

129

143

150

14

110,85

7

104,90

6. Среднегодовая выработка в  т.ч.

- на одного работающего

- на одного рабочего

14,52

15,34

18,28

0,82

105,65

2,94

119,17

8,56

8,97

9,15

0,41

104,79

0,18

102,01

12,36

11,87

15,44

-0,49

96,04

3,57

130,08

7. Фонд оплаты труда в .т.ч.

- работающих

- рабочих

22447

25984

28616

3537

115,76

2632

110,13

387,02

530,29

635,91

143,27

137,02

105,63

119,92

174,01

181,71

190,77

7,70

104,42

9,07

104,99

8. Среднегодовой уровень оплаты труда

- на одного работающего

- на одного рабочего

23548

28479

34587

4931

120,94

6108

121,45

406

343

315

-63

84,48

-28

91,84

903

1001

1050

98

110,85

49

104,90

9. Себестоимость продукции (работ,  услуг)

17589

20516

21894

2927

116,64

1378

106,72

10. Материалоемкость продукции  (работ, услуг)

12,56

11,47

13,54

-1,09

91,32

2,07

118,05

11. Затраты на 1 рубль продукции  (работ, услуг)

0,78

0,81

0,69

0,03

103,34

-0,12

85,25

12. Прибыль от реализации продукции

4959

4934

9965

-25

99,50

5031

201,97

13. Балансовая прибыль

1653

1644,67

3321,67

-8,33

99,50

1677

201,97

14. Рентабельность продукции

9

8

15

-1

88,89

7

187,50

Информация о работе Анализ мотивации на примере ОАО "Молоко Бурятии"