IPO как возможность выхода российских компаний на международный рынок капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

В процессе своего жизненного цикла предприятие сталкивается со многими трудностями. Основная из них, на мой взгляд - где взять достаточное количество денежных ресурсов для своего развития. Ведь чтобы не стоять на месте и не "гнить" предприятие должно развиваться, а для этого нужны определенные капиталовложения. Чем больше предприятие, тем большая сумма денег ему нужна. Конечно, первым вариантом для каждого из них является получение кредитов в банке. Но наступает момент, когда ни один банк не в силах обеспечить запросы компаний, даже если у нее безупречная кредитная история. Тогда предприятие решает привлечь необходимую ему сумму извне. Одним из наиболее эффективных и, главное, дешевых способов для предприятий, особо нуждающихся в крупных активах, на мой взгляд, является привлечение иностранных инвестиций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. История развития российского IPO ………………………………. 5
1.2 Зарубежный опыт………………………………………………………… 13
1.3 Мировой кризис и рынок IPO ……………….………………………….. 23
Глава 2. Анализ рынка IPO сегодня…..……………………………………... 32
IPO для предприятий. Преимущества IPO для российских
предприятий ………………………………………………………………….. 32
Проблема выбора биржи отечественными предприятиями для
проведения IPO ………………………………………………………………. 34
Подбор партнеров по IPO, способы размещения акций и
подготовка к первичному размещению…………………………………….. 36
2.4 Выход компании на биржу………………………………………………. 39
2.5 Работа с инвесторами после размещения………………………………. 43
Глава 3. Российский рынок IPO завтра, прогнозы
дальнейшей активности……………………………………………………… 44
Заключение……………………………………………………………………. 52
Список литературы…………………………………………………………… 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая РЦБ.docx

— 250.89 Кб (Скачать файл)

 

    1. Работа с инвесторами после размещения.

 

Мне удалось выяснить, что все компании, разместившие свои акции на бирже, утверждают, что IPO с этого только начинается. Рутинная работа с инвесторами, организация публикаций регулярной отчетности, поддержка корпоративного сайта, раскрытие и правильная подача так называемых существенных фактов из жизни компании требуют постоянной работы. Необходимо также вести борьбу с биржевыми спекуляциями и быть готовыми к тому, что сообщение в прессе или же общий спад рынка могут заставить колебаться котировки акций на десятки процентов. Наличие независимых представителей в совете директоров компании, соблюдение прав миноритарных акционеров, которым может похвастать далеко не каждая отечественная компания, - все это ведет к значительным изменениям характера ведения бизнеса. Поэтому в России есть целый класс собственников, которые не рассматривают IPO в качестве возможной перспективы. Но со временем таких компаний становится все меньше.

Конечно же отмечу, что любое публичное привлечение средств - будь то кредит банка или IPO - это прежде всего продажа будущего компании таким, каким видят его текущие собственники. Для того чтобы сделка была успешной, необходимо четко формулировать и доводить до участников рынка свои цели и стратегию, Ведь нередко компании направляют все усилия на то, чтобы добиться краткосрочных результатов, которых, как им кажется, ожидает от них рынок. Правильное управление ожиданиями инвесторов позволит компаниям реализовать свои долгосрочные планы.

 

 

 

 

Глава 3. Российские компании на рынке IPO завтра, прогнозы дальнейшей активности

 

Прошедший 2012 год для глобального рынка IPO сложился не слишком удачно - сказалась осложнившаяся политическая и экономическая ситуация. Совокупный объем проведенных в мире сделок снизился до минимального с 2008 года уровня, составив всего $112 млрд. Однако накануне 2013 года, по словам партнера группы по сопровождению сделок на рынках капитала PricewaterhouseCoopers Марка Хьюза, перспективы рынка IPO выглядели обнадеживающими: "Ситуация на рынках капитала улучшается и индексы волатильности остаются на прежнем уровне. Кроме того, оптимизм подкрепляется положительной динамикой котировок акций после проведения последних сделок IPO и предотвращением падения американской экономики с "фискального обрыва" в краткосрочной перспективе". Как отмечает эксперт, совокупность этих факторов должна стать стимулом для компаний, которые в 2012 году отложили размещения в ожидании более благоприятного момента для выхода на рынки капитала, а также придать уверенность инвесторам, готовым "раскошелиться" на IPO высокого качества по разумной цене.

Между тем, российские аналитики, в отличие от своих зарубежных коллег, дают более сдержанные прогнозы. "Возможно, международным экспертам виднее, но мне кажется, что оптимизмом на рынках пока и не пахнет, учитывая экономическую ситуацию в США и в Европе, которая далека от совершенства. Это отчасти подтверждается и текущими статданными. Поэтому я не думаю, что нас ожидает какое-то принципиальное улучшение ситуации в 2013 году. Скорее всего, застой на этом рынке сохранится, будут весьма точечные размещения: либо при острой необходимости компаний в деньгах, либо это будут крайне интересные проекты, собственники которых посчитают возможным их монетизировать", - считает управляющий директор ИГ "Велес Капитал" Михаил Зак. Действительно, как показали результаты 1 квартала 2013 года, оптимизм был несколько преждевременным, активность на рынках IPO осталась достаточно низкой: за три месяца в мире было заключено всего 118 сделок на общую сумму $18,2 млрд. Объем привлеченного капитала сократился в два раза по сравнению с 4 кварталом прошлого года и лишь на 1% превысил показатель 1 квартала 2012 года, свидетельствуют данные обзора мировых рынков IPO, подготовленного компанией Ernst & Young. "Этот год начался с низкого уровня активности, но мы полагаем, что перспективы на вторую половину года выглядят более оптимистично. Количество потенциальных IPO довольно значительное, и нам известно, что как минимум 300 новых компаний готовятся к листингу в 2013 году", - комментирует руководитель глобальной практики Ernst & Young по оказанию услуг на рынках стратегического роста Мария Пинелли.

На российском рынке, который в конце прошлого года начал постепенно восстанавливаться после "спячки", состоялось пока одно IPO - "Московской биржи", по итогам которого было привлечено $500 млн. Как сообщил на состоявшемся на прошлой неделе в Москве "Биржевом форуме" председатель правления "Московской биржи" Александр Афанасьев, в 1 квартале российская площадка вошла в первую десятку бирж мира по объемам IPO. Г-н Афанасьев напомнил, что было проведено всего одно размещение, IPO самой биржи. "Это говорит о ситуации с IPO в мире", - считает он. В феврале эксперты возлагали большие надежды на размещение "Московской биржи", поскольку ее удачное IPO послужило бы сигналом к тому, что размещаться на внутреннем рынке можно, а сама биржа в недалеком будущем сможет, наконец, составить реальную конкуренцию Лондону, Нью-Йорку, Франкфурту. Между тем, результаты IPO получились неоднозначными. Как сообщили по итогам размещения представители биржи, объем переподписки на акции превысил два раза, количество институциональных инвесторов составило трехзначное число, а частных - приблизилось к тысяче. Успешной прошедшую сделку назвали и в ФСФР. Однако, по мнению директора информационно-аналитического управления ИК "Энергокапитал" Александра Игнатюка, некоторые сомнения вызывает состав инвесторов, принявших участие в IPO. "С одной стороны, книга заявок переподписана дважды, с другой, ключевые инвесторы - прогосударственные фонды и связанные с ними структуры. Те рыночные игроки, которые ожидали, что акции ММВБ станут своеобразным флюгером текущего состояния российского фондового рынка, не ошибались. Иначе говоря, IPO наглядно продемонстрировало низкую степень влияния частных российских инвесторов и зарубежных фондов на то или иное событие на российском фондовом рынке", - отмечает аналитик. Михаил Зак из "Велес Капитала" также считает, что "Московской бирже" не удалось стать хорошим примером для российских эмитентов, чего все так ждали. "Размещение на отечественной площадке - дело благое, но оно было продиктовано целым рядом обстоятельств. Биржа была вынуждена размещаться в сжатые сроки, поскольку была определенная договоренность при слиянии с РТС. Реальное размещение на стабильном рынке можно было сделать существенно лучше, что косвенно подтверждают текущие котировки биржи. Ликвидность в бумагах невысокая, котировки стоят на месте, это значит, что акции держат банки-андеррайтеры", - поясняет г-н Зак.

Стоит отметить, что в 1 квартале года на глобальном рынке IPO начала формироваться новая тенденция: на первое место в мире по уровню активности в этой области вышли американские биржи, оставив позади не только европейские, но и азиатские площадки. По мнению экспертов, позитивные настроения на рынке США преобладают на фоне улучшения макроэкономических показателей (так, промышленный индекс Dow Jones Industrial Average в марте достиг максимальной с октября 2007 года отметки), в то время как Европе пока не удалось преодолеть долговой кризис и политическую нестабильность в ряде стран, а на биржах Китая и вовсе действует временный запрет на проведение листинга. Так что по количеству проведенных сделок пока лидируют NASDAQ и Нью-Йоркская фондовая биржа. Крупнейшее размещение квартала также прошло в США: ветеринарная "дочка" американской Pfizer - Zoetis - привлекла в Нью-Йорке $2,24 млрд, что стало первой большой подобной сделкой с момента выхода на биржу Facebook. По мнению руководителя департамента корпоративных финансов ИФК "Метрополь" Сергея Солоусова, компании из России, планирующие размещаться за рубежом, также будут отдавать предпочтение американским площадкам, по причине большого количества ликвидности, которая там сосредоточена. "Конечно, Лондон исторически лучше воспринимается русскими, но, с другой стороны, основные деньги, в том числе, инвестиционные, сейчас направлены в Америку, где происходит второй бум индустриализации", - считает эксперт. Руководитель практики Ernst & Young по оказанию услуг фондам прямых инвестиций в России и СНГ Гари Швайцер, в свою очередь, отмечает, что в России есть ряд технологичных компаний, которые находятся в процессе подготовки или планируют IPO в США и могут воспользоваться льготами, введенными для "новых растущих компаний" (Emerging Growth Companies). "Если рынки США удержатся на текущем уровне или продолжат расти, я полагаю, что количество IPO в США может увеличиться", - отмечает г-н Швайцер.

Между тем, среди компаний российского технологичного сегмента о намерении провести размещение на бирже в 2013 году заявила пока только одна - сеть платежных терминалов Qiwi Ltd. Хотя о своих планах выйти на IPO компания объявила еще в декабре, деталей размещения известно немного: площадкой для него станет, вероятно, американская NASDAQ, где будет реализовано до 30% акций в виде АДР. Организаторами первичного размещения выступят банки Credit Suisse, JPMorgan, "Ренессанс капитал", Robert W. Baird & Co, William Blair & Company. По итогам IPO компания планирует привлечь до $100 млн, которые будут направлены на экспансию на новые рынки. При этом в документах, которые Qiwi подала в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, не указаны ни сроки проведения IPO, ни размер пакета акций, ни ценовой диапазон размещения. Скорее всего, к покупке будут предложены бумаги основных акционеров Qiwi Ltd, в числе которых владелец компании Сергей Солонин (25,4% акций), Mail.ru Group (21,4%) и японская Mitsui & Co (14,9%). По прогнозам аналитиков, сделка может состояться в июле - ноябре 2013 года. "Неизвестно пока, произойдет IPO Qiwi или нет, но это знаковое размещение: средняя технологичная компания, с хорошим потенциалом, поскольку он экстраполируется на большое количество стран, схожих с Россией. Это хороший знак того, что у них все получится, стоит понаблюдать за этим размещением", - полагает Сергей Солоусов. С ним согласен и финансовый аналитик, зампредседателя правления Института развития финансовых рынков Валерий Петров, однако при этом эксперт советует Qiwi не торопиться с IPO, поскольку на данный момент компания реализует серьезную стратегию по выходу на международные рынки. "Если нет серьезной потребности в деньгах, лучше упрочить свои позиции за рубежом, чтобы стать такими же узнаваемыми, как в России. У Qiwi ведь вдвойне непростая ситуация - им однозначно нужно размещаться и на российской, и на зарубежной площадках. По формальным показателям компания привлекательна, но учитывая, что финансовый сектор сейчас под серьезным давлением, инвесторы будут смотреть на Qiwi с точки зрения потенциала развития, а самый большой потенциал у нее именно за рубежом, где она сейчас активно продвигается. При желании у компании есть все шансы разместиться, но если она будет размещаться сейчас, вряд ли получит столько же, сколько получила бы после укрепления международных позиций", - резюмирует г-н Петров. Сама Qiwi также предупреждает своих потенциальных инвесторов о рисках, которые могут повлиять на стоимость акций компании: высокая конкуренция со стороны традиционных поставщиков финансовых услуг и других операторов платежных систем с более развитыми сетями, зависимость бизнеса от операторов "большой тройки", хакерские атаки и другие. "Мы ожидаем, что цена наших АДР будет значительно колебаться, а это может привести к тому, что вы не сможете перепродать акции на уровне или выше уровня цены размещения", - говорится в материалах Qiwi.

Несмотря на распространенное мнение о том, что российский рынок сейчас не самый фантастический, а пример "Московской биржи" вряд ли вдохновил отечественных эмитентов, некоторые компании все же готовы рискнуть и провести в этом году IPO в России. Среди смельчаков - представитель рынка офисного обеспечения "Живой офис", который планировал разместиться в секторе РИИ "Московской биржи" еще в октябре прошлого года, однако затем перенес IPO на май 2013 года. По словам Павла Биленко, генерального директора Eastland Capital, который является организатором публичного размещения "Живого офиса", планы компании на прошлую осень были изменены по большей части по техническим причинам, связанным с затягиванием некоторых юридических процедур. "Выходить на рынок "технически", как делает большинство smallcap в последнее время, а потом "расторговывать" бумагу, мы принципиально не намерены. Планируем сделать настоящее рыночное размещение, чтобы окончательно не отбить у инвесторов интерес к первичным размещениям российских акций, который и так сильно подорван", - заявил г-н Биленко в ходе конференции он-лайн на сайте Finam.ru. Петербургская компания намерена разместить на бирже 4 млн акций, или 25% уставного капитала, и в итоге рассчитывает заработать 500 млн рублей. Как отметил Павел Биленко, "акции будут размещаться с дисконтом к справедливой оценке, размер которого определится в ходе маркетингового размещения. Таким образом, рынок будет однозначно выше цены размещения при прочих равных условиях". По мнению Валерия Петрова из Института развития финансовых рынков, таким небольшим компаниям, как "Живой офис", стоит размещаться именно на российской площадке, поскольку они ориентируются на инвесторов, которые понимают, какой бизнес стоит за этими компаниями. Однако, по словам эксперта, не стоит надеяться, что число желающих купить акции будет исчисляться десятками тысяч. "Такое явление, как "народное IPO", нам в этом году вряд ли грозит. Основными покупателями будут выступать институциональные инвесторы - профессиональные компании, которые работают на этом рынке. Поскольку сам рынок на данный момент является очень спекулятивным, а размещение в формате IPO имеет длительный срок привлечения денег, скорее всего, те компании, которые выйдут на рынок, столкнутся с проблемой привлечения мелких инвесторов. Мало у кого есть длинные деньги, чтобы купить бумаги и держать", - считает аналитик.

Эксперты отмечают, что в течение года можно ожидать выхода на рынок еще нескольких эмитентов из разряда технологичных или околотехнологичных, однако при этом полагают, что основная часть размещений в 2013 году все же будет принадлежать компаниям с госучастием. По словам Гари Швайцера из Ernst & Young, "российское правительство подготовило большую программу приватизации, которая может привлечь значительные объемы ликвидности на фондовую биржу. В результате возможно повышение активности в области IPO в течение последующего периода текущего года". Ускорить в этом году приватизацию ряда крупных госкомпаний предложил Минфин, подсчитав, что в 2013 году российский бюджет получит от приватизации всего лишь около 60 млрд рублей вместо запланированных 427 млрд, поскольку для целого ряда активов была выбрана не продажа госпакета акций, а механизм допэмиссии. На сегодняшний день Росимущество уже подготовило проекты "дорожных карт" приватизации 80% крупнейших госкомпаний России, о чем на "Биржевом форуме" сообщила глава ведомства Ольга Дергунова. На 2013 год в рамках приватизации запланированы такие крупные сделки, как публичное размещение акций АК "АЛРОСА", "Совкомфлота", "Уралвагонзавода", SPO ВТБ. Кроме того, по словам главы Минэкономразвития Андрея Белоусова, к приватизации готовы "Ростелеком" и "Аэрофлот", впрочем, сроки их возможного выхода на биржу пока непонятны. "Аэрофлот" ранее заявлял о своем намерении провести SPO в Лондоне или Нью-Йорке, но затем появилась информация о том, что вторичное размещение акций перевозчика может быть заменено внебиржевым листингом. Однако, несмотря на готовность ряда компаний к выходу на рынок, у государства нет цели "любой ценой продать компанию", заявила глава Росимущества. "Мы находимся сейчас практически по всем отраслям в нижней точке рынка, причем не факт, что это последняя точка. Тренды по всем отраслям нисходящие, лучше не становится", - отметила г-жа Дергунова, добавив, что в текущей рыночной ситуации приватизация крупнейших госактивов, скорее всего, состоится не раньше осени. По мнению управляющего директора ИГ "Велес Капитал" Михаила Зака, правительство должно внимательно следить за рыночной конъюнктурой: "Мне кажется, до лета она уже будет негативной, поэтому какого-то большого смысла в размещениях не будет, более того, если они все же пройдут, то по крайне невыгодным оценкам, а это будет плохим бэнч-марком для всего остального рынка. Так что до осени каких-то размещений в рамках приватизационных сделок ждать не стоит". Еще более скептично настроен Сергей Солоусов из ИФК "Метрополь": аналитик считает, что приватизация - это такой "неуправляемый реактивный снаряд", поэтому очень сложно прогнозировать, состоятся ли в этом году какие-либо сделки, а если состоятся, то будут ли они успешными. "Рынки стали очень требовательны, в том числе, к корпоративной культуре, а также к такому фактору как политическая стабильность. А Россия, к сожалению, такая страна, которую на международных инвестиционных рынках не слишком сильно любят. Плюс государство на сегодняшний день не лучший управленец, что также может сыграть против нас. Так что сейчас не самый лучший тайминг для размещений в рамках приватизации", - комментирует г-н Солоусов.

Судя по всему, текущий год на российском рынке IPO будет во многом похож на предыдущий: эксперты прогнозируют рост активности лишь к концу года, а основные размещения (как IPO, так и SPO) пройдут в рамках приватизации. Госкомпании преимущественно будут размещаться на отечественной площадке, в то время как менее крупные, но не менее перспективные эмитенты, скорее всего, предпочтут зарубежные биржи. Однако и тем, и другим инвестбанкиры советуют не пропустить правильный рыночный момент для выхода на биржу, поскольку сегодня, в отличие от предыдущих лет, когда "окно размещений" было более традиционным и совпадало с сезоном финансовых отчетностей, он может возникнуть неожиданно. "Сухой остаток прост - количество IPO вряд ли будет больше, чем в прошлом году, если и больше, то только за счет госкомпаний. Объем размещений также будет в пределах тех планов, что были озвучены государством. Что касается частных компаний, то на рынок, скорее всего, будут выходить небольшие компании, основная цель которых - капитализировать свои успехи за счет привлечения крупных инвесторов", - резюмирует зампред правления Института развития финансовых рынков Валерий Петров.

 

Заключение

 

Я выяснил, что на рынок IPO не так то и легко вступить. Для подготовки к выходу на него для компаний требуется очень много времени, а самое главное желания и воли. Так как одним из условий листинга на ведущих мировых биржевых площадках является внедрение в компаниях современных стандартов корпоративного управления. К сожалению, эти стандарты в отечественных компаниях внедряются довольно медленно, поэтому многим из них пришлось столкнуться с данной проблемой при прохождении листинга. Эта проблема и сегодня далека от своего разрешения. Если крупнейшие отечественные корпорации имели средства и желание для внедрения современных стандартов корпоративного управления, то у компаний "второго эшелона" нужного количества ресурсов и воли не всегда находится. Развитые стандарты корпоративного управления требуют от компании, в частности, открытости и публичности, т.е. обнародования движения денежных потоков и раскрытия информации о бизнес-процессах. Далеко не все компании "второго эшелона" сегодня готовы к этому, т.к. в условиях российского рынка это может поставить их бизнес под угрозу. Однако без раскрытия информации и внедрения прозрачных схем ведения бизнеса доступ на мировой финансовый рынок будет закрыт.

Так же затруднен и выбор биржевой площадки для размещения своих акций. Например, прохождение листинга на Нью-йоркской фондовой бирже представляет большие сложности, чем на Лондонской LSE. Процедура выхода на IPO на этой площадке слишком бюрократизирована и занимает весьма длительное время (обычно более года). Помимо выполнения компанией, проходящей процедуру листинга, весьма жестких требований по структуре капитала и стандартам управления, процедура требует неоднократного физического присутствия руководства компании. С учетом географической удаленности Нью-Йорка такие командировки становятся весьма дорогостоящими и обременительными. Все это приводит к тому, что, несмотря на большие возможности по привлечению капитала, предоставляемые Нью-йоркской фондовой биржей, большинство отечественных компаний при выходе на IPO предпочитают Лондон.

Информация о работе IPO как возможность выхода российских компаний на международный рынок капитала