IPO как возможность выхода российских компаний на международный рынок капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

В процессе своего жизненного цикла предприятие сталкивается со многими трудностями. Основная из них, на мой взгляд - где взять достаточное количество денежных ресурсов для своего развития. Ведь чтобы не стоять на месте и не "гнить" предприятие должно развиваться, а для этого нужны определенные капиталовложения. Чем больше предприятие, тем большая сумма денег ему нужна. Конечно, первым вариантом для каждого из них является получение кредитов в банке. Но наступает момент, когда ни один банк не в силах обеспечить запросы компаний, даже если у нее безупречная кредитная история. Тогда предприятие решает привлечь необходимую ему сумму извне. Одним из наиболее эффективных и, главное, дешевых способов для предприятий, особо нуждающихся в крупных активах, на мой взгляд, является привлечение иностранных инвестиций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. История развития российского IPO ………………………………. 5
1.2 Зарубежный опыт………………………………………………………… 13
1.3 Мировой кризис и рынок IPO ……………….………………………….. 23
Глава 2. Анализ рынка IPO сегодня…..……………………………………... 32
IPO для предприятий. Преимущества IPO для российских
предприятий ………………………………………………………………….. 32
Проблема выбора биржи отечественными предприятиями для
проведения IPO ………………………………………………………………. 34
Подбор партнеров по IPO, способы размещения акций и
подготовка к первичному размещению…………………………………….. 36
2.4 Выход компании на биржу………………………………………………. 39
2.5 Работа с инвесторами после размещения………………………………. 43
Глава 3. Российский рынок IPO завтра, прогнозы
дальнейшей активности……………………………………………………… 44
Заключение……………………………………………………………………. 52
Список литературы…………………………………………………………… 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая РЦБ.docx

— 250.89 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «(РИНХ)»

Кафедра Финансово-экономического инжиниринга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

 на тему: «IPO как возможность выхода российских компаний на международный рынок капитала»

                                                    

 

 

 

                                Выполнил студент:

                                                                            группы EKZS-533

номер зачетной книжки 11185

Дегтерев А.В.

                                                                                 

                                                                  

 

 

     Научный руководитель:

к.э.н. доц. Карауш Д.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону, 2013 год.

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………. 3

Глава 1. История развития российского IPO ………………………………. 5

1.2 Зарубежный опыт………………………………………………………… 13

1.3 Мировой кризис и рынок IPO ……………….………………………….. 23 

Глава 2. Анализ рынка IPO сегодня…..……………………………………... 32

    1. IPO для предприятий. Преимущества IPO для российских

предприятий ………………………………………………………………….. 32

    1. Проблема выбора биржи отечественными предприятиями для

проведения IPO ………………………………………………………………. 34

    1. Подбор партнеров по IPO, способы размещения акций и

подготовка к первичному размещению…………………………………….. 36

2.4 Выход компании на биржу………………………………………………. 39

2.5 Работа с инвесторами после размещения………………………………. 43

Глава 3. Российский рынок IPO завтра, прогнозы

дальнейшей активности……………………………………………………… 44

Заключение……………………………………………………………………. 52

Список литературы…………………………………………………………… 54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе своего жизненного цикла предприятие сталкивается со многими трудностями. Основная из них, на мой взгляд - где взять достаточное количество денежных ресурсов для своего развития. Ведь чтобы не стоять на месте и не "гнить" предприятие должно развиваться, а для этого нужны определенные капиталовложения. Чем больше предприятие, тем большая сумма денег ему нужна. Конечно, первым вариантом для каждого из них является получение кредитов в банке. Но наступает момент, когда ни один банк не в силах обеспечить запросы компаний, даже если у нее безупречная кредитная история. Тогда предприятие решает привлечь необходимую ему сумму извне. Одним из наиболее эффективных и, главное, дешевых способов для предприятий, особо нуждающихся в крупных активах, на мой взгляд, является привлечение иностранных инвестиций. И для того чтобы привлечь большее количество иностранных инвесторов, предприятия решают выдвинуть предложение неопределенно широкому кругу лиц с целью продать свои акции на специально организованной биржевой площадке. Такое публичное предложение называется IPO. С точки зрения технологии, сделки в процессе IPO ничем не отличаются от обычных сделок купли-продажи. Это переход прав собственности, но только через публичное предложение на открытом рынке. Изменились технологии, но мотивы участников остались неизменными - стремление к получению прибыли. За последние лет 500 всплески активности в экономической жизни человечества, так или иначе, строились вокруг бирж. Приведу лишь несколько примеров:

1531 г. - создание первой фондовой  биржи в Антверпене.

1611 г. - открытие старейшей из  ныне действующих бирж (Амстердамской).

1773 г. - создание Лондонской фондовой  биржи.

1968 г. - создание системы NASDAQ.

1990-х гг. - попытка создания "новой  экономики" в США.

Биржа появляется в поле зрения команды, проводящей IPO, практически, на финишной прямой, когда определены цели и задачи публичного размещения акций, проведена необходимая аналитическая работа, сформирован круг участников, определен момент выхода на открытый рынок.

Как больше половины людей в мире не мыслят свою жизнь без кредита, так и любое крупное предприятие, рано или поздно становится участником рынка IPO. Поэтому тема рынка IPO сейчас актуальна, особенно для России, которая сравнительно недавно вышла на этот рынок и очень быстро набирала на нем обороты до кризиса мировой экономики 2007 года.

Цель моей курсовой работы состоит в изучении рынка IPO и определении на нем места России сначала вступления на него и до сегодняшнего момента, а также процесс интеграции российской экономики с мировым капиталом посредством размещения акций на IPO.

Фондовые рынки являются одним из главных источников привлечения финансовых ресурсов. Различные инструменты рынка ценных бумаг предоставляют для этого широкие возможности. Российский финансовый рынок не является исключением из этого правила, хотя он все еще недостаточно адекватно отражает структуру капитала в реальном секторе экономики. В настоящее время можно выделить 10-15 крупнейших корпораций и банков, имеющих высокую репутацию и систематически выпускающих различные ценные бумаги как на внутренний, так и на внешние рынки. Именно эти компании формируют деловую среду в нашей стране и являются первопроходцами на многих направлениях, в том числе и при выходе на международные рынки акционерного капитала.

Российский рынок ценных бумаг динамично развивается: 2005 г. был отмечен значительным ростом IPO (initial public offering – первоначальное публичное предложение акций) российских компаний, как на отечественных, так и на международных фондовых биржах. Тринадцать эмитентов привлекли около 5 млрд. долл. путем первичного размещения на биржах России и за рубежом, что объясняет возрастающий интерес, как компаний, так и международных инвесторов к процессам IPO и изменениям в регулировании фондовых рынков России, Великобритании и США. Интеграция в мировую экономику, позволяет все большему количеству российских компаний активно перенимать мировой управленческий опыт, стандарты корпоративного управления и использовать самый широкий набор инструментов для привлечения финансирования. И если банковские кредиты и облигационные займы уже давно опробованы многими российскими компаниями, то ряд альтернативных источников привлечения капитала, таких, как IPO или синдицированное кредитование, их особенности, природа, законодательное регулирование, для многих из них остаются пока закрытой книгой.

 

Глава 1. История развития российского IPO с момента первичных размещений.

 

Согласно изученному, мной исследованию проведенному НАФИ, на вопрос о надежности вложения личных финансовых средств в акции российских компаний мнения разделились следующим образом: 22% опрошенных посчитали это вполне надежным вложениям денег. Немного больше, а именно 30% россиян уверены, что в ходе IPO ненадежно и рискованно вкладывать деньги в акции. 45% респондентов оценили надежность нейтрально, а еще 3% респондентов затруднились в оценке надежности покупки акций российских компаний.

Так же достаточно красноречиво, что в оценке перспектив вложений в акции компаний, проводящих IPO, в ответах респондентов выгода совпадает с надежностью. Иными словами, среди респондентов, которые посчитали покупку акций выгодным вложением денег (27% от всей выборки исследования), наблюдается большая доля тех, кто посчитал покупку акций также и надежным вложением денег (73% в совокупности).

Таким образом, выявляется своеобразный стереотип восприятия. В сфере инвестирования финансов, как известно, наиболее выгодные (или прибыльные) формы вложений денег являются и наиболее рискованными. И наоборот, формы инвестирования с невысокой прибылью являются наиболее надежными и защищенными от разного рода рисков. Делаю вывод, что ответы респондентов, полученные в ходе исследования, определяются пока еще недостаточным уровнем финансовой грамотности и осведомленности об основополагающем принципе: "Чем выше выгода, тем выше риски".

История первичных размещений акций российских компаний началась на западных торговых площадках. В 1996 г. компания "ВымпелКом" разместила АДР третьего уровня на Нью-Йоркской фондовой бирже. В дальнейшем этот процесс шел равномерно в сторону как российского, так и западного фондового рынков. Так же имели успех российские "голубые фишки": Вымпелком, Татнефть, Ростелеком, Голден Телеком, Мобильные Телесистемы.

В 2000 и 2002 гг. еще две российские компании, МТС и "Вимм-Билль-Данн", осуществили первичное размещение своих акций в США. Их дебют на фондовом рынке был довольно успешен, что продемонстрирую на примере МТС:

МТС - первая российская компания, вышедшая на международные рынки капитала после кризиса 1998 г. Листинг её акций 3-го уровня был организован на Нью-Йоркской фондовой бирже. Подписка на IPO компании в июне 2000 г. в 6,5 раз превысила количество выпускаемых акций. В результате, было привлечено $353 млн., которые были направлены на дальнейшее развитие компании и расширение её регионального присутствия. Цена акции в момент выпуска составляла $21,5. В сентябре 2003 г. она достигла $34,1. Капитализация компании поднялась до $3,38 млрд., а коэффициент Капитализация/Оборот стал равен 3, в то время как средний уровень данного коэффициента для компаний телекоммуникационного сектора составлял 1,74. Валовая рентабельность компании составляет 78,15% по сравнению со среднеотраслевым уровнем в 42,2%.

Несмотря на спад, наметившейся в телекоммуникационном секторе США в 2000-2002 гг., акции МТС выросли по сравнению с ценой выхода на биржу на 20%, в то время как корзина Telecom HOLDRs банка упала на 50%. Это красноречиво свидетельствует об интересе западных инвесторов к российским компаниям.

В России существует около 200 непубличных компаний с капитализацией более 500 млн долл каждая, которые потенциально могут выйти на рынок IPO. Если смотреть по оценкам экспертов, динамика развития рынка публичных размещений является в целом положительной и имеет достаточно большие резервы для роста, однако в долгосрочной перспективе прогнозируется рост доли размещений на иностранных рынках. Каковы перспективы публичных размещений акций на российском фондовом рынке? Этот вопрос крайне волнует участников фондового рынка. Действительно, к 2004г возросло количество публичных размещений, включения акций в котировальные списки биржи (РТС: 18 эмитентов за 2004 г.), растет количество декларируемых намерений провести IPO в ближайшие год-два. Естественно, кто-то из эмитентов планирует размещаться на Западе, кто-то - в России. Анализ подобных заявлений, сделанных в 2003 г., говорит о том, что только каждое пятое из них можно считать началом практической работы в направлении IPO.

Не остается в стороне и регулятор фондового рынка - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). В 2003г ФСФР инициировала несколько предложений в области правового регулирования, облегчающих процедуру выхода компаний на фондовый рынок (отмена обязательной подписи финансовых консультантов на проспектах ценных бумаг, отмена обязательной регистрации биржей списка ценных бумаг, допущенных к торгам). Появилась стратегия развития фондового рынка, предусматривающая реализацию планов по выводу на фондовый рынок средств пенсионных накоплений, находящихся под управлением государственной управляющей компании - Внешэкономбанка. Реализация этих целей потребует не только расширения перечня активов для инвестирования, но и повышения качественных показателей торгуемых ценных бумаг.

В начале 2005 г. на российском фондовом рынке успешно прошли два IPO компаний пищевой отрасли консервного предприятия "Лебедянский" и зерноперерабатывающей компании "Хлеб Алтая". Причем этот год является переломным, так как более десяти эмитентов заявили о намерении провести выпуск акций в течение 2005 года. А на перспективу это планируют порядка семидесяти компаний. Таким образом, можно говорить о том, что российский рынок IPO выходит на качественно новую ступень развития, а предприятия все меньше боятся становиться публичными.

В то же время с выходом на IPO все еще связано множество проблем - как законодательных, так и рыночных. Решать их возможно только совместными усилиями участников рынка (эмитентов, консультантов, инвесторов) и представителей регулирующих органов.

В общем, объемы размещений российских компаний на IPO в 2005 году весьма скромны - в основном, от 50 до 300 миллионов долларов. Причины такого положения дел назвал Валерий Петров, заместитель генерального директора Московской межбанковской валютной биржи. Основные факторы - это низкая ликвидность фондового рынка, высокие риски и неразвитая инфраструктура - в частности, правовая. Слишком малая доля акций отечественных компаний находится в свободном обращении, а институциональные инвесторы слабы. Фондовый рынок слабо диверсифицирован - на бирже торгуются в основном бумаги крупнейших эмитентов. Таким образом, фирмы боятся получить несправедливую оценку при размещении.

Однако российские компании все четче демонстрируют готовность к IPO, в том числе к раскрытию информации о себе. Об этом говорит, в частности, бурное развитие в последние годы рынка корпоративных облигаций. Причем выход на IPO средних компаний, по словам Валерия Петрова, будет способствовать развитию именно внутреннего фондового рынка. Он же выдвинул интересный тезис о том, что большое количество IPO не является однозначным плюсом для государства. Исследования показали, что экономическая мощь страны не коррелирует с объемами первичных публичных размещений, проведенных ее резидентами. Однако развитие рынка IPO в России все-таки крайне важно. Во-первых, оно будет способствовать росту и структурной перестройке экономики. Во-вторых, поможет в деле привлечения инвестиций и развития венчурного финансирования. Кроме того, развитие рынка IPO расширит спектр ликвидных инструментов на российском фондовом рынке и повысит его капитализацию. По оценкам Валерия Петрова, снятие нормативных ограничений увеличит объем размещений на внутреннем рынке до 6 миллиардов долларов в год. А на внешнем рынке крупнейшие компании смогут привлекать до 3 миллиардов долларов в год.

То, что российские компании подошли к необходимости публичного размещения акций, подтвердил и Владимир Галкин, генеральный директор ЗАО "Регион Финансовые Консультации". По его словам, этому способствуют следующие факторы:

1) высокая степень конкуренции, в том числе с компаниями-нерезидентами;

2) потребность в привлечении "длинных" финансовых ресурсов для реализации проектов;

3) акционеры все больше задумываются  о продаже части бизнеса.

Выход на IPO имеет огромное значение для жизни фирмы. Привлекая значительные ресурсы, она получает шанс улучшить свое финансовое состояние. Получение компанией статуса "публичной" повышает ее имидж. Расширяется круг кредиторов, улучшаются отношения с клиентами и контрагентами. Выпуск акций позволяет привлечь внимание к компании, что также усиливает ее конкурентные позиции.

Информация о работе IPO как возможность выхода российских компаний на международный рынок капитала