IPO как возможность выхода российских компаний на международный рынок капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 10:44, курсовая работа

Краткое описание

В процессе своего жизненного цикла предприятие сталкивается со многими трудностями. Основная из них, на мой взгляд - где взять достаточное количество денежных ресурсов для своего развития. Ведь чтобы не стоять на месте и не "гнить" предприятие должно развиваться, а для этого нужны определенные капиталовложения. Чем больше предприятие, тем большая сумма денег ему нужна. Конечно, первым вариантом для каждого из них является получение кредитов в банке. Но наступает момент, когда ни один банк не в силах обеспечить запросы компаний, даже если у нее безупречная кредитная история. Тогда предприятие решает привлечь необходимую ему сумму извне. Одним из наиболее эффективных и, главное, дешевых способов для предприятий, особо нуждающихся в крупных активах, на мой взгляд, является привлечение иностранных инвестиций.

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3
Глава 1. История развития российского IPO ………………………………. 5
1.2 Зарубежный опыт………………………………………………………… 13
1.3 Мировой кризис и рынок IPO ……………….………………………….. 23
Глава 2. Анализ рынка IPO сегодня…..……………………………………... 32
IPO для предприятий. Преимущества IPO для российских
предприятий ………………………………………………………………….. 32
Проблема выбора биржи отечественными предприятиями для
проведения IPO ………………………………………………………………. 34
Подбор партнеров по IPO, способы размещения акций и
подготовка к первичному размещению…………………………………….. 36
2.4 Выход компании на биржу………………………………………………. 39
2.5 Работа с инвесторами после размещения………………………………. 43
Глава 3. Российский рынок IPO завтра, прогнозы
дальнейшей активности……………………………………………………… 44
Заключение……………………………………………………………………. 52
Список литературы…………………………………………………………… 54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая РЦБ.docx

— 250.89 Кб (Скачать файл)

В то же время, подчеркнул Владимир Галкин, для успешного размещения акций необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, это благоприятная экономическая ситуация в стране. Во-вторых, адекватный уровень развития и регулирования фондового рынка. Наконец, наличие инфраструктуры, позволяющей разместить акции. Как уже говорилось выше, сегодня в России соблюдаются далеко не все из этих условий. Хотя, по мнению Галкина, в целом ситуация сейчас относительно благоприятная. Также

Владимир Галкин назвал ряд поправок в законодательство, которые по заявлению ФСФР будут приняты Госдумой в первом чтении уже в весеннюю сессию 2006 года. Среди них, в частности, следующие предложения:

1) цена размещения определяется  в процессе аукциона, а не фиксируется заранее;

2) отчет о размещении может  быть подписан генеральным директором;

3) процедура регистрации отчета  носит уведомительный характер, биржа уведомляет ФСФР о завершении  размещения.

Несколько отличную от позиции других экспертов точку зрения выразил Никита Ряузов, заместитель начальника инвестиционного блока МДМ-Банка. По его мнению, выход на IPO - слишком дорогой, и потому неоптимальный способ привлечения средств для отечественных эмитентов. Кроме того, ему обязательно должна предшествовать разработка долгосрочной стратегии развития, направленной на достижение максимальной стоимости бизнеса. Для успешного выхода на IPO компания должна устойчиво развиваться и занимать значительную долю на рынке. Также важна относительно высокая рентабельность и сбалансированная структура финансирования.

Не менее значимы, по словам Никиты Ряузова, и требования к корпоративному управлению и прозрачности структуры бизнеса. Компания должна регулярно готовить отчетность в соответствии со стандартами IAS или GAAP, иметь налаженные связи с инвестиционным сообществом. Естественно, велика роль сложившейся профессиональной команды менеджеров.

Никита Ряузов признал, что сейчас рынок IPO в России очень "горячий", и выходить на него выгодно. Однако, по его прогнозам, уже через два года публичные размещения акций не будут пользоваться такой популярностью. Таким образом, принимая сегодня решение о привлечении значительных объемов финансирования, компаниям следует внимательнее отнестись к другим, более простых способам. Например, к ним можно отнести выпуск облигаций и кредитных нот, привлечение финансового или стратегического инвестора, продажу бизнеса. Если же компания все-таки решила выходить на IPO, то в настоящее время, по словам Никиты Ряузова, выгоднее делать это на внутреннем рынке. Поэтому, чтобы не иметь проблем с регулирующими органами, будущим эмитентам не стоит злоупотреблять схемами оптимизации налогообложения.

Впрочем, стремление к публичности, по-моему мнению, российских акционерных обществ во многом связано с позитивным опытом развивающихся стран. Они активно привлекают средства через первичные размещения акций своих компаний. Однако, кроме позитивного опыта зарубежных компаний, российских эмитентов стимулирует и такой немаловажный фактор, увеличивающий интерес российских компаний к IPO, как рост российской экономики, который привел к ужесточению конкуренции в большинстве отраслей. По сути, сейчас компании для увеличения своей рыночной доли необходимо привлекать значительные объемы средств. Для этого используются банковские кредиты, в том числе инвестиционные, выход на рынок корпоративного долга, частные размещения акций и т.д. Однако IPO остается одним из наиболее эффективных и дешевых инструментов привлечения капитала. Безусловно, приобретение публичного статуса накладывает на компанию целый ряд ограничений, привлекает к ней повышенное внимание инвесторов и СМИ, однако есть и позитивные моменты, в частности снижение стоимости заимствований.

Всех потенциальных отечественных эмитентов, исходя из исследований экспертов, можно разделить на 3 группы. К первой относятся крупные российские компании, в основном относящиеся к сырьевому сектору, имеющие солидную крестную историю. В частности, здесь можно выделить такие компании, как "Сибyp", "Энергомашкорпорация", "Белон", "ТВЭЛ" и др. Всего к данной группе эмитентов относится около 25% всех компаний, способных в ближайшие годы осуществить размещение своих акций. Следует отметить, что многие из выделенных эмитентов уже торгуются на российском фондовом рынке и могут пройти IPO лишь на зарубежных биржах. Активизации публичных размещений акций компаний этой группы препятствует сформировавшийся круг собственников и возможность дешевых заимствований на рынке еврозаймов.

Ко второй группе потенциальных эмитентов относятся компании, ориентированные на внутреннего потребителя, динамично развивающиеся и нуждающиеся в крупных инвестициях. В частности, здесь можно выделить таких игроков, как ресторанный холдинг "Арпиком", "Евроцемент", БД "Открытие", "Красный Восток", "Мосмарт", "Русский продукт", торговый дом "Копейка" и др. На эту группу предприятий, по прогнозам 2006 года, в 2006-2008 гг. будет приходиться до 65% IPO. Высокая активность таких компаний объясняется тем, что выход на рынок еврооблигаций для них дорог, а внутренний рынок корпоративного долга не может полностью удовлетворить потребности в "длинных" деньгах.

Третья группа кандидатов на IPO включает в себя небольшие инновационные компании, например "Компьюлинк", "Динсис Трейдинг". Таких игроков в России пока очень немного, лишь при поддержке венчурного бизнеса они смогут занять заметные позиции на рынке публичных размещений в России. В частности, активизации IPO может способствовать деятельность в области прямых инвестиций.

До 2005 года более 70 российских компаний заявили о своей готовности провести IPO, однако реально первичное публичное размещение могут осуществить лишь около 40 компаний.

Вопрос "где размещаться?" стоит перед многими потенциальными эмитентами, готовящимися к IPO. На 2006 год можно говорить о том, что наши компании отдают предпочтение российским торговым площадкам: количество размещений на наших площадках почти в два раза превосходит количество размещений на западных. В среднем компании готовы отдавать примерно одинаковый контроль западным и "российским" (включая нерезидентов) инвесторам. По объему привлекаемых средств, крупным компаниям оптимально подходят более емкие западные рынки. Небольшим (объем выручки до 100 млн долл.) и средним российским компаниям с объемом выручки от 100 млн до 800 млн долл. имеет смысл попробовать свои силы разместив свои бумаги сначала в России, а затем выходить на международные фондовые биржи.

Таким образом, на российском фондовом рынке целесообразно размещать свои акции прежде всего предприятиям среднего размера, спрос на бумаги которых достаточно обеспечен инвестиционным потенциалом фондового рынка. Это в свою очередь способствовало дальнейшему развитию отечественного рынка акций. Размещение акций российских предприятий среднего размера на мировых рынках финансово нецелесообразно в силу высокой стоимости проведения на них IPO.

 

1.2 Зарубежный опыт

 

Зарубежный опыт показывает, что динамика изменения котировок акций после IPO достаточно типична, а это позволяет использовать некоторые строго определенные стратегии для получения дохода при покупке акций во время первичного размещения.

Вместе с этим не стоит забывать, что инвестиции в IPO представляют собой рискованный бизнес. Как нам говорит история, на крупных рынках IPO показывали себя далеко не с лучшей стороны и этот факт должен знать каждый, кто имеет намерение выйти на рынок акций нового выпуска.

Приведем хотя бы один пример в подтверждение этому. Так, в 1997 году акции первичного размещения набрали только 14,3% от цены предложения, тогда как цена акций из Standard & Poor's 500 Index увеличилась на 31%. А если в качестве базовой цены использовать первую цену торгов акциями первичного размещения, то в этом случае результат окажется еще более скромным и составит всего лишь 8,9%.

«Американские депозитарные расписки» (American Depositary Receipts, ADR). Это некоторое количество обыкновенных акций компании, которые предоставляются неамериканскими компаниями, если они желают зарегистрироваться на какой-либо американской бирже.

«Поведение на рынке» (Aftermarket performance). Этот термин обозначает поведение акций компании, которая выпустила IPO, по отношению к цене предложения, в большинстве случаев используемой в качестве базовой цены.

«Все или ничего» (All or none). Данный термин обозначает такое предложение, которое может быть отменено ведущим андеррайтером в том случае если отсутствует подписка на все акции. По указанному принципу заключаются многие сделки, к которым прилагается так называемый «максимум усилий», о котором сказано ниже.

«Максимум усилий» (Best effort). Под этим термином подразумевается такая сделка, в связи с которой андеррайтеры только лишь дают согласие предпринять «максимум усилий» для свободной продажи акций. Указанная сделка представляет собой прямую противоположность более распространенным сделкам типа «полная покупка», или же «твердые обязательства».

«Книга» (Book). Это список всех приказов на покупку и продажу, который составлен ведущим андеррайтером.

«Полная покупка» (Bought deal). Здесь имеется в виду такое размещение акций, при котором ведущий андеррайтер покупает все акции у компании, после чего принимает на себя финансовую ответственность за их продажу. Такая сделка имеет и второе название, – в некоторых случаях используется термин «твердые обязательства» (firm commitment).

«Падающий выпуск» (Break issue). Под этим термином подразумеваются такие ситуации, когда акции нового выпуска падают ниже, чем цена их предложения.

«Завершение» (Completion). Первичное размещение акций не является законченной сделкой до ее завершения и до наступления того момента, когда все торги будут объявлены официальными. В большинстве случаев «завершение» происходит примерно через пять дней после начала торгов по данным акциям. Первичное размещение акций может быть прекращено до тех пор, пока не этого не случилось, но в такой ситуации все денежные средства будут возвращены инвесторам.

«Прямое открытое размещение акций» (Direct Public Offering, DPO). Так называется размещение акций, при котором компания осуществляет продажу своих акций инвесторам напрямую, без вмешательства андеррайтеров. Такое размещение акций может быть проведено через сеть Интернет. Возможность продаваться, или, другими словами, ликвидность у DPO в подавляющем большинстве случаев крайне ограничена.

«Сброс» (Flipping). Таким термином обозначается такая ситуация, при которой инвестор покупает IPO по цене предложения, после чего продает приобретенные акции через некоторое время после начала торгов по ним на открытом рынке. Сброс не приветствуется андеррайтерами, особенно в том случае, если это делают индивидуальные инвесторы.

«Довесок», или «Зеленый башмак» (Greenshoe) представляет собой некую часть андеррайтерского соглашения, согласно которому андеррайтер может приобрести больше IPO (обычно 15%). Также имеется еще одно название – «опцион с превышением" (overallotment option) В большинстве случаев практикуется при очень популярных сделках, или же в том случае, когда андеррайтеры превысили подписку на акции.

«Валовой спрэд» (Gross spread). Так называемая валовая прибыль андеррайтеров, которая представляет собой разницу между ценой предложения IPO и той ценой, которую члены консорциума платят за акции. Как правило, составляет от 7 до 8 процентов, около половины которых отходит продающему акции брокеру. Известна также под названием «скидка для андеррайтеров» (underwriting discount).

« Выражение интереса » (Indications of interest). Так называются заявки, которые ведущий андеррайтер собирает у инвесторов, являющихся его клиентами, до определения цены. Данное действие осуществляется в целях установления спроса на участие в сделке и используется для определения цены предложения.

«Первичное размещение акций» (Initial public offering, IPO). Собственно, первая открытая продажа акций компанией. IPO представляет собой тип первичного размещения, которое происходит только в том случае, когда компания впервые выставляет на продажу акции для потенциально неограниченного круга инвесторов. Оно отличается от вторичного размещения, то есть, открытой продажи ранее уже выпущенных ценных бумаг, обычно удерживаемых инсайдерами (инсайдерами называются лица, которые располагают некой конфиденциальной информацией о делах компании благодаря своему служебному положению). Некоторые наблюдатели говорят, что аббревиатура IPO расшифровывается как «Immediate Profit Opportunities» («возможность немедленного получения прибыли»"), тогда как циники склонны расшифровывать данную аббревиатуру как «It's Probably Overpriced» («цена на них, возможно, вздута»).

«Новый выпуск» (New issue). Другое название IPO.

«Ведущим андеррайтером» (Lead underwriter) называется инвестиционный банк, который отвечает за установление цены предложения IPO, а также за выделение долей акций другим членам консорциума. Иногда его называют «ведущим менеджером».

«Закрытый период» (Lock-up period). Данный термин обозначает период времени после первичного размещения акций, в течение которого ведущий андеррайтер запрещает инсайдерам компании, которая выпустила новые акции, продавать свои бумаги. Данный период, как правило, длится 180 дней.

«Ценой предложения» (Offering price) называется цена, которую должны заплатить инвесторы, получившие доли IPO. Не нужно путать с ценой открытия, представляющей собой первую цену, по которой торгуются акции нового выпуска.

«Цена открытия» (Opening price). Так называется цена, по которой начинают торговаться акции нового выпуска. Второе название – «цена первых торгов» (first trade price). Андеррайтеры всегда надеются, что цена открытия превысит цену предложения, в результате чего у инвесторов в IPO появится возможность получить прибавку к цене.

Информация о работе IPO как возможность выхода российских компаний на международный рынок капитала