Эффективность и результативность деятельности органов управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:49, курсовая работа

Краткое описание

Управление финансами занимает львиную долю жизнедеятельности любого человека. На государственном уровне это не менее, если не более важный аспект. Органы управления финансами заботятся о государстве в целом, о благополучии своих граждан, без них невозможно представить себе существование государства.
В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

Содержание

Введение 4
1. Эффективность деятельности органов управления финансами 7
1.1. Управление финансами 7
1.2. Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ 9
1.3. Оценка деятельности органов управления финансами 13
2. Результативность деятельности органов управления финансами 14
2.1. Оценка результативности 14
2.2. Требования новых технологий управления 18
3. Критерии оценки эффективности и результативности орагнов управления финансами 22
3.1. Критерии и показатели эффективности государственного и финансового контроля 22
3.2. Бюджетирование, ориентированное на результат 24
3.3. Финансовый контроль. Критерии оценки управления финансами 26
Заключение 30
Список использованной литературы: 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 67.66 Кб (Скачать файл)
   
       




ФГОУ ВПО ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Финансы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему

 

«Эффективность и результативность деятельности органов управления финансами, критерии их оценки»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы ФМ 3-3

Буренкова А.А.

Научный руководитель:

Чадина Е.В.

 

 

 

 

 

 

Москва 2009 

Оглавление

Введение 4

1. Эффективность деятельности органов управления финансами 7

1.1. Управление финансами 7

1.2. Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ 9

1.3. Оценка деятельности органов управления финансами 13

2. Результативность деятельности органов управления финансами 14

2.1. Оценка результативности 14

2.2. Требования новых технологий управления 18

3. Критерии оценки эффективности и результативности орагнов управления финансами 22

3.1. Критерии и показатели эффективности государственного и финансового контроля 22

3.2. Бюджетирование, ориентированное на результат 24

3.3. Финансовый контроль. Критерии оценки управления финансами 26

Заключение 30

Список использованной литературы: 34

 

 

 

Введение

Управление финансами  занимает львиную долю жизнедеятельности  любого человека. На государственном  уровне это не менее, если не более  важный аспект. Органы управления финансами  заботятся о государстве в  целом, о благополучии своих граждан, без них невозможно представить  себе существование государства.

В России главными властными  структурами по управлению финансами  являются  Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитеты по бюджету, налогам , банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральный банк РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный Комитет РФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества; исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.

В зарубежных странах общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США - это Конгресс, в Великобритании- Парламент, в Германии- Бундестаг, во Франции- Национальное Собрание, в России- Федеральное Собрание.

В управлении  финансами, как правило, принимают участие различные органы исполнительной власти. В США к этим органам относится  Министерство финансов, Административно-бюджетное управление при Президенте. Кроме того, управление исполнением бюджета осуществляется наряду с Министерством Финансов Таможенной службой, бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию. В Великобритании главным исполнительным органом управления выступает Казначейство. Оно не только руководит разработкой и исполнением государственного бюджета, но и осуществляет контроль за расходованием средств государственными предприятиями. В исполнении бюджета участвует Управление таможенных пошлин и акцизов. В Германии главным органом управления финансами исполнительной власти выступает Министерство Финансов. Оно составляет проект бюджета, осуществляет кассовое обслуживание бюджета, контроль за его исполнением, регулирует межбюджетные отношения и т.д. Во Франции управление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. В его функции входит не только разработка государственного бюджета и контроль за его исполнением, но и сбор налогов и пошлин.

Органы управления финансами  сталкиваются с большим количеством  проблем, которые сродни проблемам  управления бизнесом, однако несут  гораздо больше ответственности. Как  и в любом управлении, органы управления финансами нуждаются в руководителе, который должен ставить цель и  ни при каких обстоятельствах  не терять ее. При этом постоянно  необходимо проверять выполнение поставленных задач, потому что от этого зависит  не только будущее государства, а также и действия других государств. Основными проблемами эффективности и результативности деятельности органов управления финансами в России, по мнению экспертов, являются такие первоочередные задачи, как правильная организация работы, постановка верных задач, прописанные процедуры, контрольные точки, а самое главное – выполнение работы в срок. Именно из-за несоблюдения этих простых на первый взгляд правил зачастую деятельность указанных органов (это касается всего государства в целом – от администрации до малого бизнеса) направлена не в ту область, которая нуждается в поддержке и стимулировании на данный момент.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на  совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

Управление финансами  осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие  принципы, правила и нормы, а также  обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной  политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной  политики в Российской Федерации; и  управление финансами отдельных  субъектов управления.

 

  1. Эффективность деятельности органов управления финансами

    1. Управление финансами

Управление финансами (англ. financial management) - сознательное воздействие  органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления подразделяют: управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации, финансами муниципальных образований, финансами хозяйствующих субъектов, юридических лиц (предприятии, opганизаций, учреждений, обществ, фондов). Составляющей управления финансами является управление бюджетами, внебюджетными фондами, страхованием, финансово-кредитными учреждниями. Субъектами управления служат законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном, местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях, учреждениях. К исполнительным органам управления финансами в России относятся: Министерство финансов РФ и его территориальные органы, налоговые органы в центре и на местах, органы налоговой полиции, таможенные службы. Функции управления финансами включают: финансовый анализ, финансовое прогнозирование, планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности, оперативное регулирование финансов, контроль за их состоянием, учет финансовых ресурсов. Финансовый анализ призван формировать информацию, необходимую для принятия управленческих решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации и проявившихся тенденций, выявленных проблем. Он опирается на бухгалтерскую, статистическую, оперативную документацию, отчетность. В ходе финансового анализа широко используются методы аудита. Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов и потребностей финансовых процессов в них, возможные варианты осуществления финансовой деятельности и представляет собой предпосылку финансового планирования. В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливают параметры финансовой системы, величину и источники получения финансовых ресурсов и каналы их расходования, степень соответствия поступлений и затрат, уровень дефицитности ресурсов. Основой финансового планирования служат составление и принятие бюджетов и финансовых балансов, а также разработка и утверждение финансовых разделов целевых программ, бизнес-проектов, бизнес-планов. Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на складывающуюся ситуацию, принятия текущих решений, корректировки бюджетов, балансов, финансовых планов, осуществляемой в связи с возникшими обстоятельствами, а также с целью перераспределения, изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Контроль за состоянием финансов, ходом финансовой деятельности на всех уровнях финансовой системы призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления финансов информацию о соблюдении законов, правил, норм расходования, использования финансовых ресурсов, денежных средств, исполнении бюджетов, балансов. Один из элементов контроля - аудиторская проверка. Учет финансовых ресурсов выявляет их состояние, наличие на текущий момент, сохранность, динамику изменения, резервы. В управлении финансами сочетаются административно-распорядительные методы, основанных на жестком выполнении принятых органами управления решений о формировании, распределении, использовании финансовых ресурсов, соблюдении заданных нормативов распределения и расходования денежных средств, и экономические методы, базирующиеся на материальной заинтересованности агентов финансовых отношений, участников финансовой деятельности в лучшем, эффективном использовании финансовых ресурсов. В условиях централизованно управляемой экономики главенствующее место в управлении финансами принадлежит административно-распорядительным методам, тогда как рыночной экономике присуща высокая степень децентрализации управления финансовыми ресурсами. Однако значительная централизация управления финансами наблюдаются и в странах с рыночной системой ведения хозяйства, что является неизбежным следствием большой доли финансовых ресурсов, аккумулируемых и распределяемых через государственный (федеральный) бюджет, бюджеты субъектов федерации и муниципальных территориальных образований (местные бюджеты). Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, т.к. кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов. Применение экономико-математических методов и моделей, использование компьютерной техники и новейших средств передачи и обработки информации позволяет автоматизировать отдельные процессы управления финансами. Развитие мирохозяйственной системы приводит к образованию мировой финансовой системы, вследствие чего выделяется, формируется управление международными финансами, осуществляемое рядом комитетов Организации Объединенных Наций, Международным валютным фондом и другими мировыми финансовыми институтами. 

    1. Высшие органы государственной власти управления финансами в РФ

Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и  о направлении внутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципы финансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовую деятельность Правительства РФ на соответствующий период.

Кроме того, Президент осуществляет некоторые кадровые назначения. Так  с согласия Госдумы он назначает  Председателя Правительства РФ, а  по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральных министров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президент представляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.

Президент РФ подписывает  и обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важным элементом  государственного управления финансами.

Государственная дума РФ, согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законы по вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрению Советом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпуске госзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

Совет федерации и Госдума  контролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетная палата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава  его аудиторов назначает и  освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и  другую половину состава ее аудиторов  назначает Совет федерации.

Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.

Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.

Правительство РФ является важнейшим звеном стратегического  управления финансами государства. И одновременно посредством Минфина  и других соответствующих федеральных  ведомств осуществляет функцию главного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственному управлению финансами и кредитом. 

ФЗ «О федеральном бюджете  на 1999 год»: ст.92 "Установить верхний  предел государственного внутреннего  долга РФ на 1 января 2000г.: по долговым обязательствам РФ – 648,3 млрд. руб.; по целевым долговым обязательствам РФ – 30 млрд. долговых рублей".

Операции с государственным внешним долгом регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовыми актами.

Право на осуществление государственных  внешних заимствований находится  в компетенции Правительства  РФ. К примеру, Минфин разрабатывает  проекты программ внешних заимствований  и с участием заинтересованных федеральных  органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономику  иностранных кредитных ресурсов.

Предельный размер государственных  внешних заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном  бюджете.

ФЗ «О федеральном бюджете  на 1999 год»: ст.103 "Установить предельный размер государственных внешних  заимствований РФ на 1999 год в сумме 9,5 млрд. долларов США".

Чтобы раскрыть механизм реализации функций и задач Министерства финансов РФ, необходимо рассмотреть  задачи, возложенные на МФ РФ. К ним  относятся:

  • Разработка и реализация единой государственной политики;
  • Составление проекта и исполнение федерального бюджета;
  • Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных бюджетных фондов;
  • Обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию рынка.

Именно этими задачами определяется эффективность деятельности управления финансами.

В составе Министерства финансов на основании Указа Президента РФ "О Федеральном казначействе", Постановления Правительства РФ "О Федеральном казначействе Российской Федерации", утвердившим Положение о нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованную систему.

Исполнение бюджетов органами федерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иного уровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса: исполнение бюджета по доходам  и исполнение бюджета по расходам.

Счетная палата является органом  государственного финансового контроля , образуемым Федеральным Собранием  Российской Федерации и ему подотчетным.

Информация о работе Эффективность и результативность деятельности органов управления финансами