Экономический анализ планирования и прогнозирования предприятя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 14:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель анализа и планирования состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направлена на его улучшение.
Анализ финансового состояния показывает по каким конкретно направлениям надо вести эту работу, а планирование позволяет управленцам предприятия принимать эффективные решения. В соответствие с этим результаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности, а планирование помогает понять, каковы пробелы предприятия в той или иной степени.

Содержание

Введение…………………………………………………………..2

Экономическая сущность, роль, значение финансового анализа и планирования на предприятии…………………………………..4

Значение планирования для успешной деятельности
предприятия………………………………………………………15

Горизонт планирования…………………………………………...18

Роль анализа в разработке основных показателей планов
предприятия………………………………………………………..23

Контроль за выполнением планов………………………………..25

Заключение………………………………………………………...31

Список используемых источников…………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.97 Кб (Скачать файл)

6. анализ должен проводиться систематически и быть инструментом в координации и контроле за деятельностью всего предприятии;

7. анализ должен быть оперативным и соответствовать темпам развития предприятия;

8. анализ должен отвечать государственным и мировым стандартам и законодательству;

9. результаты анализа должны иметь реальную экономическую эффективность.

Процедура проведения финансового  анализа предприятия состоит  из следующих этапов:

1. анализ финансовых результатов предприятия;

2. анализ финансового состояния предприятия.

Разделы анализа финансовых результатов:

- анализ прибыли;

- анализ рентабельности.

Разделы анализа финансового  состояния предприятия:

- анализ имущественного  положения;

- платежеспособность;

- ликвидность;

- финансовая устойчивость;

- анализ деловой активности  и оборачиваемости средств предприятия.

При проведении финансового  анализа по всем указанным разделам проводится горизонтальный анализ финансовых показателей, т.е. сравниваются показатели за ряд анализируемых кварталов, лет, отслеживается динамика показателей  во времени.

В каждом разделе вычисляются  темпы роста показателей и  финансовых коэффициентов за последний  период.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов - это дедуктивный  метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно.

В ходе такого анализа воспроизводится  историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Приступая к финансовому  анализу предприятия, следует учитывать  следующие моменты:

1. необходима четкая программа анализа, включая проработку макетов аналитических таблиц, алгоритмов расчета основных показателей и требуемых для их расчета и сравнительной оценки информационного и нормативного обеспечения;

2. схема анализа должна быть построена по принципу «от общего к частному»;

3. любые отклонения от  нормативных или плановых значений  показателей должны тщательно  анализироваться.

Для объективной оценки финансового  положения существуют финансовые показатели (коэффициенты). Финансовые коэффициенты характеризуют пропорции между  различными статьями отчетности.

Достоинствами финансовых коэффициентов  являются простота расчетов. Однако финансовые коэффициенты не улавливают различий в методах бухгалтерского учёта, не отражают качества составляющих компонентов  и имеют статичный характер.

Система финансово-экономических  коэффициентов, характеризующих деятельность предприятия, позволяет вести анализ не абсолютных показателей в стоимостном  выражении, а безразмерных величин, что позволяет практически исключить  влияние временной динамики абсолютных показателей на результаты анализа, уменьшить инфляционное искажение  данных.

Сравнение финансово-экономических  коэффициентов с критическими и  рекомендуемыми значениями этих коэффициентов  позволяет сделать конкретные выводы о финансовом состоянии предприятия.

Для финансового менеджера  финансовые коэффициенты имеют особое значение, поскольку являются основой  для оценки его деятельности внешними пользователями отчётности, акционерами  и кредиторами.

Целевые ориентиры проводимого  финансового анализа зависят  от того, кто его проводит: управляющие, налоговые органы, владельцы (акционеры) предприятия или его кредиторы.

Налоговому органу важен  ответ на вопрос, способно ли предприятие  к уплате налогов.

Банки должны получить ответ  на вопрос о платёжеспособности предприятия, т.е. о его готовности возвращать заемные средства, ликвидации его  активов.

Управляющие предприятием главным  образом интересуются эффективностью использования ресурсов и прибыльностью  предприятия.

В ходе осуществления деятельности финансовое состояние предприятия  может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия  своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует  о его хорошем финансовом состоянии.

Таким образом, цель финансового  анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но еще и  в том, чтобы постоянно проводить  работу, направленную на его улучшение.

Анализ финансового состояния  предприятия показывает, по каким  конкретным направлением надо вести  эту работу, дает возможность выявить  наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии  предприятия.

Финансовый анализ дает возможность  оценить:

- имущественное состояние  предприятия;

- степень предпринимательского  риска;

- достаточность капитала  для текущей деятельности и  долгосрочных инвестиций;

- потребность в дополнительных  источниках финансирования;

- способность к наращиванию  капитала;

- рациональность привлечения  заемных средств;

- обоснованность политики  распределения и использования  прибыли.

Оценка финансового состояния  может быть выполнена с различной  степенью детализации в зависимости  от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового  обеспечения.

Предметом изучения внутрифирменного планирования являются законы, принципы, положения и методы научно обоснованного  выбора и рационального использования  экономических ресурсов на предприятии.

Процесс планирования проходит несколько этапов:

1. разработка общих целей;

2. определение конкретных задач;

3. выбор основных путей и средств их достижения;

4. контроль за их выполнением.

Планирование опирается  на фактические и нормативные  данные настоящего и прошлого периода, устанавливает и контролирует процесс  развития предприятия в настоящем  и будущем времени.

Внутрифирменное планирование опирается на 2 взаимосвязанных метода научных исследований:

1. индуктивный метод (от частного к общему) - предполагает создание теории принципов и положений, которые основаны на фактах;

2. дедуктивный метод (от общего к частному) - от теории к фактам.

Эти два взаимодополняющих  метода неразрывны между собой.

В отечественной практике выделяют два основных вида планирования:

1. Технико-экономическое планирование - предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости по месту и времени их действия. При этом обосновывается оптимальный объем производства, на основе учета взаимодействия спроса и предложения на будущую продукцию выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования.

2. Оперативно-производственное планирование - устанавливает текущее производственное задание цехам, участкам и рабочим местам, осуществляет организационное управление, воздействие с целью корректировки процесса производства.

Все виды внутрифирменного планирования могут быть систематизированы  по следующим классификационным  признакам:

1. По содержанию планов:

- снабженческо-сбытовое  планирование;

- финансово-инвестиционное  планирование;

- бизнес-планирование;

- социально-трудовое планирование;

- организационно-технологическое  планирование.

2. По уровню управления:

- на высшем уровне управления  применяют корпоративное (фирменное,  заводское) планирование;

- на среднем уровне  применяется цеховая схема планирования;

- на нижнем - производственная, которая охватывает отдельные объекты планирования: участок, бригада, рабочее место.

3. По методам обоснования:

- рыночное - основано на  взаимодействии спроса, предложения  и цен на товары и услуги;

- государственное - регулирование  цен и товаров, ставок налогов,  банковских процентных ставок  за кредит, минимального уровня  заработной платы и других  макроэкономических показателей  (индикативное планирование).

4. По времени действия:

- краткосрочное (текущее)  планирование - осуществляется в  течение

одного года, квартала, месяца, декады, недели;

- среднесрочное планирование - осуществляется в пределах от 1 до 3 лет;

- долгосрочное (перспективное)  планирование - осуществляется за  период от 3 до 10 лет.

5. По сфере применения:

- индивидуальное;

- бригадное;

- внутрицеховое;

- межцеховое.

6. По стадиям разработки:

- предварительное - включает разработку планов первоначального этапа работы;

- окончательное - получает силу закона.

7. По степени точности:

- укрупненное;

- уточненное (точность планов зависит от применяемых методов и сроков планирования, нормативных материалов, от уровня профессиональной подготовки и опыта экономиста).

8. По типам целей:

- оперативное - представляет  собой выбор средств и решений  задач, которые поставлены вышестоящим  руководством;

- тактическое - охватывает  взаимосвязи, сложившиеся внутри  подразделений предприятия;

- стратегическое - включает  в себя долгосрочный план предприятия,  выбор и обоснование средств  задач и целей;

- нормативное - базируется на применении научно обоснованных норм и нормативов.

В процессе планирования предусматриваются  три основных типа целей:

1. Задачи, которые необходимо достичь в пределах планируемого периода.

2. Цели (вехи), к которым предполагается приблизиться в рамках планируемого периода или которые могут быть достигнуты позднее.

3. Идеалы, которые не считаются достижимыми, но к которым стремятся в планируемом периоде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение планирования для успешной деятельности предприятия

 

        Роль  и значимость планирования вообще  и финансового в частности  можно достаточно легко обосновать  с различных позиций, поэтому  банальные дискуссии о том,  нужен план или нет, в настоящее  время вряд ли уместны; более  того, в условиях естественного  динамичного развития экономики,  стохастичности рынка и постоянно  нарастающей конкурентной борьбы  роль этой функции по крайней мере не уменьшается. Именно последнее обстоятельство отчасти имел в виду известный специалист в области управления Р. Акофф, утверждая, что "лучше планировать для себя - неважно, насколько плохо, чем быть планируемым другими - неважно, насколько хорошо" [Акофф].

Естественно, нарождающиеся  рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей  страны экономических категорий, но и к появлению иных подходов к  планированию. Прежде всего следует отметить, что необходимость составления планов определяется многими причинами. Три из них, являющиеся, основными:

• неопределенность будущего;

• координирующая роль плана;

• оптимизация экономических последствий.

Основой для разработки планов предприятия должна служить оценка намечаемых действий с учетом существующих экономических и производственных условий и имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта ресурсов, а  также характера рынка, который, как предполагается, будет преобладающим  в течение срока действия плана . Важными факторами, которые следует учитывать при разработке планов, являются также уровень конкуренции, характер отрасли, в которой действует экономический субъект, и размер самого предприятия. Не следует недооценивать и общий уровень экономического развития и стадию экономического цикла в стране, поскольку они накладывают серьезные ограничения на перспективы развития некоторых видов деятельности. Так, например, в периоды экономических трудностей наблюдается резкое падение продаж в сферах компьютерного обеспечения бизнеса и зарубежного туризма. Планы, предусматривающие расширение предприятий этих отраслей в период общего экономического спада в стране, нельзя признать удовлетворительными, поскольку выполнение их в данных условиях весьма проблематично.  

Значение планирования в  деятельности предприятия трудно переоценить, поскольку именно план представляет собой ориентир, к которому стремится  предприятие, и одновременно критерий оценки успешности его деятельности.

Предприятие как экономический  субъект может ставить перед  собой различные цели, причем цели в краткосрочной и долгосрочной перспективе могут сильно отличаться . В экономической литературе часто встречается категорическое утверждение о том, что главной целью бизнеса является извлечение прибыли. Основной целью любой экономической активности является прежде всего повышение благосостояния собственников действующего экономического субъекта. Благосостояние в данном случае следует понимать не просто как богатство в денежном выражении, а в более широком смысле - как улучшение качества жизни. Эта цель может достигаться не только путем увеличения потребления отдельных материальных благ (еды, одежды, транспортных средств и т.д.), но также и улучшения экологической ситуации в городе, возможности доступа к широкому кругу информационных ресурсов, к культурным ценностям, возможности получения определенных социальных благ (образование, здравоохранение). К достижению благосостояния экономический субъект стремится собственным путем, с помощью постановки системы конкретных целей и разработки планов их реализации.

Если предприятие не имеет  плана, его деятельность представляет собой случайные блуждания в  рыночных дебрях. План же является по сути дела тропинкой в этой чаще, ведущей  к успеху.

Планирование не только позволяет  добиться поставленных целей, оно также  предоставляет возможность оценки действий управленческого аппарата предприятия. Деятельность руководителей  должна быть направлена на выполнение плановых заданий и достижение запланированных  результатов, и то, насколько обеспечена реализация этих целей на каждом конкретном участке работы и в каждом подразделении, можно считать показателем эффективности  работы руководителей этих подразделений. Для многих предприятий критерий выполнения плановых заданий является также основой системы материального  стимулирования сотрудников.

 

Горизонт планирования.

С точки зрения продолжительности  периода, к которому относится разрабатываемый  план, можно выделить три разных уровня планирования: стратегический, тактический, оперативный

Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу  и подразумевает формулирование целей, задач, масштабов и сферы  деятельности предприятия на качественном уровне или в виде весьма общих  количественных ориентиров.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (1-5 лет) и определяет ресурсы, необходимые  предприятию для вступления на избранный  стратегический путь.

Информация о работе Экономический анализ планирования и прогнозирования предприятя