Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена следующим. Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты
2. Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства
2.1. Необходимость бюджетных ассигнований на капитальные вложения, их значения в экономике
2.2. Особенности планирования, распределения и финансирования бюджетных инвестиций в системе расходов бюджета
2.3. Механизм реализации инвестиционной политики России в условиях рыночной экономики
2.4. Реализация инвестиционных программ и их роль в бюджетной политике государства
2.5. Анализ структуры динамики, источников формирования и направлений расходования средств бюджета развития РФ
2.6. Мероприятия по совершенствованию процесса бюджетного финансирования инвестиционных вложений
3. Расчетная часть
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 177.64 Кб (Скачать файл)

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс проводимых государством целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

Негативная динамика инвестиционной активности в реальном секторе российской экономики (общее снижение инвестиционной активности за 90-е годы XX в. составило в среднегодовой оценке примерно 70%) привела к значительному физическому и моральному износу используемого производственного аппарата (по разным оценкам, от 50 до 70% основных фондов производственного назначения требуют немедленной замены, а средний срок службы оборудования превысил 15 лет).

В 2000 г. наметились первые признаки преодоления затяжного инвестиционного кризиса в российской экономике. В первой половине года прирост инвестиций в реальный сектор экономики увеличился более чем на 17% по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. и. более чем вдвое превысил темпы прироста ВВП. Однако в настоящее время для оптимистичных оценок среднесрочных перспектив инвестиционной активности особых оснований нет.

Дело в том, что катализаторами увеличения инвестиционной активности выступили два основных фактора: эффект девальвации рубля и благоприятная конъюнктура мировых рынков энергоносителей. Так, доля ТЭКа в общем объеме инвестиций за рассмотренный период превысила 45%. О наличии серьезных системных Ароблем отечественной экономики, синтезированных в негативной оценке потенциальными инвесторами существующего инвестиционного климата, свидетельствует и тот факт, что отмеченный рост инвестиций более чем на 50% обеспечивался собственными средствами предприятий. Это означает, что связь между реальным и финансовым секторами экономики ничуть не улучшилась со времени инвестиционного кризиса. Действительно, несмотря на увеличение общего объема банковского кредитования реальной экономики за последний год примерно в 1,5 раза, отношение объема кредитов к банковским резервам уменьшилось в 4 раза.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи различных рычагов: кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления самых различных налоговых льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; путем создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др.

Амортизационная политика тесно связана с научно-технической и инвестиционной политикой государства. Устанавливая порядок начисления и использования амортизационных отчислений, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства, в первую очередь скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

-Своевременно и правильно должна осуществляться переоценка основных фондов, особенно в условиях инфляции;

-нормы амортизации должны  быть дифференцированными в зависимости  от функционального назначения  основных фондов и рассчитанными  с учетом морального и физического  износа;

-нормы амортизации не  только должны быть достаточными  для простого производства, но  и способствовать расширенному  воспроизводству;

-амортизационные отчисления  на предприятиях всех форм  собственности и видов деятельности  должны использоваться только  в соответствии с функциональным  назначением;

-всем предприятиям должна  быть предоставлена возможность  осуществления ускоренной амортизации;

-амортизационная политика  должна способствовать обновлению  основных фондов и ускорению  научно-технического прогресса (НТП);

-больше прав должно  быть предоставлено коммерческим  организациям в области проводимой  ими амортизационной политики.

Правильная амортизационная политика государства позволяет предприятиям иметь достаточные инвестиционные средства для простого и в определенной мере для расширенного воспроизводства основных фондов.

Инвестиционная политика тесно связана с научно-технической политикой. В настоящее время, когда Россия теряет свои позиции в научно-технической области, ещё раз следует напомнить, что ускорение НТП является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство.

Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство. Научно-техническая политика является составной частью инновационной политики, т.е. «инновационная политика» — это более широкое понятие. Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и их поддержку со стороны государства. Сейчас общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются комплексная автоматизация производства, электронизация хозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др.

Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей экономики. Такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика наиболее важны для ускорения НТП во всех отраслях, вследствие чего отрасли всегда должны быть в центре внимания государства, в частности с точки зрения их обеспечения необходимыми инвестициями.

Инвестиционная политика имеет свои цели, задачи и механизм реализации.

Главная цель инвестиционной политики — выполнение стратегического плана экономического и социального развития страны. В процессе достижения этой цели происходит оживление инвестиционной деятельности, направленной на повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от сложившейся в стране экономической ситуации.

 К целям инвестиционной  политики могут относиться:

-выбор и поддержка  развития отдельных отраслей  хозяйства;

-реализация программы .конверсии военно-промышленного комплекса;

-обеспечение конкурентоспособности  отечественной продукции;

-поддержка развития малого  и среднего бизнеса;

-поддержка развития экспортных  производств;

-обеспечение сбалансированности  в развитии всех отраслей экономики;

-реструктуризация угольной  промышленности;

-реализация программы  жилищного строительства в стране, в частности для военных, и  др.

Принятая инвестиционная политика проводится в жизнь с помощью четко работающего механизма ее реализации, который предполагает:

-выбор надежных источников  и методов финансирования инвестиций;

-определение сроков реализации  инвестиционной политики и выбор  органов, ответственных за ее  выполнение;

-создание необходимой  нормативно-правовой базы для  функционирования рынка инвестиций;

-создание благоприятных  условий для привлечения инвестиций. Кроме государственной инвестиционной  политики различают отраслевую, региональную и инвестиционную  политику отдельных субъектов  хозяйствования. Все они находятся  в тесной взаимосвязи, но определяющей  является государственная инвестиционная  политика; она должна способствовать  созданию цивилизованных «правил  игры» в области инвестиций  и способствовать активизации  инвестиционной деятельности на  всех уровнях. Инвестиционная политика  на макроуровне должна приводить  к оживлению инвестиционной деятельности  на уровне отраслей и предприятий  регионов.

Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых в регионе, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального, использования в интересах населения региона и инвесторов.

Инвестиционная политика в каждом регионе России имеет свои особенности, которые обусловлены следующими факторами:

-экономической и социальной  политикой, проводимой в регионе;

-величиной имеющегося  производственного потенциала;

-географическим положением;

-природно-климатическими  условиями;

-привлекательностью региона  для иностранных инвестиций и  др. Основными задачами системы  управления инвестиционной деятельностью  в регионе являются:

-создание инфраструктуры  инвестиционного рынка;

-определение приоритетных  направлений осуществления инвестиций;

-создание условий для  привлечения внебюджетных источников  финансирования инвестиций, в том  числе свободных средств населения, иностранных инвестиций и инвестиций  из других регионов страны;

-обеспечение интеграции  регионального инвестиционного  рынка в международный рынок  инвестиционных ресурсов.

Региональная инвестиционная политика направлена на подъем экономики и повышение эффективности производства в регионе, обеспечение самофинансирования и хорошего задела развития региона в будущем.

Важную роль в подъеме экономики и повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика. Она должна разрабатываться на уровне отдельных межотраслевых комплексов и отраслей экономики.

Под отраслевой инвестиционной политикой подразумевается инвестиционная поддержка приоритетных отраслей хозяйства, развитие которых обеспечивает экономическую и оборонную безопасность страны, экспорт готовой продукции, ускорение НТП и динамизм развития экономики страны на ближайшую и дальнейшую перспективу.

С переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности стали играть субъекты Российской Федерации и коммерческие организации в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних. Поэтому существенно повышается роль инвестиционной политики на микроуровне. Под инвестиционной политикой предприятия понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих выгодное вложение собственных, заемных и других средств в инвестиции с целью обеспечения стабильной работы предприятия в ближайшем будущем и в дальнейшей перспективе.

Инвестиционная политика на предприятии должна вытекать из его стратегических целей, отраженных в бизнес плане, и, в конечном счете обеспечивать финансовую устойчивость предприятия не только в настоящем, но и в будущем. Если этого плана нет, то ни о какой инвестиционной политике не может быть и речи.

При разработке инвестиционной политики на предприятии необходимо придерживаться следующих принципов:

-нацеленность инвестиционной  политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовой устойчивости;

-учет инфляции и фактора  риска;

-экономическое обоснование  инвестиций;

-формирование оптимальной  структуры портфельных и реальных  инвестиций

-ранжирование инвестиционных  проектов по их важности и  последовательности реализации  в соответствии с имеющимися  ресурсами и с учетом привлечения  внешних источников;

-выбор надежных и более  дешевых источников и методов  финансирования инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Реализация инвестиционных программ и их роль в бюджетной политике государства

1.Понятие инвестиционной  политики государства и её  значение

Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем.

В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.

Инвестиции - это понятие, охватывающее:

1. Реальные инвестиции (инвестиции  в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к  термину «капитальные вложения». Капитальные вложения - затраты на  создание новых, реконструкцию и  расширение действующих основных  фондов (основного капитала).

Понятие "новые" (или "чистые") инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. "Инвестиции в модернизацию" - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма "чистых" инвестиций и "инвестиций на возмещение" называется "валовыми инвестициями".

2 Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные  непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение  дохода от собственности.

На сегодняшний день, располагая мощным инвестиционным потенциалом и соответствующими ресурсами российская экономика не имеет устойчивой тенденции к росту и это обусловлено многими причинами и в первую очередь тем, что за годы реформ практически была разрушена способность экономики формировать внутренние ресурсы для накопления. Так объем инвестиций в 2001 г. к уровню 1990 г. составил одну пятую часть, ежегодный дефицит инвестиций в России составляет 42-45 млрд. дол. (общемировой нормативный уровень не менее 10% от ВВП), в то время как у населения находиться 50-60 млрд. дол., за рубеж вывезено 70 млрд. дол.

Информация о работе Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства