Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:50, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена следующим. Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты
2. Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства
2.1. Необходимость бюджетных ассигнований на капитальные вложения, их значения в экономике
2.2. Особенности планирования, распределения и финансирования бюджетных инвестиций в системе расходов бюджета
2.3. Механизм реализации инвестиционной политики России в условиях рыночной экономики
2.4. Реализация инвестиционных программ и их роль в бюджетной политике государства
2.5. Анализ структуры динамики, источников формирования и направлений расходования средств бюджета развития РФ
2.6. Мероприятия по совершенствованию процесса бюджетного финансирования инвестиционных вложений
3. Расчетная часть
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 177.64 Кб (Скачать файл)

-проведения экспертизы  инвестиционных проектов в соответствии  с законодательством Российской  Федерации;

-защиты российских организаций  от поставок морально устаревших  и материалоемких, энергоемких и  не наукоёмких технологий, оборудования  и материалов, в том числе при  реализации бюджета развития  Российской Федерации;

-защиты интересов инвесторов;

-разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

-выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектив, находящихся в государственной собственности;

-предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.Регулирование инвестиционной деятельности на макро и микроуровне предполагает знание факторов и механизма их влияния на эту деятельность.

Факторы и механизм их влияния на инвестиционную деятельность

Знание факторов и механизма их влияния на инвестиционную деятельность имеет большое научное и практическое значение, прежде всего для разработки назначено обоснованной инвестиционной политики и для оживления инвестиционной деятельности в стране.

Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, в зависимости от их уровня можно классифицировать по двум группам:

1)Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне (внешние по отношению к предприятию);

2)Факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на Микроуровне (внутренние).

К первой группе можно отнести:

-степень совершенства налоговой системы;

-нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности;

-степень участия государства в инвестиционной деятельности;

-уровень инфляции;

-дефицит бюджета;

-состояние и динамику развития экономики страны;

-степень совершенства финансово-кредитной политики;

-экономическую, в том числе инвестиционную, политику государства;

-социальное и политическое положение в обществе;

-степень совершенства рыночных отношений;

-наличие свободных экономических зон;

-создание условий для привлечения иностранного капитала;

-степень риска вложения инвестиций;

-поддержку государством развития малого переднего бизнеса и др. Рассмотрим механизм влияния некоторых из этих факторов на инвестиционную деятельность.

Из приведенного перечня факторов можно сделать вывод, что многие из них тесно взаимосвязаны и, в конечном счете все они влияют не только на инвестиционную деятельность, но и на состояние экономики страны в целом. Состояние экономики страны, динамизм ее развития — это основной фактор, определяющий финансовые возможности государства и всех субъектов хозяйствования по осуществлению и активизации инвестиционной деятельности.

Состояние экономики страны определяет динамика таких показателей, как ВВП, ВНП, национальный доход, величина государственного бюджета и уровень его дефицита, уровень инфляции, объем экспорта и его структура и др. От величины ВВП, ВНП, национального дохода зависят возможности государства, субъектов Российской Федерации и коммерческих организаций выделять необходимые ресурсы для инвестирования.

Эффективность использования имеющегося потенциала и темпы инвестиций влияют на темпы развития экономики в целом. Необходимо стремиться к тому, чтобы темпы роста экономики опережали темпы роста инвестиций.

Инфляция существенно влияет на инвестиционную деятельность. Следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского процента. Спрос на инвестиции зависит от ставки банковского процента и ожидаемой нормы чистой прибыли от инвестиций. Чем выше ставка банковского процента, тем ниже спрос на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли. Выгодно осуществлять инвестиции в том случае, если норма чистой прибыли превышает ставку банковского процента. И наоборот, если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, то для предприятия инвестиции невыгодны.

Подчеркнем, что именно реальная ставка процента, а не номинальная играет существенную роль в принятии инвестиционных решений.

Финансовая стабилизация, как свидетельствует мировой опыт, наступает тогда, когда годовой рост цен не превышает 40%, а среднемесячный — 2,8%. Если он выше, инвестиции в производство резко сокращаются, как и рост экономики, и жизненный уровень населения.

Важным условием оживления инвестиционной деятельности является привлечение иностранного капитала. Ежегодный объем экспортируемого капитала в мире составляет около 160—180 млрд. дол. США.

Действовавший с 1990 г. Закон об иностранных инвестициях предоставил иностранцам благоприятный режим предпринимательской деятельности, что само по себе полностью отвечает международным стандартам. Но иностранных предпринимателей не устраивают неполнота и нестабильность нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности, высокий уровень налогообложения и его изменчивость, дороговизна кредита, коррупция чиновников и самоуправство местных властей, криминал в экономике, отсутствие гарантий безопасности и несоответствие правил ведения бухгалтерского учета международным стандартам.

Стремление ослабить негативное воздействие данных факторов на приток иностранных инвестиций обусловило введение в России ряда гарантий, льгот и преференций для зарубежных предпринимателей, вкладывающих капитал в экономику страны. Все это сыграло определенную положительную роль. В настоящее время можно говорить о некотором улучшении инвестиционного имиджа России для иностранных инвесторов.

Следующим существенным фактором, влияющим на оживление инвестиционной деятельности, является налоговая система и степень ее совершенства. В современных условиях налоговый пресс, особенно для предприятий — производителей продукции, таков, что у них во многих случаях не остается достаточных средств для развития и модернизации производства. Долгое время ставка на налогооблагаемую прибыль промышленных предприятий составляла 35%, с 1 января 2002 г. она снизилась до 24%, в этом случае ее можно признать оптимальной. Кроме того, имеется еще множество других налогов, которые относятся или на себестоимость продукции, или на финансовые результаты работы предприятия, или на чистую прибыль либо включаются в цену реализации. Все налоги, в конечном счете отражаются на финансовом , результате — чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, которая является одним из основных источников предприятия для осуществления инвестиций. Поэтому совершенствование налоговой системы России — важнейший фактор не только оживления инвестиционной деятельности отечественных предприятий, но и подъема экономики страны в целом.

На инвестиционную деятельность в значительной мере влияет также уровень развития малого и среднего бизнеса в стране; Экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса.

Усиливающееся влияние развития малого бизнеса н инвестиционную деятельность обусловлено следующими причинами:

-возрастанием роли малого бизнеса в экономике страны;

-более высокой отдачей от инвестиций, вкладываемых в развитие малого бизнеса, по сравнению с их направлением на развитие крупного бизнеса;

-сокращением срока окупаемости инвестиций, если они направляются на развитие малого и среднего бизнеса;

-более быстрым и дешевым осуществлением технического перевооружения, внедрения и апробирования новой технологии, проведением частичной автоматизации производства, достижением оптимального сочетания механизированного и ручного труда;

-появлением класса мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики и наведении порядка в стране, что служит хорошей предпосылкой для оживления инвестиционной деятельности. Создание мощного среднего класса — это увеличение спроса на потребительские товары и услуги, что способствует развитию экономики.

Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от степени участия в ней государства. Государство в лице правительства и других органов должно не только разрабатывать инвестиционную политику, но и непосредственно участвовать в ее реализации, планируя ее строго по назначению. Правительство РФ разработало и утвердило программу на 1997—2000 гг. «Структурная перестройка и экономический рост». Пожалуй, это была первая правительственная программа переходного периода, где проблема инвестиций обозначена как центральная. В качестве основного источника инвестиций названы средства самих предприятий, т.е. прибыль и амортизационные отчисления. Они должны были обеспечить около 60% всех капиталовложений, хотя было нереально, так как наблюдалась тенденция снижения прибыли предприятий, остающейся в их распоряжении, а амортизационные отчисления на предприятиях от /4 до Уз использовались в качестве источника пополнения оборотных средств.

На 2000 г. был вновь предусмотрен «Бюджет развития» как специальный раздел федерального бюджета, расходные статьи которого предназначены исключительно для инвестиций и не должны зависеть от исполнения текущего бюджета. К сожалению, в связи с существенным дефицитом федерального бюджета средства, предназначенные для финансирования инвестиций, были использованы на другие цели. Как мы видим, дефицит бюджета на всех уровнях самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность.

Рассмотренные факторы оказывают значительное влияние на инвестиционную деятельность и на макро, и на микроуровне.

На инвестиционную деятельность влияют не только внешние, но и внутренние факторы (вторая группа).

К ним можно отнести:

-размеры (масштабы) предприятия;

-финансовое состояние предприятия;

-применяемые способы исчисления амортизационных отчислений;

-научно-техническую политику предприятия;

-инвестиционную политику;

-организационно-правовую форму хозяйствования и др.

Размеры предприятия непосредственно воздействуют на масштабы инвестиционной деятельности, что естественно, поскольку крупные предприятия при прочих равных условиях располагают более существенными финансовыми ресурсами по сравнению со средними и малыми.

Инвестиционная деятельность предприятия находится в прямой зависимости и от экономической, в том числе инвестиционной политики. Если, например, предприятие планирует техническое перевооружение и реконструкцию, то, естественно, предусматривает определенные источники для их осуществления.

На микроэкономическом уровне инвестиции требуются в первую очередь для обеспечения нормальной работы предприятия в будущем. Они необходимы для расширения производства; предотвращения морального и физического износа основных фондов и повышения технического уровня производства, улучшения качества продукции предприятия, осуществления мероприятий по охране окружающей среды, достижения других целей предприятия.

Организационно-правовая форма хозяйствования также влияет на инвестиционную деятельность предприятия.

 Это влияние разноплановое.

Во-первых, кредитные учреждения более благосклонно относятся к предприятиям с такой организационно-правовой формой хозяйствования, при которой они несут неограниченную ответственность по Своим обязательствам. Речь может идти, например, о полных товариществах и товариществах на вере (коммандитных). К обществам с ограниченной ответственностью коммерческие банки, в том числе зарубежные, относятся с недоверием, поскольку учредители таких обществ несут ограниченную ответственность (в пределах своего вклада) по своим обязательствам, что влияет на возможности и масштабы их инвестиционной деятельности.

Во-вторых, степень ответственности и риска, связанная с инвестиционной деятельностью, у предприятий с разной организационно-правовой формой хозяйствования существенно различается. Так; у государственных предприятий степень риска стать банкротом в результате неудачных инвестиций не очень большая, так как собственником этих предприятий является государство, которое вряд ли допустит банкротство этих предприятий.

Инвестиционная политика, ее сущность и роль в современных условиях

Важным рычагом Воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика — одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство может непосредственно воздействовать на темпы роста объема производства, ускорение НТП, изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Информация о работе Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства