Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 13:50, курсовая работа
Актуальность темы обусловлена следующим. Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.
Введение
1. Теоретические аспекты
2. Экономические основы формирования и осуществления инвестиционной политики государства
2.1. Необходимость бюджетных ассигнований на капитальные вложения, их значения в экономике
2.2. Особенности планирования, распределения и финансирования бюджетных инвестиций в системе расходов бюджета
2.3. Механизм реализации инвестиционной политики России в условиях рыночной экономики
2.4. Реализация инвестиционных программ и их роль в бюджетной политике государства
2.5. Анализ структуры динамики, источников формирования и направлений расходования средств бюджета развития РФ
2.6. Мероприятия по совершенствованию процесса бюджетного финансирования инвестиционных вложений
3. Расчетная часть
Заключение
Литература
Общий объем финансирования по инвестиционным проектам и предложениям - 56463 млн. руб. (подробнее в Приложении 4)
Важнейшие социально-значимые проекты, финансируемые с участием средств республиканского и федерального бюджетов, внебюджетных источников на 2003- 2006 годы и перспективу до 2010 года 1311,5 млн. рублей
Основной отраслью инвестирования является лесной комплекс, в него направлена большая часть государственных прямых инвестиций. Самыми крупными по объему инвестирования являются: развитие целлюлозно-бумажной промышленности (реконструкция Сегежского ЦБК, техническое перевооружение ОАО Кондопожского), в горнопромышленном комплексе промышленное освоение Аганозерского месторождения хромитов в Пудожском районе,
Одним из главных конкурентных преимуществ республики выступают ее природные ресурсы: лес, минеральное сырье, вода. Это создает возможности для глубокой переработки сырьевых ресурсов и развития экономики в данном направлении.
Республика Карелия также продвинулась в совершенствовании своего инвестиционного климата. В республике действуют Закон Республики Карелия «Об инвестиционной деятельности в Республике Карелия» и ряд других нормативных актов, определяющих систему преференций и прямого финансирования инвестиционных проектов. За предыдущий плановый период выполнена программа «Инвестиционная политика Правительства Республики Карелия на 1999-2002 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Карелия от 3 апреля 2000 года № 90-П, реализован целый ряд мероприятий, направленных на привлечение инвестиций.
Однако, пока ни субъекты рыночной инфраструктуры, ни предприниматели, ни органы республиканской и местной власти в целом не готовы к широкому приему инвестиций. При общем улучшении ситуации с инвестиционным климатом в республике имеется целый ряд проблем, требующих решения:
- отсутствует развитая
инфраструктура по
-низок информационный
уровень обеспечения
-не отработана система
сопровождения наиболее
Республика Карелия имеет достаточно большой инновационный потенциал по численности научно-технических организаций и предприятий. В общей сложности таких организаций насчитывается около 70. Среди них: Петрозаводский государственный университет, Карельский государственный педагогический университет, Карельский научный центр Российской академии наук. Однако инновационные рейтинги республики свидетельствуют о низком использовании научного потенциала в инновационной сфере.
Банковское кредитование
Определенное оживление процессов, происходящих в экономике, способствует росту финансовых ресурсов банковского сектора республики. К концу 2002 года ресурсы кредитных организаций, расположенных на территории Республики Карелия, превысят 6 млрд. рублей. Однако по-прежнему сохраняется низкая инвестиционная активность банковских учреждений в финансировании реального сектора экономики. По данным кредитных организаций за 2001 год выдано 14 инвестиционных кредитов на 296,2 млн. рублей, за 9 месяцев 2002 года - 11 на 201,6 млн. рублей. По состоянию на 1 ноября 2002 года кредитные вложения, предоставленные на срок свыше одного года, составляли 23% общего объема кредитных вложений.
Недостаток долгосрочных ресурсов восполняется средствами, поступающими из головных банков, филиалы которых расположены на территории Республики Карелия. За счет этих средств выдано более трети всех кредитов. Наличие в регионе филиалов крупных столичных банков открывает доступ потенциальным ссудозаемщикам к ресурсам, масштабы которых ограничиваются, в основном, степенью платежеспособности клиента и его способностью реализовать проектные решения.
Со стороны предприятий препятствием для получения инвестиционных кредитов является недостаточный опыт у специалистов по стратегическому планированию, разработке бизнес-планов, отсутствие собственных средств, ликвидных залогов и гарантий. Непрозрачность бизнеса и неустойчивое финансовое положение являются характерной чертой многих предприятий республики. Такие предприятия не занимаются реструктуризацией, позволяющей улучшить их финансовые и экономические показатели и создающей кредитную привлекательность. Как правило, за кредитами обращаются предприятия малого бизнеса, которые только зарегистрировали свою деятельность и практически не имеют собственных средств. Даже при наличии бизнес-плана, отвечающего всем требованиям инвестора, при отсутствии стартового капитала, риски невозврата кредита и неуплаты процентов остаются достаточно высокими.
Несмотря на снижение процентных ставок по кредитам, для большинства предприятий уровень их остается достаточно высоким. В условиях низкой платежеспособности предприятий это служит препятствием к привлечению банковских кредитов в качестве дополнительных финансовых источников для развития.
Учитывая необходимость повышения роли банковского сектора в инвестиционном кредитовании, Правительство продолжит поиск приемлемых направлений содействия долгосрочному кредитованию реального сектора экономики в рамках традиционных встреч руководства Правительства, заинтересованных органов исполнительной власти Республики Карелия с Национальным банком Карелии, кредитными организациями, головными банками филиалов, расположенных на территории республики. Предстоит работа с банковским сектором и предприятиями республики по целому ряду направлений, в том числе – по укреплению их взаимодействия на рынке банковских услуг.
Будет продолжен обмен информацией между органами исполнительной власти Республики Карелия и кредитными организациями и филиалами по наиболее перспективным проектам, предлагаемых к инвестированию за счет привлекаемых кредитов. При этом возникает необходимость изучить целесообразность совместного финансирования отдельных приоритетных проектов.
2.5. Анализ структуры динамики, источников формирования и направлений расходования средств бюджета развития РФ
1.1 Социально-экономическая
сущность и структура
Целенаправленное социально-экономическое развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего общегосударственного фонда денежных средств - государственного бюджета. Государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы страны.
Общее понятие бюджета приведено в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ). «Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления» [9].
В материальном понимании государственный
бюджет представляет собой централизованный
в масштабах государственного или административно-
Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.
Понятие государственного бюджета имеет и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как финансовый план государства.
Государственный бюджет - это
основной финансовый план образования,
распределения и использования централизованного
денежного фонда государства или административно-
Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус - главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов.
Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы. Его главное назначение - с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода.
Статья 10 БК РФ [9] закрепляет в России трехуровневую бюджетную систему:
• первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• третий уровень - местные бюджеты.
Каждый из бюджетов на своем уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.
Таким образом, бюджетная система РФ включает:
• федеральный бюджет РФ;
• 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
• 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвы и Санкт-Петербурга;
• 1 бюджет автономной области;
• 10 бюджетов автономных округов;
• 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты).
Свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации образует понятие «Консолидированный бюджет» РФ. Этот бюджет используется для анализа показателей бюджетной системы и не утверждается законодательным органом власти.
Построение бюджета основано на соблюдении определенных принципов:
• Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех доходов и расходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, однообразие финансовых документов и бюджетной классификации.
• Принцип полноты означает, что по каждой статье бюджета учитываются все затраты и все поступления.
• Принцип реальности предполагает правдивое отражение доходов и расходов государства.
• Принцип гласности - это обязательное информирование населения об основных расходах и источниках доходов.
Формирование и использование государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:
1. Составление и использование
бюджета носит ярко выраженный
балансовый характер. Балансовый
метод бюджета позволяет
2. Формирование и использование
государственного бюджета
3. С помощью бюджета
происходит перераспределение
4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом, как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития.
Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов. В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли экономических субъектов различных форм собственности.