Шпаргалка по "Финансам и кредиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 44 вопроса по дисциплине "Финансы и кредит".

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.вопросы.docx

— 76.43 Кб (Скачать файл)

  Капитальные расходы - часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые  предприятия, организации и учреждения в соответствие с утверждённой инвестиционной программой.

  Статьи  расходов: 1)Общегосударственные расходы - функционирование Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания РФ, обеспечение деятельности различных органов. 2) Национальная оборона. 3)Национальная безопасность и правоохранительная деятельность. 4)Национальная экономика - общеэкономические вопросы, ТЭК, исследование и использование космического пространства, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство, прикладные научные исследования в области национальной экономики ит.д. 5) ЖКХ. 6)Охрана окружающей среды - экологический контроль, утилизация отходов. 7)Образование. 8) Культура и кинематография. 9)Здравоохранение. 10)Социальная политика - пенсионное обеспечение, социальное обеспечение ит.д. 11)Физкультура и спорт. 12)СМИ. 13)Обслуживание государственного и муниципального долга. 14)Межбюджетные трансферты.

  Вопрос 15 Экономическая  сущность налогов. Функции  налогов

  В соответствие с Налоговым Кодексом РФ, под налогом  понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платёж, взимаемый  с юридических и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

  Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый  с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении  плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений, т.е. лицензий.

  Налог считается  установленным только в тех случаях, когда определены следующие элементы налогообложения: 1.субъект налогообложения; 2.объект налогообложения - совокупность предметов, которые подлежат налогообложению; 3.налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, к которому непосредственно применяется налоговая ставка; 4.налоговый период - срок, в течение которого завершается процесс формирования налоговой базы; 5.налоговая ставка - величина налога на единицу налогообложения; 6.порядок исчисления налога; 7.порядок и сроки уплаты налога. 8.налоговые льготы (полное или частичное освобождение от налога)

  Ф-ии налогов 

  Вопрос 16 Классификация  налогов по различным  признакам

  Классификация налогов:

  1) по субъекту налогообложения: -налоги, уплачиваемые физическими лицами;-налоги, уплачиваемые юридическими лицами;-смешанные налоги

  2)по ставкам: -пропорциональный налог - налог, устанавливаемый в абсолютно фиксированной сумме на единицу обложения, в процентах или в кратной сумме независимо от величины объектов обложения или дохода, получаемого налогоплательщиком; -прогрессивный налог - ставка налога увеличивается по мере роста получаемого дохода или стоимости объекта обложения; -регрессивный налог - средняя ставка такого налога понижается по мере увеличения получаемого дохода;

  .Существует несколько способов установления налоговых ставок:

  1. законодательное закрепление фиксированных сумм или процентов по отношению к налоговой базе, относительно каждого конкретного налога;
  2. установление ставок на основе кадастра (таблица- справочник), где объекты налогообложения дифференцированы на группы по определённом признаку, для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога;

  3) по способу обложения и изъятия: -прямые налоги, взимаемые непосредственно с имущества или дохода налогоплательщика. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на реальные и личные. При налогообложении реальными налогами финансовое положение налогоплательщика не берётся в расчёт. При взимании личного налога учитывается финансовое состояние каждого налогоплательщика; -косвенные налоги - налоги на товары и услуги, установленные в виде надбавки к цене или тарифа. К косвенным налогам относятся акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины.

  Акцизы - вид косвенных налогов, плательщиками  которых являются производители  товаров, работ, услуг, а также предприятия  оптовой и розничной торговли. Выделяют индивидуальные и универсальные  акцизы: индивидуальные взимаются с  отдельных видов товаров, универсальные  акцизы в различных странах имеют  различное назначение, например налог  с продаж, НДС. Фискальные монополии представляют собой монополию государства на производство и реализацию товаров массового потребления.(в РФ не применяется) Таможенная пошлина представляет собой вид косвенного налога, взимаемого государством с провозимых через национальные границы товаров по ставкам, предусмотренным таможенным законодательством. Таможенные пошлины подразделяются на фискальные, статистические и протекционистские.

  4)по порядку уплаты: -на основе декларации. Декларация - документ, в котором налогоплательщик самостоятельно производит расчёт; -у источника - налог уплачивается из дохода налогоплательщика;-бланковый способ - налогоплательщик получает квитанцию, сам ничего не рассчитывает

  5)по территории охвата: -государственные(НДС, НДФЛ);-местные(замельный,на имущество физлиц). - региональный налог(транспортный,на игорный бизнес).

  6)по порядку использования государством получаемых сумм налога: 1)общие налоги - они концентрируются в бюджетах соответствующего уровня, где обезличиваются и используются на финансирование тех или иных программ, независимо от источника поступления; 2)целевые (специальные) налоги - они имеют строго целевое назначение и, как правило, предназначены для формирования финансовой базы различных специальных фондов.

  Вопрос 17 Основные принципы налогообложения

  Принципы  налогообложения РФ закреплены в  Налоговом кодексе. Вот их перечень:

  1. Принцип  законности. Суть его в том,  что каждое лицо обязано уплачивать  сборы и налоги, установленные  законом. Во время установления  налогов всегда учитывается, есть  ли у налогоплательщика фактическая  способность к уплате налога.

  2. Принцип  недискриминации. Сборы и налоги не могут и не должны быть дискриминационного характера. Их нельзя применять различно, исходя из расовых, социальных, религиозных, национальных и других подобных критериев. Ни в коем случае не допускается установление дифференцированных ставок сборов и налогов, налоговых льгот в зависимости от места происхождения капитала, гражданства физических лиц или формы собственности.

  3. Принцип  экономической обоснованности. Имеется  в виду, что сборы и налоги  должны быть экономически обоснованными,  а не произвольными. 

  4. Принцип  единого экономического пространства. Он состоит в том, что недопустимо  установление сборов и налогов,  нарушающих единое экономическое  пространство. То есть они не  должны ограничивать свободное  перемещение финансовых средств,  работ, услуг, товаров в пределах  Российской Федерации, а также  создавать препятствия и ограничивать  экономическую деятельность физических  лиц и организаций, которая  не запрещена законом.

  5. Принцип  определенности и ясности правового  регулирования. В процессе установления  налогов обязательно должны определяться все элементы налогообложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие именно сборы и налоги, в каком порядке и когда, ему необходимо их выплачивать.

  Вопрос 18 Сущность и формы  государственного кредита

  Государственный кредит - совокупность денежных кредитных  отношений, при которых одной  из сторон выступает государство.

  Как финансовая категория государственный кредит выполняет 3 функции: -распределительную;-регулирующую;-контрольную.

  Через распределительную  функцию осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства  и их использование на принципах  срочности, платности и возвратности.

  Регулирующая  функция проявляется в том, что  вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного  обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость населения. Сознательно используя государственный  кредит как инструмент регулирования  экономики, государство может проводить  ту или иную финансовую политику.

  Контрольная функция связана с осуществлением контроля над экономической системой.

  Когда государство  заимствует средства у предпринимателей и граждан, оно исполняет роль заёмщика на финансовом рынке. В этом случае речь идёт о государственном  кредите в пассивной форме. Сделки оформляются в виде займов (облигаций  или казначейских векселей), что  представляет собой цивилизованную форму покрытия бюджетного дефицита. Функции заёмщика при данной форме  кредита выполняет Министерство финансов. Кредиторами могут быть не только резиденты, но и иностранные  граждане и предприниматели.

  В активной форме государственный кредит представляет собой кредитование государством в  лице ЦБ или Мин.фин конкретных предприятий и организаций, выполняющих государственный заказ, выпускающих социально значимую продукцию или реализующих определённые стратегические программы. В тех случаях, когда государство берёт на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Кредитные отношения, при которых государство выступает в качестве заёмщика или кредитора, влияют на величину централизованных денежных фондов, гарантирование погашения обязательств не обязательно приводит к их изменению.

  Основная  доля государственных заимствований  формируется в ценных бумагах (чаще всего эмиссионных). Признаки эмиссионных ценных бумаг: 1.закрепляется сумма имущественных и неимущественных прав, подлежащих удовлетворению, уступке и безусловному исполнению; 2.размещаются выпусками;3.имеют равные объёмы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска независимо от времени приобретения ценной бумаги.

  Формы государственного кредитования на внутреннем рынке: 1.прямое государственное кредитование конкретных хозяйствующих субъектов; 2.инвестиционный налоговый кредит, т.е. льгота по уплате налога на прибыль в случаях, когда она (прибыль) направляется на реализацию инвестиционных или иных социально значимых проектов; 3.налоговый кредит в виде отсрочки или рассрочки по уплате налогов.

  Главная цель государственного кредита - активное содействие развитию национальной экономики.

  Вопрос 19 Методы управления государственным  долгом

  Управление  государственным долгом - это совокупность действий государства, связанных с  обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых  займов, поддержанием вторичного рынка  долговых обязательств, регулирование  рынка государственного кредита. Управление государственным долгом осуществляет Правительство РФ.

  Способы управления государственным долгом: 1)рефинансирование - погашение старой государственной задолженности путём выпуска новых займов; 2)конверсия - изменение доходности займов: понижение доходности в целях снижения расходов по государственному долгу или повышение доходности для стимулирования кредиторов; 3)консолидация - изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону, как правило, увеличения или сокращения; 4)унификация - объединение нескольких займов в один путём обмена облигаций ранее выпущенных займов на облигации новых займов; 5) отсрочка погашения займа - отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращаются выплаты доходов; 6)аннулирование государственного долга - полный отказ государства от выполнения обязательств по выпущенным займам; 7)реструктуризация займа - погашение долга обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объёмах погашенных долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долгов и других сроков их погашения.

  Вопрос 20 Понятие, экономический  смысл государственных  внебюджетных фондов

  Внебюджетные  фонды - совокупность денежно распределительных  перераспределительных отношений, в результате которых формируются фонды финансовых ресурсов, не входящих в бюджет, а имеющих, как правило, целевое назначение. Задачи: 1)соц защита населения 2) повышение жизненного уровня населения; 3)сохранение и улучшение здоровья населения 4)соц.ориентация безраб населения 5)оказание соц-х услуг. Классификация: 1) по функционированию: -эк-го, –соц-го, -природоохранного хар-ра 2) по уровням управления: -общегос-го –регион-го значения

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам и кредиту"