Шпаргалка по "Финансам и кредиту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 08:53, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 44 вопроса по дисциплине "Финансы и кредит".

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.вопросы.docx

— 76.43 Кб (Скачать файл)

  Финансы –обусловленная фактом существования гос-ва и необходимостью обеспечения выполнения последним своих ф-ий система ден-х отношений, имеющих гос-властную форму правления, выражающих перераспределение стоимости совокупного общественного продукта и целенаправленное децентр-х и центр-х ден-х фондов в соответствии с общественными потребностями.

  Функции финансов:

  1. формирование денежных фондов или доходов - практическое выражение данной функции находит своё воплощение главным образом в государственной налоговой политике.
  2. использование денежных фондов или доходов - материальное содержание функции проявляется в

  основном в проведении политики государственных расходах

  Вопрос 8 Роль финансов в  системе денежных отношений рыночного  хозяйства

  Финансы,являясь инструментом второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом.

         Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

        1) финансы функционируют во всех  сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении); 2) финансы могут быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).

         Распределение начинается в сфере материального производства,эта сфера оказывает влияние на характер и масштабы производства. Сфера обращения.Для нее характерны процессы купли-продажи. Потребительские свойства товара не меняются, меняется его стоимость. Товар продается, и предприятие получает выручку, происходит распределение этой выручки по фондам возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли-продажи. Сфера потреблениявыделяет:1) коммерческие организации; 2) бюджетные организации.

        Сейчас существуют организации  смешанного типа,где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

         Экономический инструмент– экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут 2 начала: первое – объективное(вытекающее из экономической категории), второе – субъективное(орудие реализации экономической политики государства). Влияние финансов: 1) количественное (характеризуется пропорциями распределительного процесса); 2) качественное (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

         Качественная сторонавлияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе; отражает воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования через различные формы организации финансовых отношений; влияет на общественный продукт и связана с превращением финансов в стимул развития экономики. Такое превращение возможно, когда порядок формирования доходов, условия и принципы формирования фондов, направления их использования удается тесно увязать с экономическими интересами субъектов хозяйствования.

         Экономический стимул– инструмент, который связан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка. Общий подход к оценке результатов, достигаемых с помощью финансов, позволяет рассматривать роль финансов в 3 направлениях:  1) с позиции обеспечения потребностей расширенного воспроизводства необходимыми финансовыми источниками; 2) с точки зрения использования финансов для регулирования стоимостной структуры;  3) с позиции использования финансов как экономического стимула.

  Вопрос 9 Финансовая политика как составная  часть экономической  политики государства

  Финансовая  политика является составной частью экономической политики государства. Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация и эффективное  использование финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей общества.

  В рамках реализации финансовой политики государство  разрабатывает финансовую стратегию  и финансовую тактику. Финансовая стратегия  представляет собой долговременный курс финансовой политики, рассчитанной на перспективу и предусматривающей  решение крупномасштабных задач» Финансовая тактика — это методы решения  финансовых задач конкретного этапа  развития общества, отличается гибкостью  и подвижностью.

  Принципы  формирования финансовой политики:1.выработка научно обоснованной концепции развития финансов. Формируется на основе анализа состояния экономики, перспектив её развития» Цель — наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей общества. 2. Концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах денежных средств государства. Целью является обеспечение финансирования расходов на содержание правительства, фрмии, здравоохранения, культуры ит.д. 3.Определение основных направлений использования финансовых ресурсов путём их перераспределения прежде всего в приоритетные и социальные сферы. 4.Осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей, определение финансового воздействия на развитие экономики. 5.Регулирование фискальной политики с помощью научно обоснованной фискальной политики

  Виды фискальной политики:

  • бюджетная - целью является снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочивание государственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управление государственными финансами,
  • налоговая - представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Целью налоговых реформ является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и регулирующей функцией налогов,
  • страховая - она направлена на разработку мер по удовлетворению потребностей населения, организаций и государства в страховой защите. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из самых стабильных источников долгосрочных инвестиций.
  • валютная - целью является воздействие на валютные курсы и валютные расчёты.

В зависимости  от характера процесса управления, который бывает перспективным (стратегическим) и текущим (оперативным) подразделяются и органы управления финансами.

  Общестратегическое управление финансами осуществляют высшие органы государственной власти и управления: 1)Аппарат президента регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает федеральные законы (о бюджете ит.д.); 2)Федеральное Собрание РФ устанавливает налоги, сборы, налоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (налоговый и бюджетный кодексы), 3) Правительство РФ формирует федеральный бюджет, выступает как единый центр в управлении финансами.

  Текущее управление финансами возложено  на финансовый аппарат — Министерство финансов. Минфин обеспечивает единство финансовой, денежно-кредитной и  валютной политики

  Вопрос 10 Сущность бюджета  как экономической  категории. Функции  бюджета

  Бюджет  необходим всем государствам для  реализации их политических, социальных и экономических функций.

  Бюджет - это центральное звено системы  финансов, выражающее все её качественные признаки, т.е. система денежных отношений, в процесс которой образуется и используется централизованный бюджетный  фонд.

  Бюджет - главный финансовый документ страны. В соответствие с Бюджетным кодексом РФ, бюджет - форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

  Бюджетное законодательство различают бюджет государства и государственный  бюджет:

  Бюджет  государства - консолидированный бюджет, т.е. свод бюджетов бюджетной системы  РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных  внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетам.

  Функции бюджета: 1) образование основного централизованного фонда денежных средств. Эту функцию выполняют бюджетные доходы. 2) расходование бюджетного фонда - определяются конкретные направления бюджетных расходов по отраслям хозяйства, учреждениям социальной сферы, экономическим регионам. 3)контроль - данная функция проявляется в контроле за поступлением доходов и целевым использованием бюджетных средств.

  Вопрос 11 Понятие бюджетной  системы РФ

  Бюджетная система РФ - это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством  РФ совокупность разных уровней бюджета. Состоит из след.уровней: 1.фед-й бюджет и бюджеты гос-х внебюджетных фондов 2.региональный бюджет ( бюджет субъектов РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3.местные бюджеты - бюджеты городских округов, муниципальных районов, сельских и городских поселений.

  Принципы  построения бюджетной системы: 1.единство бюджетной системы - данный принцип означает единство правовой базы и форм бюджетной документации на всех уровнях бюджетной системы; 2.разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы - данный принцип означает закрепление определённых видов доходов за федеральным центром, субъектом РФ или местным самоуправлением; 3.принцип самостоятельности бюджета - означает право различных уровней власти на самостоятельный бюджет и бюджетный процесс; 4.принцип сбалансированности бюджета - означает равенство между доходами и расходами бюджета; 5.принцип достоверности бюджета - из него следует надёжность и реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета; 6.принцип гласности - открытость для общества принятых законов о бюджетах.

  Вопрос 12 Структура доходов  федерального бюджета

  Доходы  бюджета - денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствие с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

  Доходы  бюджета делятся на налоговые и неналоговые. В соответствие с Бюджетным Кодексом РФ, неналоговые доходы включают в себя: 1)в доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов; 2)доходы от продажи государственного и муниципального имущества; 3)доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов; 4)средства, полученные в результате применения мер гражданско- правового характера, в т.ч. штрафы и компенсации за причинение вреда имуществу РФ, имуществу субъектов РФ ит.д.

  Вопрос 13 Причины существования  и назначение субсидий, субвенций

  Субсидия- разовое пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое из средств государственного бюджета, местных бюджетов или из специальных фондов физическим и юридическим лицам, местным органам, другим государствам. Адресные субсидии в виде непосредственно предоставляемых средств называют прямыми, адресными, тогда как установление налоговых или других льгот именуют косвенными субсидиями.

  Субвенция - в РФ - сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или  административно-территориального образования.

  Субвенции - денежные средства, выделяемые на конкретные цели и на определенный срок муниципальным  образованиям из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и подлежащие возврату в соответствующий бюджет в случае неиспользования их по целевому назначению в установленный срок.

  Прямые  субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могут поощрять развитие перспективных  отраслей, с другой — поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями  вмешательства государства в  рыночную экономику). Сельскохозяйственное производство же дотатируется через компенсационные выплаты.

  Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной  политики. Государство применяет  льготное налогообложение прибыли  корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное  гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет  частным объединениям кредиты на льготных условиях.

  Вопрос 14 Назначение и специфика  расходов федерального бюджета

  В зависимости  от экономического содержания, бюджетные  расходы подразделяются на текущие и капитальные.

  Текущие расходы - часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов  государственной власти, бюджетных  учреждений, оказание финансовой поддержки  отдельным отраслям экономики, на текущее  финансирование, а также другие расходы, не включённые в капитальные.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам и кредиту"