Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:31, шпаргалка

Краткое описание

· 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
· 2. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
· 3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
· 4. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
· 5. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
· 6. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА
· 7. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ
· 8. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ, ИХ РОЛЬ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
· 9. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО РОЛЬ В МОБИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
· 10. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА
· 11. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
· 12. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
· 13. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
· 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
· 15. ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ
· 16. СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
· 17. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
· 18. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ
· 19. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ
· 20. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
· 21. ВИДЫ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
· 22. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ
· 23. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
· 24. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА
· 25. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
· 26. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
· 27. СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
· 28. БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ЗВЕНЬЕВ
· 29. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 30. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
· 31. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
· 32. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
· 33. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 34. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВ
· 35. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
· 36. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ
· 37. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ КАТЕГОРИЯ
· 41. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
· 42. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
· 43. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА
· 44. ФИНАНСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
· 45. ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
· 46. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВАНИЯ
· 47. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ
· 48. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА
· 49. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ КРЕДИТА
· 50. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТА
· 51. ФУНКЦИИ И РОЛЬ КРЕДИТА
· 52. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
· 53. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КРЕДИТА
· 54. ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ
· 55. БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ
· 56. КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ
· 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
· 58. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ
· 59. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ
· 60. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ
· 61. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
· 62. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КАК ЧАСТЬ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
· 63. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
· 64. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, ЕГО ЦЕЛИ И СТРУКТУРА
· 65. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
· 66. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
· 67. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
· 68. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 69. ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 70. ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И СДЕЛОК
· 71. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 72. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 73. ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКИХ СДЕЛОК
· 74. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 75. КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ
· 76. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
· 77. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
· 78. ВИДЫ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ
· 79. ВНУТРИРОССИЙСКИЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
· 80. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
· 81. РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
· 82. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ
· 83. ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 84. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ
· 85. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
· 86. БИРЖЕВОЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
· 87. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
· 88. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЭЛЕМЕНТЫ
· 89. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
· 90. ВАЛЮТНЫЙ КУРС КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

финансы шпоры.docx

— 231.34 Кб (Скачать файл)

Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  бюджетным законодательством России, применяются правила международного договора. Закрепляя приоритет международных  договоров по сравнению с внутрироссийским бюджетным законодательством, Бюджетный кодекс Российской Федерации одновременно подчеркивает, что правила международных договоров в сфере бюджетных отношений действуют непосредственно, за исключением случаев, когда из содержания международного договора вытекает, что для его применения требуется издание специального внутригосударственного правового акта. Акты бюджетного законодательства России не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации или федеральным законом.

26. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Бюджет необходим  всем государствам для реализации их политических и социальных функций. С помощью бюджета осуществляется главная задача фактического сопоставления  потребностей государства и средств для их удовлетворения. В современных условиях государство, помимо содержания всех ветвей власти, органов управления, правопорядка и внешней обороны, влияет также и на важные экономические и социальные процессы. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне в масштабах всей страны, всего хозяйства, так и в отдельных регионах и на уровне местного самоуправления.

В государственном  бюджете концентрируется часть  национального дохода, которая затем  перераспределяется, что позволяет  осуществлять государственное регулирование  экономики и обеспечивать проведение необходимой социальной политики. Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления.

Ввиду особой важности бюджета для всех сфер общественной жизни его составление, утверждение  и выполнение происходят на основе законов, устанавливаемых представительной властью, и сам принятый бюджет также  является законом.

Экономическое значение бюджета заключается в  том, что он формирует значительную часть спроса на конечный продукт, за счет его средств формируется  заметная доля доходов населения, приобретаются  крупные объемы продукции, увеличиваются  государственные материальные резервы  и в некоторых случаях осуществляются капитальные вложения. В рамках бюджета  предоставляются субсидии, гарантии, дотации, кредиты с целью поддержки  определенных предприятий, оказывается  помощь другим странам. Через государственный  бюджет проходит финансирование научных  учреждений, осуществляющих фундаментальные  научные исследования, которые, в  свою очередь, являются основой для  развития прикладной науки и создания новой техники. Направляя через  бюджет необходимые средства в наиболее перспективные отрасли науки, государство  тем самым обеспечивает развитие производительных сил страны. В рамках бюджета формируется и обслуживается  государственный долг. Все это  позволяет координировать экономическую  жизнь государства, рационально  размещать денежные и материальные ресурсы, способствует техническому прогрессу  и усиливает экономический потенциал  государства.

Через бюджет проходят значительные финансовые потоки, он непосредственно  влияет на формирование важнейших экономических  и финансовых показателей: объем  производства, инвестиций, реальных доходов, уровень безработицы, величина денежной массы, уровень процента, валютный курс.

Государственный бюджет, являясь основным планом государства, дает органам власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым  налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределения  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики и социальных процессов в стране.

27. СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

Бюджетная политика – это совокупность принимаемых  решений, осуществляемых органами законодательной (представительной) и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных  отношений и выработкой конкретных путей их использования в интересах  граждан, общества и государства.

Бюджетная политика является частью финансовой политики государства и как таковая  выступает средством осуществления  экономической и социальной политики государства.

Разработка бюджетной  политики начинается с определения  концептуальных основ развития бюджета, установления его роли в общественном воспроизводстве на соответствующем  временном этапе. Затем формируются  цели и задачи бюджетной политики, определяемые исходя из основных направлений  использования бюджетных отношений  в интересах граждан, общества и  государства. На завершающем этапе  бюджетной политики должны вырабатываться конкретные пути решения поставленных целей и задач, позволяющие реализовать  основные направления использования  бюджетных отношений на том или  ином отрезке времени.

Функциональный  аспект бюджетной политики включает:

– политику в области доходов бюджета (фискальную);

– политику в области расходов бюджета;

– политику в области расходов бюджета; политику в области обеспечения сбалансированности бюджета;

– политику эффективного управления государственным, муниципальным долгом;

– политику в области межбюджетных отношений. Временной аспект бюджетной политики состоит из бюджетной стратегии, рассчитанной на перспективу, и бюджетной тактики, ориентированной на проведение мероприятий в конкретном финансовом периоде.

Бюджетная политика осуществляется как на государственном, так и на субфедеральном (региональном) и муниципальном уровнях. Без самостоятельной, продуманной и результативной бюджетной политики не может быть обеспечена финансово-бюджетная самостоятельность ни государственного, ни территориального, ни муниципального образований.

Основу бюджетной  политики составляют стратегические направления  экономической и социальной политики государства. Именно они определяют размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов, перспективы  использования бюджетных средств  в интересах решения главных  социальных и экономических задач  государства. В условиях рынка бюджетная  политика – главный рычаг определения  основных направлений экономического воздействия государства на общественное производство.

Главное требование для обеспечения эффективности  бюджетной политики – научный  подход к ее разработке, учитывающий  реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны.

Результативность  бюджетной политики во многом зависит  также от соблюдения двух условий:

– политической стабильности в стране;

– высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной  политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти. Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит  Президенту РФ.

Инструментами реализации бюджетной политики выступают  бюджетное право и бюджетный  механизм.

28. БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ЗВЕНЬЕВ

Бюджетный механизм представляет собой совокупность методов  аккумуляции средств в бюджете, методов и форм выделения из бюджета и межбюджетных отношений. Можно выделить три звена бюджетного механизма:

1) методы аккумуляции средств в бюджете:

– налоговый (налоги, налоговые платежи);

– неналоговый (доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, доходы от продажи имущества, доходы от реализации государственных запасов, доходы от внешнеэкономической деятельности, штрафы, пени, имеющие неналоговый характер);

2) методы и формы выделения средств из бюджета:

– бюджетное финансирование – выделение бюджетных ассигнований на принципах безвозвратности, бессрочности и бесплатности (безвозмездности);

– бюджетное кредитование – выделение средств из бюджета на принципах кредитования, т. е. возвратности, срочности, платности;

3) методы и формы межбюджетных отношений.

В третьем звене  бюджетного механизма рассматриваются  методы распределения средств между  бюджетами и формы межбюджетных отношений. Межбюджетные отношения  представляют собой часть финансовых отношений, возникающих между центральными органами власти Российской Федерации, органами власти субъектов Российской Федерации и муниципальными органами власти по поводу ограничения и закрепления  бюджетных полномочий и перераспределения  бюджетных средств.

При переходе страны к рыночным отношениям возникли совершенно новые формы межбюджетных отношений, совершенствовались старые. Коренным образом изменились принципы распределения  средств между бюджетами в  связи с возникновением в 1994 г. такой формы межбюджетных отношений, как трансферты. Трансферты представляют собой возвратные платежи из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации, выделяемые из специально создаваемого для этих целей Фонда финансовой поддержки регионов. Главным критерием отнесения региона к группе регионов, нуждающихся или не нуждающихся в поддержке, являлся бюджетный доход на душу населения. Введение трансфертов было весьма значимым шагом в реформе межбюджетных отношений, так как они являлись достаточно объективной формой распределения бюджетных средств по сравнению с дотациями.

К новым формам межбюджетных отношений относятся  субсидии и субвенции, сохранилась  также дотация. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидия – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

В федеральном  бюджете создается пять специальных  фондов оказания финансовой помощи субъектам  Российской Федерации. К ним относятся:

– Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации;

– Фонд компенсаций;

– Фонд софинансирования социальных расходов;

– Фонд регионального развития;

– Фонд реформирования региональных финансов.

29. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Бюджетная система  РФ представляет собой совокупность бюджетов разных уровней, основанную на социально-экономических взаимоотношениях и бюджетном законодательстве.

Структура бюджетной  системы РФ состоит из трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджет государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Построение бюджетной  системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ.

Бюджетная система  построена на основе следующих принципов.

1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т. п.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

3. Самостоятельность бюджетов всех уровней выражается в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению, определять источники финансирования дефицита бюджета, в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами, в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах.

4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит – это превышение доходов бюджета над расходами. Если при составлении бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, то до утверждения бюджета профицит бюджета сокращается в следующей последовательности:

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"