Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:31, шпаргалка

Краткое описание

· 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ И ПРЕДПОСЫЛКИ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
· 2. ФИНАНСЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
· 3. ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
· 4. РОЛЬ ФИНАНСОВ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
· 5. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
· 6. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ГОСУДАРСТВА И ПРЕДПРИЯТИЯ, ИХ СОСТАВ И СТРУКТУРА
· 7. ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ
· 8. ВИДЫ ФИНАНСОВЫХ ПОСРЕДНИКОВ, ИХ РОЛЬ НА ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ
· 9. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК И ЕГО РОЛЬ В МОБИЛИЗАЦИИ И ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ
· 10. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ СТРУКТУРА
· 11. СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ, ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
· 12. ТИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
· 13. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ И ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ
· 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
· 15. ПОНЯТИЕ ОБ УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ
· 16. СТРУКТУРА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ
· 17. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
· 18. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ
· 19. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ
· 20. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ
· 21. ВИДЫ И ФОРМЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
· 22. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ
· 23. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
· 24. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА
· 25. БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
· 26. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА
· 27. СОДЕРЖАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
· 28. БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕГО ЗВЕНЬЕВ
· 29. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
· 30. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
· 31. БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
· 32. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА
· 33. БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 34. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГОВ
· 35. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
· 36. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РФ
· 37. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ КАТЕГОРИЯ
· 41. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
· 42. ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
· 43. ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ: ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ, СТРУКТУРА
· 44. ФИНАНСЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
· 45. ФИНАНСЫ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
· 46. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СТРАХОВАНИЯ
· 47. КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАХОВАНИЯ
· 48. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СТРАХОВОГО РЫНКА
· 49. НЕОБХОДИМОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТЬ КРЕДИТА
· 50. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТА
· 51. ФУНКЦИИ И РОЛЬ КРЕДИТА
· 52. СУЩНОСТЬ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
· 53. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ВИДЫ КРЕДИТА
· 54. ССУДНЫЙ ПРОЦЕНТ
· 55. БАНКОВСКИЙ КРЕДИТ
· 56. КОММЕРЧЕСКИЙ КРЕДИТ
· 57. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ
· 58. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ
· 59. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ
· 60. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ
· 61. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
· 62. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КАК ЧАСТЬ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ
· 63. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК КАК ГЛАВНОЕ ЗВЕНО БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ
· 64. ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА, ЕГО ЦЕЛИ И СТРУКТУРА
· 65. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
· 66. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ
· 67. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
· 68. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 69. ВИДЫ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 70. ВИДЫ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ И СДЕЛОК
· 71. АКТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 72. ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 73. ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКИХ СДЕЛОК
· 74. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
· 75. КЛАССИФИКАЦИЯ БАНКОВСКИХ КРЕДИТОВ
· 76. РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
· 77. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
· 78. ВИДЫ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ
· 79. ВНУТРИРОССИЙСКИЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
· 80. СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖБАНКОВСКИХ РАСЧЕТОВ
· 81. РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
· 82. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ
· 83. ПОНЯТИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
· 84. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ЦЕННЫХ БУМАГ
· 85. ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
· 86. БИРЖЕВОЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ
· 87. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
· 88. ВАЛЮТНАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ЭЛЕМЕНТЫ
· 89. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ
· 90. ВАЛЮТНЫЙ КУРС КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

финансы шпоры.docx

— 231.34 Кб (Скачать файл)

Как экономическая  категория государственный кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений – финансов и  кредита – и несет черты  как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает  формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. и внебюджетных фондов.

Как один из видов  кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Он имеет добровольный характер.

Государственный кредит отличается от других видов  кредита. При заимствовании средств  государством обеспечением кредита  служит все имущество, находящееся  в его собственности, имущество  данной территориальной единицы  или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные  займы не имеют конкретного целевого характера.

Как финансовая категория государственный кредит выполнял три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых  государственных займов для погашения  задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы различных групп инвесторов.

Большую роль в  стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые  за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов  или необходимых направлений  экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Но она имеет свои специфические особенности: тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и воз-мездность получения средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

38. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

Под государственным  долгом понимаются долговые обязательства  РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный  долг РФ полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

– месту размещения долга;

– уровням государственной власти;

– сроку привлечения средств;

– характеру выплачиваемого дохода;

– объему расходов на выплату государственного долга;

– методу определения дохода и др.

Наиболее распространенной является классификация в зависимости  от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится  на внешний и внутренний.

Управление государственным  долгом заключается в реализации системы мероприятий, осуществляемых государством, связанных с определением объемов заимствований, состава  кредиторов, форм и условий предоставления кредитов и их погашения.

В организационную  структуру системы управления государственным  долгом входят органы власти и управления РФ, выполняющие функции по управлению государственным долгом в соответствии с их компетенцией и поставленными  перед ними задачами. Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную  и среднесрочную перспективу. Федеральное  Собрание Российской Федерации утверждает в законе о федеральном бюджете  на очередной финансовый год верхний  предел государственного внешнего и  внутреннего долга. Правительство  Российской Федерации определяет организационные  основы системы управления государственным  долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и условия  осуществления заимствований, включая  программу государственных заимствований. Министерство финансов Российской Федерации  управляет в установленном порядке  государственным долгом. Центральный  банк Российской Федерации консультирует  Минфин России по вопросам графика  погашения государственного долга  с учетом приоритетов единой государственной  денежно-кредитной политики. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации принимает  участие в анализе эффективности  проектов, финансируемых за счет средств  внешних заимствований.

Управление государственным  долгом осуществляется с помощью  следующих методов:

1) рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2) аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;

3) конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;

4) новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

5) унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6) консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

39. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

Внебюджетные  фонды – это специфическая  форма перераспределения и использования  финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических  потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Посредством создания внебюджетных фондов любого уровня государством привлекаются значительные ресурсы  для финансирования целевых мероприятий  за счет специальных отчислений и  других источников. Внебюджетные фонды  обеспечивают строго целевое использование  средств, они отделены от бюджетов и  имеют определенную самостоятельность.

С помощью внебюджетных фондов решаются две основные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение объемов финансирования социальных услуг для населения.

Внебюджетные  фонды имеют ряд особенностей, отличающих их от других звеньев финансовой системы:

– имеют строго целевую направленность;

– средства фондов используются для финансирования государственных расходов, как правило, не финансируемых из бюджета или финансируемых в небольших объемах;

– подавляющая часть доходов фондов формируется за счет страховых взносов юридических лиц;

– все имущество и денежные средства фондов находятся в государственной собственности и не входят в состав бюджетов.

Внебюджетные  фонды – это один из элементов  такого звена финансовой системы, как  общегосударственные финансы, широко развиты за рубежом. Источниками  формирования внебюджетных фондов могут  являться специальные налоги и сборы, ассигнования из бюджетов, специальные  займы, добровольные взносы, а также  доходы от деятельности самого фонда.

Наиболее часто  внебюджетные фонды классифицируются по следующим критериям:

– срокам действия – постоянные и временные;

– принадлежности – государственные, местные, межгосударственные;

– направлениям использования – социальные, кредитные, экономические, научные, инвестиционные и др. Наиболее развиты внебюджетные социальные фонды. В России объем доходов этих фондов составляет более половины доходов федерального бюджета. Существует три государственных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФОМС). Социальные внебюджетные фонды аккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий: государственного социального обеспечения по возрасту, по болезни, в случае потери кормильца, на рождение и воспитание детей, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи и др.

Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Основным доходным источником фондов является единый социальный налог. Средства государственных федеральных  и территориальных внебюджетных фондов находятся в федеральной  и региональной собственности. Проекты  бюджетов внебюджетных фондов рассматриваются и утверждаются Государственной Думой и Федеральным Собранием в форме федеральных законов.

Оперативное управление внебюджетными фондами осуществляется специально созданным административным аппаратом, имеющим соответствующие  права и обязанности.

40. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФР) создан в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения граждан. Главным направлением деятельности ПФР являются: 1) целевой  сбор и аккумуляция страховых  взносов, а также финансирование расходов, связанных с социальной защитой населения; 2)организация  работы по взысканию с работодателей  и граждан сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие трудового  увечья, профессионального заболевания  или по случаю потери кормильца; 3) капитализация  средств Фонда, а также привлечение  в него добровольных взносов физических и юридических лиц; 4) контроль за своевременным и полным поступлением в Фонд страховых взносов, а также  контроль за правильным и рациональным расходованием его средств; 5) проведение научно-исследовательской работы в  области государственного пенсионного  страхования. Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства направляются: на выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий; выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др. Средства Фонда социального страхования расходуются на следующие цели: 1)выплата пособий по временной нетрудоспособности;

2) санаторно-курортное обслуживание работников и членов их семей;

3) финансирование научно-исследовательских работ по охране труда;

4) страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

5) дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

6) организация и ведение единой информационной системы социального страхования;

7) возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;

8) оздоровление граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС;

9) выплата пособий по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение;

10) оздоровление детей;

11) расходы на содержание самих учреждений Фонда;

12) капитальные вложения на развитие санаторно-курортных учреждений фонда.

Средства Фонда  обязательного медицинского страхования  расходуются на следующие цели:

1) финансирование целевых программ по здравоохранению;

2) финансирование профессиональной подготовки и переподготовки кадров;

3) создание нормированного страхового запаса (на случай возникновения критической ситуации с финансированием программ обязательного медицинского страхования);

4) компьютеризация системы обязательного медицинского страхования;

5) международное сотрудничество по вопросам обязательного медицинского страхования;

6) финансирование научных исследований в области медицины;

7) развитие материально-технической базы здравоохранения;

8) выравнивание уровней медицинского обслуживания в территориальном аспекте;

9) оплата медикаментов;

10) оказание медицинской помощи при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях, катастрофах;

11) содержание самого Фонда.

41. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

Финансы предприятий  как часть финансовой системы  включают процесс создания, распределения  и использования внутреннего  валового продукта в стоимостном  выражении. В ходе финансовой деятельности предприятий возникают определенные финансовые отношения, связанные с  организацией деятельности, реализацией  продукции, формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"