Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:31, шпаргалка

Краткое описание

Финансы в экономической системе: сущность, признаки, функции, категории.
Финансы следует рассматривать как экономическую категорию, которая отображает создание, распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставление разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечение выполнения государством ее функций. В конечном итоге целью функционирования финансов является достижение высокого уровня благосостояния как государства, так и отдельного гражданина. В практическом плане финансы - это составляющая экономической системы любого государства, использование которой предоставляет возможность успешно реализовать конечную цель экономического и социального развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы Финансы.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

– развитие земельной реформы;

– принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов;

– создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций. Стратегическими направлениями финансовой политики государства должны быть такие мероприятия, которые приведут к экономическому росту страны.

Для укрепления курса национальной валюты необходимо осуществить комплекс мер для ограничения спекуляций на валютном рынке и остановить незаконный вывоз капитала за рубеж. Необходимо повысить товарное обеспечение рубля путем проведения структурной перестройки экономики.

Задачей ближайших лет является укрепление доверия вкладчиков к кредитным организациям и инвестиционным институтам. Для этого необходимо создать надежную систему страхования вкладов, разрешить при определенных условиях иностранным банкам привлекать средства населения России, повысить процентные ставки по депозитам, соблюдать разумные пределы доходности государственных ценных бумаг, разработать комплекс мер по расширению прав мелких инвесторов фондового рынка.

Стратегической задачей финансовой политики является достижение сбалансированности бюджетов всех уровней, для чего необходимо проведение в жизнь скоординированной, единой бюджетной политики федерального центра, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований с целью укрепления государственных финансов и пресечения проявлений регионального сепаратизма.

Поддержать экономику страны может сокращение налогового бремени. Необходимо выполнение принятых законов по снижению налогового бремени, а также анализ их влияния на экономику и доходы бюджета.

Важным направлением совершенствования  бюджетной политики является оптимизация структуры расходов бюджета и сокращение бюджетных расходов по тем статьям, где это возможно. Необходимо наращивать расходы бюджета на народное хозяйство. Необходимо дальнейшее снижение расходов на обслуживание государственного долга.

Финансовая политика должна быть увязана  с денежно-кредитной политикой. Одним из направлений политики государства в этой области является активизация Банка России на открытом рынке.

В ближайшем будущем  требует решения такая проблема бюджета, как повышение эффективности использования государственной собственности.

 

  1. Управление  финансами: сущность  и  функции. Субъекты  и  объекты  управления. Информационные  системы  управления  финансами (АИС «Финансы»).

Управление в общем смысле представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. 
В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений; субъектами управления являются те организационные структуры, которые осуществляют управление.  
В соответствии с классификацией финансовых отношений по их сферам выделяют три группы объектов управления: финансы предприятий и граждан; общегосударственные финансы и страховые отношения. Им соответствуют следующие субъекты управления: финансовые службы предприятий; страховые органы; финансовые органы. Совокупность всех организационных структур управления финансами называется финансовым аппаратом. Процесс управления финансами заключается в выполнении трех основных функций: 
1. Финансовое планирование и прогнозирование. 
Цель прогнозирования - определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников их формирования и использования в прогнозируемом периоде. Основной вид финансового прогноза - баланс финансовых ресурсов, т.е. баланс всех доходов и расходов РФ. В ходе планирования всесторонне оценивается состояние финансов, и выявляются возможности увеличения и эффективного использования финансовых ресурсов. 
2. Оперативное управление - предполагает исполнение финансовых планов на основе оперативного анализа ситуации с целью получения максимального эффекта при минимуме затрат. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации «узких» мест и пр. 
3. Финансовый контроль: государственный, направленный на максимизацию доходов; внутрихозяйственный, проводимый в целях повышения эффективности деятельности; аудиторский - контроль юридических лиц или предпринимателей. 
Общее руководство и управление финансами РФ осуществляет Парламент РФ и Президент РФ. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении. Президент РФ подписывает и обнародует законы, вносит в Думу законопроекты по финансово-бюджетным вопросам. 
Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах. 
Одно из основных подразделений Министерства финансов – Федеральное казначейство РФ, отвечающее за кассовое исполнение бюджета. 
Важная роль в мобилизации налогов принадлежит государственным налоговым органам, осуществляющим контроль за правильным и своевременным перечислением в бюджет налогов с физических и юридических лиц. Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Объекты управления


В качестве объектов управления финансами выступают различные  виды финансовых отношений, которые  могут возникать на разных уровнях  финансовой системы[1]:

  • Государственные финансы
  • Муниципальные финансы
  • Финансы хозяйствующих субъектов
  • Финансы домашних хозяйств

Субъекты управления


В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом[1].

На общегосударственном  уровне аппарат управления финансами  включает органы законодательной и  исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся  Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие).

На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.

На уровне хозяйствующих  субъектов аппарат управления финансами  определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами.

На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства.

Федеральная государственная информационная система (АИС) "Финансы"

Автоматизация функций и полномочий, возложенных на Министерство финансов Российской Федерации. Применяется в центральном аппарате Министерства финансов, ФОИВ - главных распорядителях средств федерального бюджета, финансовых органах субъектов Российской Федерации, ЗАТО, наукоградов.; Утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; Регулирование международных и межбюджетных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов; Ведение административно-хозяйственной деятельности министерства; Организация процесса составления и исполнения федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации Утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета; Управление в установленном порядке средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; Управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации; Составление проекта федерального бюджета; Методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов; Методологическое обеспечение кассового обслуживания органами федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; Организация ведения главными распорядителями средств федерального бюджета мониторинга бюджетного сектора; Ведение государственной долговой книги Российской Федерации и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; Обеспечение предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; Организация перечисления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

 

  1. Органы  управления  финансами  в  Российской  Федерации: задачи, функции, права  и  обязанности.

Управление  финансами осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание Российской Федерации и Президент РФ. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его выполнении.Важнейшими финансовыми органами, разрабатывающими финансовую политику государства и осуществляющими управление финансами, выступают Министерство финансов РФ и его органы на местах.

Современные задачи и функции Министерства финансов РФ определены законодательством, в  котором предусмотрено разграничение  нормотворческих и надзорных функций, функций по управлению федеральной собственностью между отдельными органами исполнительной власти. Нормотворческие функции осуществляют федеральные министерства, надзорные и управленческие - федеральные службы и агентства.

В настоящее время Министерству финансов РФ подчиняются пять федеральных служб: налоговая служба, служба страхового надзора, служба финансово-бюджетного надзора, служба по финансовому мониторингу, федеральное казначейство.

Кроме федеральных служб  имеется аппарат, включающий департаменты: департамент бюджетной политики, бюджетной политики в отраслях экономики, бюджетной политики в сфере государственной военной и правоохранительной службы и государственного оборонного заказа, департамент международных отношений, департамент международных финансовых отношений, государственного долга и государственных финансовых активов, департамент налоговой и таможенно-тарифной политики, департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, департамент финансовой политики, правовой департамент.

Основными задачами Министерства финансов являются:

концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, целевое финансирование общегосударственных потребностей; совершенствование методов финансово-бюджетного планирования;

осуществление финансового  контроля за рациональным и целевым  расходованием бюджетных средств  и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Министерство финансов РФ принимает участие в:

разработке прогнозов  социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и  краткосрочную перспективу;

разработке и осуществлении  мер по финансовому оздоровлению и структурной перестройке экономики, поддержке и защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

подготовке предложений  по основным направлениям кредитной, денежной политики РФ, улучшению состояния  расчетов и платежей в экономике;

подготовке федеральных целевых программ, обеспечивая в установленном порядке их финансирование за счет средств федерального бюджета;

разработке и финансировании федеральных инвестиционных программ;

разработке предложений  по совершенствованию системы федеральных органов исполнительной власти и их структуры;

разработке предложений  об установлении размера ставок таможенного  тарифа и порядка взимания таможенных пошлин;

разработке порядка и  осуществлении контроля над поступлением доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности;

разработке предложений  по развитию рынка ценных бумаг в  РФ;

подготовке проектов межправительственных и межгосударственных договоров  в области финансовых, кредитных  и валютных отношений.

 

 

  1. Финансовое  планирование: сущность, объекты  финансового  планирования. Система  финансовых  планов. Сводный  финансовый  баланс  государства.

 

Финансовое планирование - это система действий по составлению комплекса планов, обеспечивающих оптимизацию управления финансовыми ресурсами в перспективе, их формирование и использование. В  финансовом планировании обеспечивается взаимоувязка и аккумулирование всех планов предприятия: плана маркетинга, планов коммерческой деятельности, плана по труду и заработной плате, планов по затратам и себестоимости и др. Это предопределяет важность и повышенную ответственность за обоснованность, реалистичность и эффективность финансового планирования. Различают краткосрочное и долгосрочное планирование. Объектом финансового планирования являются финансовые ресурсы.

Статья 175. Сводный  финансовый баланс Российской Федерации

1. Сводный финансовый  баланс Российской Федерации  - документ, характеризующий объем  и использование финансовых ресурсов Российской Федерации (валового национального располагаемого дохода) и секторов экономики.

2. Сводный финансовый  баланс Российской Федерации  составляется в целях оценки  объемов финансовых ресурсов  при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и влияния федеральной политики в области экономического развития на показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

3. Порядок разработки  сводного финансового баланса  Российской Федерации определяется  Правительством Российской Федерации.

 

  1. Внутрифирменное  финансовое  планирование: цели, этапы, методы  финансового  планирования.

 

 Цели 
Управлять – значит предвидеть, т.е. прогнозировать, планировать. Поэтому важнейшим элементом предпринимательской хозяйственной деятельности и управления организацией считается планирование, в том числе финансовое. 
В рыночной экономике планирование на предприятии – внутрифирменное планирование – не носит элементов директивности. Цель внутрифирменного планирования обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а так же планирование доходов и расходов предприятия, движение его денежных средств. 
Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планирование – это многоплановая работа состоящая из ряда взаимосвязанных этапов:  
-анализа финансовой ситуации и проблем; 
-прогнозирования будущих финансовых условий; 
-постановки финансовых задач; 
-выбора оптимального варианта; 
-составление финансового плана; 
-корректировки, увязки и конкретизации финансового плана; 
-выполнение финансового плана; 
-анализа и контроля выполнения плана. 
Анализ ситуации и проблем изучается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность оценить финансовые результаты за прошедшее время и определить проблемы. Основное внимание уделяется таким показателям, как объем реализации, затрат, размер полученной прибыли.

Методы планирования. 
Процесс составления финансового плана предприятия заключается в расчете его показателей. Для этого используются различные способы и приемы расчета: расчетно-аналитический, балансовый, нормативный, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование. 
^ Расчетно-аналитический метод – один из наиболее используемых в рыночной экономике методов планирования финансовых показателей. Финансовые показатели рассчитываются на основе анализа достигнутых показателей за прошлый период, индексов их развития и экспертных оценок этого развития в плановом периоде. Изучается связь финансовых показателей с производственными, коммерческими и другими. Расчетно-аналитический метод используется в основном при расчете плановых показателей объема выручки, доходов, прибыли, фондов потребления и накопления предприятия. 
^ Балансовый метод применяется при планировании распределения полученных финансовых средств. Суть его заключается в построении баланса имеющихся в наличии средств и потребности в их использовании. Баланс при этом имеет следующий вид:  

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"