Шпаргалка по "Финансам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:31, шпаргалка

Краткое описание

Финансы в экономической системе: сущность, признаки, функции, категории.
Финансы следует рассматривать как экономическую категорию, которая отображает создание, распределение и использование фондов финансовых ресурсов для удовлетворения потребностей хозяйственной деятельности, предоставление разнообразных услуг населению со стороны государства, обеспечение выполнения государством ее функций. В конечном итоге целью функционирования финансов является достижение высокого уровня благосостояния как государства, так и отдельного гражданина. В практическом плане финансы - это составляющая экономической системы любого государства, использование которой предоставляет возможность успешно реализовать конечную цель экономического и социального развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Вопросы Финансы.doc

— 426.00 Кб (Скачать файл)

Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет Контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов РФ, городов, районов и районов в городах.

 

  1. Методы  финансового  контроля, их  характеристика.

 

Методы финансового контроля — это приёмы исследования учётной документации и получения фактических данных, применяемые работниками контрольно-ревизионных органов и служб с целью выявления доказательной информации. Между различными методамифинансового контроля нет чётких границ, многие из них находятся во взаимосвязи, включают элементы других методов. Во многих случаях достоверное установление фактов возможно лишь с помощью комплексного использования целого ряда методов.

1 Методы документальной проверки (1.1 Исследование отдельного документа,1.1.1 Формальная проверка документа.- 1.1.2 Нормативная проверка документа.1.1.3 Арифметическая проверка документа)

1.2 Исследование взаимосвязанных документов (1.2.1 Встречная проверка. 1.2.2 Метод взаимного контроля)

1.3 Исследование однородных документов (1.3.1 Контрольное сличение, 1.3.2 Обратная калькуляция,  1.3.3 Хронологический анализ,1.3.4 Сравнительный анализ)

1.4 Проверка бухгалтерского учёта (1.4.1 Проверка принятия документа к учёту, 1.4.2 Проверка аналитического учёта, 1.4.3 Проверка соблюдения контрольных равенств)

2 Методы фактической проверки

(2.1 Инвентаризация,

2.2 Контрольные операции,2.2.1 Контрольная закупка,2.2.2 Контрольный обмер.2.2.3 Контрольный запуск сырья в производство)

2.3 Получение дополнительной информации (2.3.1 Получение объяснений, 2.3.2 Получение справок других организаций)

3 Финансовый контроль отдельных направлений деятельности хозяйствующего субъекта (3.1 Ревизия основных средств,3.2 Ревизия кассы,3.3 Ревизия финансовых вложений,3.4 Ревизия расчётов,3.5 Ревизия хозяйственных договоров.3.6 Ревизия внешнеэкономической деятельности,3.7 Ревизия определения и распределения прибыли)

 

  1. Государственный  финансовый  контроль  в  Российской  Федерации. Органы  контроля, их  задачи  и  полномочия.

 

Государственный финансовый контроль — система действий государственных контрольных органов, функциональными обязанностями которых является выявление нарушений в процессе управления государственными финансовыми ресурсами на стадии рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также разработка превентивных мероприятий по их предотвращению.

Целью ГФК является обеспечение законности и эффективности  использования государственных  финансовых ресурсов и государственной  собственности.

Финансовый контроль со стороны органов представитель ной власти осуществляется соответствующими структурами, ко митетами, комиссиями Совета Федерации и Государственной думы, Счетной палатой РФ, контрольно-счетными палатами субъектов РФ.

Контрольно-бюджетного комитета при Верховном Совете РФ как органа, не зависимого в своих действиях ни от аппарата Пре зидента РФ, ниот Правительства РФ. В настоящее время основ ная часть его функций передана комитетам Государственной ду мы по бюджету и налогам, финансам и банкам, соответствующие подкомитеты которых проводят экспертно-аналитическую рабо ту по всем финансовым вопросам.

Сфера полномочий Счетной палаты — контроль за федераль ной собственностью и расходованиемфедеральных денежных средств. В обязанности Счетной палаты также входит контроль состоя ния государственного внешнего и внутреннегодолга РФ и дея тельности Центрального банка по обслуживанию государствен ного долга; эффективности использования внешних кредитов и займов, которые были получены Правительством РФ, а также контрольза предоставлением Россией займов и безвозмездных перечислений иностранным государствами международным ор ганизациям.

Основные формы контроля, проводимого  Счетной пала той, — тематические проверки и ревизии.

Некоторые функции финансового  контроля возложены на Главное контрольное управление Президента РФ. Оно является структурным подразделением Администрации Президента РФ и подчиняется непосредственно ему, взаимодействуя со всеми органами государственной исполнительной власти. К его функциям относятся:

1) контроль деятельности органов  контроля при федеральных органах  исполнительной власти, подразделений  Администра ции Президента, органов  исполнительной власти субъектов  Федерации;

2) рассмотрение жалоб и обращений физических и юридиче ских лиц.

Контрольное управление обладает правом требовать от руко водителей государственных органов, организаций и предприятий документы, материалы и иную

Правительство РФ контролирует процесс  разработки и исполне ния федерального бюджета, осуществление единой политикив области финансов, денег и кредита.

Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность фе деральных министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля

При Правительстве РФ действует Межведомственный совет по государственному финансовому контролю. для координации контроля над государственными средствами. В Совет входит председатель Центрального банка, руководитель Федерального казначейства, руководители финансово-контрольных органов.

Важнейшее место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ.Оно разрабатывает и проводит фи нансовую политику страны, а также контролирует ее осуществлениеорганами исполнительной власти. Все структурные подразде ления Министерства финансов в той или иной форме контроли руют финансовые отношения.

Департамент финансового контроля и аудита Минфина РФ был создан Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. и заменил Контрольно-ревизионное управление Мин фина РФ.

Департамент и его территориальные подразделения должны осуществлять комплексные ревизиии тематические проверки для контроля поступлений и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов; документальные проверки финансово-хозяйственной деятельно сти по решениям правоохранительных органов, а также органов государственной власти субъектов РФ и органов местного сам оуправления.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику, управлять процессами исполнения федерального бюджета, контролируя при этом жест кий контроль поступления и целевого использования государ ственных средств.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства при переходе к рыночной экономике возникла необходимость выделения налоговых органов в особую централизованную си стему — Государственную налоговую службу РФ, На Министерство возложены следующие функции:

1)  выработка основных направлений налоговой политики и ее осуществление;

2)  координация деятельности территориальных налоговых ор ганов;

3) взаимодействие с другими контролирующими структурами и правоохранительными органами.

«О государственном страховом надзоре в РФ» финансовый кон троль в сфере страхования осуществляется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в составе Министерства финансов РФ.

Особая роль в осуществлении финансового контроля принад лежит Банку России (Центральному банку).Как орган государ ственного управления, наделенный властными полномочиями, он организуети контролирует денежно-кредитные отношения в стране, осуществляет надзор за деятельностьюкоммерческих банков. Созданное с этой целью специальное подразделение — Департамент банковского надзора — проверяет соблюдение ком мерческими банками банковского законодательства и устано вленныхЦБ нормативов банковской деятельности.

 

 

  1. Эффективность  государственного  финансового  контроля.

 

В логическом смысле совокупность указанных выше принципов  и требований и является основанием функционирования системы государственного финансового контроля.

Весьма важный вопрос в  теории и практике государственного финансового контроля - критерии его  эффективности. Оценка эффективности  дает возможность рассматривать  качественную определенность отдельных  органов в общей системе государственного финансового контроля, позволяет установить их качественное различие. Причем, эффективность государственного финансового контроля можно оценивать лишь относительно деятельности его специально созданных органов (в том числе структурных единиц этих органов или, наоборот, групп органов), а не в целом (проблематично оценить деятельность всех субъектов государственного финансового контроля, в число которых, по определению, входят также и руководители всех государственных организаций, в силу своего положения обязанные осуществлять контроль).

В принципе оценка эффективности  государственного финансового контроля - вопрос достаточно сложный, и любое  предложение вызовет неоднозначную  реакцию. По крайней мере два показателя (и именно в совокупности, т.е. в  системе) четко могут свидетельствовать об эффективности государственного финансового контроля:

- прямой эффект, т.е. сумма  возмещенных государству средств  минус затраты на контроль (но  это, как отмечалось выше, достаточно  условная оценка);

- упреждение (в результате  аналитических исследований, проверок, ревизий, экспертных оценок и т.п.) ненужных расходов и других недостатков (в стоимостном измерении) в управлении (использовании и распоряжении) государственными финансовыми и иными материальными, а также нематериальными ресурсами.

Кроме того, об эффективности  государственного финансового контроля можно судить и на основании принятых по его результатам решений, например: принятие нормативно-правовых актов, проведение оргмероприятий по совершенствованию  тех или иных элементов системы государственного управления и т.д.

Предложенную выше систему  критериев эффективности государственного финансового контроля считаем целесообразным дополнить косвенными показателями: а) уровень качества исполнения функций  органами государственного финансового контроля, б) соблюдение профессиональных стандартов и кодекса этики, а также важными качественными показателями, характеризующими, насколько деятельность органов государственного финансового контроля способствовала:

- достижению финансово-экономических целей государства (в том числе, в социальном аспекте);

- оптимизации функционирования  конкретных организаций - объектов  государственного финансового контроля;

- переменам в сторону  улучшения в динамике социально-экономического  развития регионов и отраслей, в стиле работы органов исполнительной власти, в государственных управленческих механизмах;

- достижению  понимания руководством страны  всей важности государственного  финансового контроля (особенно  на современном этапе) и принятию  соответствующих мер по повышению статуса его органов.

В заключение следует  отметить, что эффективность государственного финансового контроля обеспечивается соблюдением принципов государственного финансового контроля и требований к его организации. Так, эффективность  системы органов государственного финансового контроля в целом достижима, если верно определены их функции, четко разграничены полномочия, функционирует система координации их деятельности, установлены процедуры взаимодействия, а также основания и виды ответственности

 

  1. Виды  негосударственного  финансового  контроля. Организация  и  цели  аудиторской  деятельности.

Негосударственный финансовый контроль — контроль финансов не государственными организациями.

К негосударственным  видам финансового контроля относятся:

  1. внутрифирменный (корпоративный);
  2. контроль со стороны коммерческих банков за организациями-клиентами;
  3. аудиторский контроль.

Внутрифирменный финансовый контроль осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и прочими — за финансами своего предприятия, его филиалов и дочерних структур.

Службы внутреннего  контроля следят за эффективностью и  целесообразностью денежных затрат, как собственных, так и заемных  средств; анализируют и сопоставляют фактические финансовые результаты с прогнозируемыми; оценивают финансовые результаты от инвестиционных проектов; контролируют финансовое состояние предприятия.

Коммерческие  банки обязаны контролировать соблюдение предприятиями-клиентами установленного государством порядка ведения расчетно-кассовых операций и валютного законодательства.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"