Характеристика налогов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 10:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы является рассмотрения теоретических основ налогообложения, подробное описание налоговых системы России, методик расчета каждого налога в отдельности.
Указанная цель определяет задачи исследования:
- анализ налоговой системы Российской Федерации;
- раскрыть содержание отдельных видов налога.

Содержание

Введение.................................................................................................................2
1 Структура налоговой системы................................................................4
2 Характеристика налогов России.........................................................13
2.1 Налог на добавленную стоимость......................................................13
2.2 Единый налог на вмененный доход....................................................19
2.3 Акцизы.................................................................................................23
2.4 Налог на прибыль организации............................................................27
2.5 Налог с продаж...................................................................................30
2.6 Единый социальный налог......................................................................31
2.7 Налог на недвижимость......................................................................34
2.8 Налог на добычу полезных ископаемых..............................................35
Заключение......................................................................................................37
Список используемой литературы...............

Вложенные файлы: 1 файл

Курс. Состав и структура налоговой системы Российской Федерации.docx

— 68.26 Кб (Скачать файл)

Концентрация  основных сумм налоговых платежей в  федеральном бюджете, внебюджетных фондах не заинтересовывает территориальные  образования регионов в их экономическом  развитии (развитии инфраструктуры регионов), не стимулирует процесс изъятия  доходов у субъектов налога в  пользу бюджета региона. Более того, законодательство не способствует этому  в той его части, что множество  субъектов налога, как производителей товаров, уплачивают налоги не по месту  осуществления деятельности, а по месту регистрации юридических  лиц.

Для того чтобы налоговая система  функционировала эффективно в условиях рыночных отношений и стимулировала  товаропроизводителя и труд работника, необходимо выполнить два условия:

– снизить налоговое бремя за счет уменьшения числа налогов и их ставок;

– сделать налоговую систему понятной, прозрачной, простой, доступной для субъекта налога, экономичной и простой в исчислении налогов с оптимально-минимальным штатом налоговых служащих. Федеральный центр, субъект РФ и орган местного управления не должны занимать вопросы, как и на какие нужды субъект налога расходует свои доходы. Это должно быть исключительным правом субъекта налога. В этом случае товаропроизводитель будет заинтересован в расширении личного производства, увеличении товаров, накоплении капитала, повышении выплат работникам труда, и у самого субъекта налога – тяга к развитию теневого сектора экономики и уходу от уплаты налогов.

Федеральный центр, субъекты федерации и органы местного управления должны в большей  степени интересовать общие доходы производителя, своевременность и  полнота исчисления налога субъекта в бюджет и социальная защищенность работников труда. Налоговая система будет работать эффективно, если она будет построена на принципе доходности субъекта налога и административно-территориальном принципе уплаты налогов. Это означает, что все субъекты налога, зарегистрированные или осуществляющие хозяйственную деятельность в данном территориальном образовании, уплачивают налоги в бюджет (фонд) данного образования, из которого только часть средств, установленная законом, зачисляется непосредственно в бюджет (фонд) данного образования, а другая часть средств перечисляется в бюджет (фонд) вышестоящего территориального образования и так далее до федерального бюджета. Данная схема формирования бюджетов территориальных образований позволит упростить процессы, протекающие в налоговой системе, и даст возможность территориальным образованиям объективно формировать свои бюджеты, своевременно производить выплаты организациям и гражданам, а оставшуюся в их распоряжении часть средств направить на развитие инфраструктуры своего региона.

Анализ  системы налогообложения России позволяет выявить ряд направлений  совершенствования налоговой системы  и разрешения проблемы в налоговой  сфере, основными из которых являются следующие:

1. Создание экономичной и эффективной  налоговой системы с упрощенной  законодательной базой, охватывающей  всех субъектов налога, которые  несут налоговое бремя на издержки  и содержание аппарата, налоговых  служащих, на организацию сбора,  обработку и хранение налоговой  информации и установление контроля  за поступлением налогов. Особое  значение это имеет в переходный  период к рыночной экономике.

2. Создание налоговой системы с  учетом конкретно складывающихся  условий и адекватной внешнеполитическим  и внутренним изменениям обстановки. Регуляторами налоговой системы  могут выступать:

– своевременная отмена или ввод в действие новых платежей (налогов, сборов);

– своевременное изменение налоговой базы и налоговых ставок в сторону уменьшения или увеличения;

– изменение соотношения различных видов налогов или их замена на группу или единый вид налога на доход, которые обеспечат необходимую долю средств бюджета, используемого для решения задач, стоящих перед органом власти;

– своевременное введение пропорциональных, прогрессивных, дифференцированных или регрессивных принципов налогообложения субъектов налога;

– совершенствование (упрощение) налогового законодательства, в том числе регулирующего использование природных ресурсов;

– создание единого централизованного налогового органа, отвечающего за изъятие налогов и установление контроля за исчислением, уплатой и поступлением налогов в соответствующий бюджет территориального образования.

Обозначенные  выше направления совершенствования  налоговой системы ни в коей мере не разрешают противоречий в налогообложении, но они в определенной мере в зависимости  от используемых механизмов и примененных  в налоговой системе принципов  могут значительно уменьшить  противоречия и получить оптимальную, экономичную и достаточно эффективную  налоговую систему, удовлетворяющую  многим требованиям, предъявляемым  к современным системам налогообложения.1

 

2. Характеристика налогов России

2.1 Налог на добавленную стоимость

 

Считается, что добавленная стоимость представляет собой часть стоимости товара (работ, услуг), которая создана живым  трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Но, в свою очередь, налог взимается из прибыли и  дважды из заработной платы: непосредственно  от физического лица в виде налога на доход (подоходный налог) и с юридического лица в виде единого социального  налога. В принципе, до настоящего времени  не существовало и не существует в  законодательстве и учебной литературе четкого определения, что же характеризует  данный вид налога и что такое  добавленная стоимость. Если представляется возможность накопленное в процессе производства изъять из результатов  работы механизма, станка, паровоза, самолета, парохода, а не на стадиях купли-перепродажи, то можно говорить о НДС. Если же взять, например, такой вид товара, как работы и услуги (с них взимается  в соответствии с законом НДС), драгоценные камни и металлы (золото, жемчуг и другие), то ничего они не производят в процессе эксплуатации и не могут давать добавленной  стоимости, тем более, если они на входят в состав компонентов механизмов. Данный вид налога изначально придуман в 1954 г. французским экономистом Лоре, который впоследствии стал популярным ввиду быстрого изъятия денежных средств у налогоплательщиков и распространился в странах капитала. В начале 90-х годов США и страны Европейского экономического сообщества (ЕЭС) обязали и Россию ввести данный налог взамен включения России в Европейское сообщество.

Доходы  федерального бюджета за счет изъятия  доходов налогоплательщиков в виде НДС составляют до 40% от всех налоговых поступлений, или около 4% от валового внутреннего продукта (ВВП).

Данный  вид налога в Российской Федерации  введен в действие с 1 января 1992 г. в результате проведения налоговой реформы по рекомендации ряда зарубежных стран.

НДС относится к группе косвенных  налогов и является регулирующим федеральным налогом. Законом о  федеральном бюджете установлены  пропорции распределения НДС, на драгоценные металлы и драгоценные  камни полностью засчитываются  в федеральный бюджет.

НДС представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между  стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Налог имеет универсальный  характер, поскольку взимается со всех товаров, работ и услуг в  течение всего производственного  цикла – от завода-изготовителя до места реализации. Причем каждый промежуточный участник процесса уплачивает налог.

Добавленная стоимость представляет собой часть  стоимости товаров, работ и услуг, которая создается трудом и включает в себя заработную плату и прибыль. Поэтому законодательно определено, что сумма налога на добавленную  стоимость, подлежащая взносу в бюджет, определяется как разница между  суммами налога, полученными от покупателей  за реализованные товары (работы и  услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщиками за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость  которых относится на издержки производства и обращения.

Плательщиками НДС являются субъекты налога (российские и иностранные юридические лица), осуществляющие производственную и  иную коммерческую деятельность, а  также индивидуальные частные подразделения.

Не  являются плательщиками налога физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица.

От  НДС освобождаются организации  и индивидуальные предприниматели  сроком на 12 месяцев, если в течение  предшествующих последовательных календарных  месяцев сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), без учета  НДС и налога с продаж, не превышает  в совокупности 1 млн. рублей

По  истечении 12 месяцев субъект налога освобождается вновь от НДС при  соблюдении данного условия.

Положение не распространяется на субъект налога, реализующего подакцизные товары (подакцизное  минеральное сырье), а также на ввозимые им товары.

Объектами налогообложения на НДС не являются:

– выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, то есть суммы средств, затраченные для этих нужд,;

– передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электросетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других объектов государству и органам местного самоуправления или по их решению специализированным организациям;

– имущество государственного и муниципального назначения (предприятий), выкупаемое в порядке приватизации;

– выполнение работ и услуг органами, входящими в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Не  подлежат налогообложению операции по аренде жилых и нежилых помещений, медицинские товары и услуги, услуги по детским учреждениям, архивам, перевозкам пассажиров, образованию, культуре и  искусству, отдельные виды работ, банковских операций, ввозимые товары (всего около 100 операций согласно ст. 149 – 150 НК РФ)2.

В каких случаях предприятия общественного  питания не платят НДС? Прежде всего, НДС не должны уплачивать льготники, о которых говорится в статье 149 Налогового кодекса РФ. Впрочем, освобождение от этого налога могут получить и другие организации, если выполнят требования статьи 145 Налогового кодекса РФ. Конечно, НДС не уплачивают те организации, которые переведены на единый налог, на вмененный доход или применяют «упрощенку».

Сразу же замечу, что если организация  не платит НДС, то возмещать этот налог  по купленным товарам, работам и  услугам она не имеет права. В  этом случае «входной» НДС учитывают в стоимости приобретаемых ценностей. Этого требует подпункт 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Право на льготу по НДС имеют: столовые: студенческие, школьные, в медицинских организациях и в детских дошкольных учреждениях. Льгота установлена подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Там  сказано: на стоимость продуктов  и блюд, которые продаются в  учебных учреждениях, детских садах  и в больницах, НДС можно не начислять. Правда, чтобы воспользоваться  льготой, эти столовые должны хотя бы частично финансироваться из бюджета  или из средств фонда обязательного  медицинского страхования. Исключение сделано лишь для дошкольных учреждений. Они могут применять льготу независимо от источника финансирования. На это  указано в пункте 11 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3–03/447.

Кроме того, могут не начислять НДС и  предприятия, которые поставляют продукты питания в столовые учебных и  медицинских учреждений, детских  садов и яслей. Но для этого  им необходимо вести раздельный учет (п. 4 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Объясню, зачем. Дело в том, что тогда предприятие сможет возместить «входной» налог по тем продуктам, продажа которых облагается НДС. Если же вы не ведете раздельного учета «входной» НДС зачесть из бюджета не удастся. Впрочем, все это не касается налоговых периодов, когда доля затрат на производство льготируемой продукции не превышает 5 процентов общих расходов. В таких периодах, НДС можно возмещать из бюджета в полном объеме. На это указано в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Чтобы получить освобождение от НДС надо, чтобы выполнялись требования пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. А  именно: выручка за три предшествующих календарных месяца у предприятий  общепита не должна превышать 1 000 000 руб. Причем выручку нужно брать без  НДС и налога с продаж. Если вы соответствуете этому критерию, то можете не платить этот налог в  течение 12 календарных месяцев.

Недавно был принят федеральный закон от 19 июля 2011 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», который, в частности, направлен на предотвращение потерь федерального бюджета в связи с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по строительно-монтажным работам при модернизации, реконструкции, капитальном ремонте объектов недвижимости, частично используемых для осуществления операций, не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, а также по товарам (работам, услугам), по которым уменьшение цен (тарифов) осуществляется после их реализации.

Федеральным законом  уточняется порядок определения  места реализации в отношении  услуг, связанных с перевозкой, оказываемых  иностранными лицами на территории Российской Федерации, услуг по предоставлению в пользование воздушных судов, морских судов или судов внутреннего  плавания, используемых за пределами  территории Российской Федерации для  добычи (лова) водных биологических  ресурсов и (или) научно-исследовательских  целей либо перевозок между пунктами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, а также вспомогательных работ (услуг).

В целях формирования законодательной  базы по косвенным налогам Таможенного  союза в 2010 году были ратифицированы Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, Протокол о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе. Помимо этого нормы глав 21 и 22 Кодекса были приведены в соответствие с Таможенным кодексом таможенного союза, вступившим в силу с 1 июля 2010 года.

Информация о работе Характеристика налогов России