Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Принудительные сборы с населения в России, как и в других странах, начинались с дани. Важную роль в развитии денежной формы налогов сыграло «ордынское серебро». В трудные времена вводились всякого рода военные подати.
После введения денежной системы, налоги стали играть главную роль в формировании казныгосударства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства
1.1.Содержание налогов………………………………………………………….4
1.2.Основные признаки налогов, выделяющие их в составе финансовых явлений как экономическую категорию……………………………………….8
1.3.Классификация налогов……………………………………………………10
2. Налоговые доходы бюджета РФ – их состав и особенности
2.1. Основные группы налогов – прямые налоги и косвенные, федеральные, региональные и местные налоги, общие налоги и целевые…………………………………………………………………...…13
2.2. Принципы построения и порядок взимания в бюджет налогов на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доход физических лиц, а также один из имущественных налогов…..…16
3. Планирование налогов доходов бюджета
3.1. Основы налогового планирования как составной части составления государственного бюджета……………………….23
3.2. Анализ и прогноз налоговых поступлений…………………………...27
3.3. Методы планирования налоговых поступлений в бюджеты разных уровней бюджетной системы……………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ГиМФ (1).docx

— 276.85 Кб (Скачать файл)

      - актуальной остается проблема налогообложения добычи и экспорта сырьевых ресурсов в целях экономически обоснованного изъятия в бюджет доходов сырьевых компаний.

      - необходимо усовершенствовать порядок взимания налога на добавленную стоимость: исключить налогообложение авансовых платежей, решить вопросы своевременного возмещения НДС при экспорте и осуществлении капитальных вложений.

      - следует оценивать работу налоговых инспекций по таким показателям, как строгое выполнение требований налогового законодательства, качество работы с налогоплательщиками. Необходимо приступить к разработке и применению на практике стандартов деятельности налоговых инспекций, в том числе учитывающих временные издержки налогоплательщиков на сдачу налоговой отчетности.

      - проведение выездных налоговых проверок не должно препятствовать предпринимательской деятельности законопослушных налогоплательщиков и не может применяться в качестве карательного инструмента. Недопустимо превышение фактических сроков таких проверок, установленных законом.

 

 

 

3.2. Анализ и прогноз налоговых поступлений.

В федеральный бюджет за 2013 год поступило администрируемых ФНС России доходов, без учёта ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет 49 367,6 млн. руб., или 118,2% к 2012 году.

Поступление налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в 2013 году составило 16 323,3 млн. руб. и по сравнению с прошлым годом возросло на 305,6 млн. руб., или на 1,9%.

Поступления акцизов по сводной группе подакцизных товаров составили 27 098,2 млн. рублей и возросли относительно 2012 года на 7 557,6 млн. руб. (38,7%), в основном за счет роста акцизов на табачную продукцию на 6 552,5 млн. руб. (37%) и на нефтепродукты на 879,3 млн. руб. (48,7%).

Налога на прибыль организаций поступило 733,5 млн. руб. По сравнению с 2012 годом поступление уменьшилось на 217,4 млн. руб., или на 22,9%. Снижение обусловлено снижением финансовых результатов предприятий и соответственно налоговой базы.

Основная масса, администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями акцизов (54,9%), НДС (33,1%) и НДПИ (9,5%).

 

 

Структура поступлений администрируемых ФНС России

доходов в федеральный бюджет по видам налогов за 2013 год

 

Проект Федерального закона "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" отвечает основным положениям Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах:

1) укрепление макроэкономической  стабильности и обеспечение бюджетной  устойчивости;

2) обеспечение условий  для формирования и исполнения  федерального закона о федеральном  бюджете на 2014 - 2016 годы в программном  формате;

3) обеспечение приоритетности  и увеличения объемов расходов, направленных на развитие;

4) учет прогнозных параметров  развития пенсионной системы  в проекте федерального бюджета  на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Федеральный закон Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года, одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года.

Статья 1. Основные характеристики федерального бюджета на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов:

1. Утвердить основные характеристики  федерального бюджета на 2013 год, определенные исходя из прогнозируемого  объема валового внутреннего  продукта в размере 66 515,0 млрд. рублей  и уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2013 года к декабрю 2012 года):

1) прогнозируемый общий объем  доходов федерального бюджета  в сумме 12 865 925 621,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального  бюджета в сумме 13 387 340 174,7 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2014 года в  сумме 6 600 552 240,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2014 года в сумме 66,2 млрд. долларов США, или 53,0 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета  в сумме 521 414 553,7 тыс. рублей.

2. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2014 год и на 2015 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере соответственно 73 993,0 млрд. рублей и 82 937,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего соответственно 5,0 процента (декабрь 2014 года к декабрю 2013 года) и 5,0 процента (декабрь 2015 года к декабрю 2014 года):

1) прогнозируемый общий объем  доходов федерального бюджета  на 2014 год в сумме 14 063 419 918,0 тыс. рублей  и на 2015 год в сумме 15 615 507 439,0 тыс. рублей;

2) общий объем расходов федерального  бюджета на 2014 год в сумме 14 207 001 486,0 тыс. рублей, в том числе  условно утвержденные расходы  в сумме 355 175 037,2 тыс. рублей, и на 2015 год в сумме 15 626 283 594,0 тыс. рублей, в том числе условно утвержденные расходы в сумме 781 314 179,7 тыс. рублей;

3) верхний предел государственного  внутреннего долга Российской  Федерации на 1 января 2015 года в  сумме 7 590 290 071,4 тыс. рублей и на 1 января 2016 года в сумме 8 313 703 485,0 тыс. рублей;

4) верхний предел государственного  внешнего долга Российской Федерации  на 1 января 2015 года в сумме 75,8 млрд. долларов США, или 60,6 млрд. евро, и на 1 января 2016 года в сумме 83,8 млрд. долларов США, или 67,0 млрд. евро;

5) дефицит федерального бюджета  на 2014 год в сумме 143 581 568,0 тыс. рублей  и на 2015 год в сумме 10 776 155,0 тыс. рублей.

Возможными путями совершенствования налогов платежей в бюджет могут быть следующие:

  1. Реструктуризация бюджетной задолженности предприятий и организаций;
  2. Разработка и применение новых методов укрепления налоговой дисциплины;
  3. Совершенствование налогового планирования - как условие повышения налогового потенциала и поступлении налогов в бюджеты.

Планирование налоговых доходов - это последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных данных по собираемости налоговых платежей.

В зависимости от уровня хозяйствующего субъекта налоговое планирование делится на два вида:

1) налоговое планирование  на макроуровне (в масштабе федерального, регионального и местного бюджетов);

2) налоговое планирование  на уровне хозяйствующего субъекта  или организации.

Оперативное планирование, осуществляемое на месяц или квартал, призвано обеспечить реальную оценку поступления налогов на ближайшее время. Краткосрочное налоговое планирование служит основой для составления бюджетов соответствующих уровней власти на очередной год. В процессе осуществления текущего планирования решаются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового планирования в процессе среднесрочного и долгосрочного планирования.

При текущем планировании анализируются и определяются размеры как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном же планировании нет подразделения по видам налогов, оно охватывает совокупность всех налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Методы планирования налоговых поступлений в бюджеты разных уровней бюджетной системы.

Прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов — одна из действенных управленческих функций государства в условиях экономики рыночного типа. Вопросы прогнозирования и планирования важны, в связи необходимостью совершенствования налогового процесса.

Планирование налоговых поступлений:

- базируется на научно обоснованной концепции построения бюджетной и налоговой систем государства, включающей разграничение налоговых полномочий и доходных источников между органами власти и управления различных уровней, а также определение конкретных пропорций распределения налогов между бюджетами;

- подчинено реализации налоговой политики государства, определяющей организационно-правовые принципы функционирования системы налогообложения и направления преобразования механизмов исчисления конкретных налогов;

- включает непосредственно расчеты конкретных сумм — контингентов налогов и сборов, мобилизуемых на данной территории, обеспечивающие экономически обоснованные качественные и количественные параметры бюджетных налоговых доходов;

- имеет единые принципиальные методические подходы к планированию налоговых поступлений для соответствующих уровней бюджетной системы.

Во многих странах, обладающих стабильно функционирующей налоговой системой, методическое обеспечение процесса планирования налоговых поступлений основывается на экономических прогнозах с применением совершенного математического аппарата.

Следует подчеркнуть, что в последние годы в ФНС России, его территориальных структурах разрабатывается и внедряется в практику методология планирования налоговых поступлений, основанная на более тщательной подготовке информационной базы, использовании многовариантных проектировок, учитывающих многочисленные факторы, влияющие на размер налоговых поступлений, в том числе оценке влияния на поступления изменений, вносимых в налоговое законодательство, оценке налогового потенциала.

Налоговое планирование использует различные методы, каждый из которых, так или иначе, учитывает следующие моменты:

- фоновый уровень налоговых поступлений;

- сезонные изменения в объеме налоговых поступлений;

- событийную составляющую (например, события в развитии политической ситуации, изменения в налоговом законодательстве и др.);

- неучтенные факторы.

Детерминистический метод предполагает установленную зависимость прогнозируемой величины с известными переменными. Этот метод можно также назвать индексным, так как он предполагает широкое использование системы разнообразных макроэкономических индексов-дефляторов при расчете прогноза налоговых доходов. Ввиду его простоты и информационной гибкости это наиболее актуальный метод для прогнозирования бюджетов территорий. Однако данный метод предполагает отказ от прогнозирования сложных явлений, таких, как налоговые льготы, задолженность по налоговым платежам, сокрытие налоговой базы и др. Налоговые потери в результате воздействия этих явлений при данном методе определяются как фиксированная величина к объему налоговых доходов. Для учета влияния различного рода изменений налогового и бюджетного законодательства на объемы налоговых доходов вводятся поправочные коэффициенты.

Эконометрический метод основан на принципах экономической теории и статистики, позволяет рассмотреть одновременное изменение нескольких переменных, влияющих на налоговые доходы. Результаты прогнозирования на основе данного метода могут быть проанализированы с использованием статистических методов. Преимуществом данного метода является возможность определения статистической значимости рассматриваемых соотношений между различными переменными. Этот метод подходит к бюджетным показателям, наиболее чувствительным к изменениям экономических условий. Главным недостатком метода является его высокая стоимость.

Математическое моделирование заключается в построении интегрированной модели экономики территории, учитывающей экономические связи между решениями наиболее важных групп хозяйствующих субъектов (отрасли промышленности и сферы услуг). Этот метод позволяет учесть множество взаимосвязанных факторов, влияющих на налоговые доходы, выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее соответствующий принятой концепции социально-экономического развития региона и целям бюджетной политики. Преимущество моделирования состоит в том, что при планировании поступлений налоговых доходов может быть использован сценарный подход, где неопределенность будущих условий развития экономики раскрывается за счет использования совокупности заданных предположений, составляющих содержание сценария (оптимистичного или пессимистичного).

Трендовый метод или экстраполяция (продолжения в будущем тех тенденций, которые сложились в прошлом) является простейшим инструментом прогнозирования, предполагающим постоянную корреляцию значений исследуемой величины во времени, т.е. абсолютизирует инерционную составляющую экономического развития, предполагая, что изменения в будущем предопределяются изменениями в прошлом и настоящем.

Этот метод отличается простотой, наглядностью и легко реализуются на персональных компьютерах.

Динамика налоговых платежей по отдельным видам налогов за определенный период времени (ряд лет) при соответствующих условиях может иметь устойчивую тенденцию. Фактически это проявляется в ежегодном приросте налоговых поступлений на несколько процентных пунктов. Наиболее существенные факторы, влияющие на пот процесс, — изменение уровня инфляции, прирост налоговых баз вследствие развития большинства видов экономической деятельности в регионах и в стране в целом. Перенос сложившейся тенденции на будущее возможен при относительной стабильности механизма налогообложения по конкретному налогу. Метод экстраполяции может использоваться в планировании налоговых поступлений при условии тесной корреляции показателей динамики налоговых поступлений и соответствующих экономических показателей, выступающих в качестве существенных факторов, влияющих на изменения налоговых платежей. Например, по налогу на прибыль организаций, применяющих общий режим налогообложения, таким фактором является совокупная прибыль по прибыльным предприятиям, сальдированный финансовый результат, удельный вес прибыльных организаций. По на- югу на имущество организаций — среднегодовая стоимость имущества предприятий, подлежащая налогообложению, коэффициенты переоценок основных фондов. По акцизам на алкогольную продукцию — производственные мощности заводов, коэффициенты использования производственной мощности, индексы роста ставок акцизов. Приведенные примеры свидетельствуют о возможности построения однофакторных или многофакторных уравнений регрессии.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета