Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Принудительные сборы с населения в России, как и в других странах, начинались с дани. Важную роль в развитии денежной формы налогов сыграло «ордынское серебро». В трудные времена вводились всякого рода военные подати.
После введения денежной системы, налоги стали играть главную роль в формировании казныгосударства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства
1.1.Содержание налогов………………………………………………………….4
1.2.Основные признаки налогов, выделяющие их в составе финансовых явлений как экономическую категорию……………………………………….8
1.3.Классификация налогов……………………………………………………10
2. Налоговые доходы бюджета РФ – их состав и особенности
2.1. Основные группы налогов – прямые налоги и косвенные, федеральные, региональные и местные налоги, общие налоги и целевые…………………………………………………………………...…13
2.2. Принципы построения и порядок взимания в бюджет налогов на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доход физических лиц, а также один из имущественных налогов…..…16
3. Планирование налогов доходов бюджета
3.1. Основы налогового планирования как составной части составления государственного бюджета……………………….23
3.2. Анализ и прогноз налоговых поступлений…………………………...27
3.3. Методы планирования налоговых поступлений в бюджеты разных уровней бюджетной системы……………………………….32
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованной литературы…………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по ГиМФ (1).docx

— 276.85 Кб (Скачать файл)

 

Материальная основа налогов — реальная сумма денежных средств общества, мобилизуемая государством. При перераспределении ВВП и НД налоги обеспечивают органы государственной власти частью новой стоимости в денежной форме. Эта часть стоимости, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны, превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Принудительное отчуждение — это одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к государству) без эквивалентного обмена. Централизованный фонд финансовых ресурсов, сформированный главным образом за счет налогов, становится собственностью государства и используется для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Классификация налогов.

Разнообразие налогов и сборов в России требует их классификации, в основу которой положены различные признаки. Классификация налогов и сборов — это их систематизация, группировка по заранее установленным признакам. Экономическое ее назначение в том, что она дает возможность устанавливать связь бюджета с предпринимателями и выявлять роль налоговых форм в хозяйственном регулировании. Она имеет также и практическое значение, обеспечивая возможность кодификации налогов и сборов с целью учета и контроля над налоговыми процедурами с использованием информационных технологий.

1.       В зависимости от характера  использования налоги подразделяются  на общие и целевые. Общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход государства на финансирование общегосударственных мероприятий. Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды .

2.       В зависимости от механизма  уплаты налоги и сборы делятся

 на прямые  и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Отличительная особенность этих налогов — относительно сложный механизм расчета налоговой базы.

Среди прямых налогов выделяются:

•     реальные, которыми облагается предполагаемый средний доход, полученный от объекта обложения (транспортный налог);

•     личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций, налог на имущество).

Косвенные налоги — налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налоговую сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвенных налогов независимо от уровня дохода плательщика приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути. Поступление косвенных налогов определяется размерами хозяйственных оборотов и объемами применяемых ресурсов,  следовательно, колеблется в зависимости от расширения или сужения деловой активности. Увеличивая цену товара, косвенное обложение вызывает устойчивую тенденцию к инфляции. Эти налоги неблагоприятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев. По объектам взимания косвенные налоги подразделяются:

 •   на  индивидуальные, облагаемые строго  определенные группы товаров (акцизы);

• универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за

 некоторыми  исключениями (НДС).

Современная налоговая система России в зависимости от трех уровней бюджетной системы в соответствии с НК РФ (ст. 13, 14, 15) включает:

I. Федеральные налоги и сборы: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина;

II. Региональные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог;

III. Местные налоги: земельный и на имущество физических лиц.

В налоговой системе РФ особо выделены специальные налоговые режимы (раздел VIII НК РФ):

•     система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН);

•     упрощенная система налогообложения (УСН);

•     система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);

•     система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Эти специальные режимы не являются самостоятельной формой обложения, поэтому они исключены из перечня налогов в НК РФ.

В основу налоговой системы РФ положены следующие принципы (правила) ее построения, которые регулируют налогообложение на всей территории страны:

•     законность налогов и обязательность их уплаты;

•     всеобщность, равенство, справедливость налогообложения;

•     экономическая обоснованность налогов;

•     определенность (известность) налогов и удобство их применения;

•     недискриминационный характер налогообложения.

Эти принципы способствуют стабильности налоговых отношений и придают им долговременный характер действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговые доходы бюджета РФ – их состав и особенности.

2.1. Основные группы налогов –  прямые налоги и косвенные, федеральные, региональные и местные налоги, общие налоги и целевые.

Системе налогообложения присуще следующие основные формы классификации налогов:

По способу взимания налоги классифицируются следующим образом:

а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личные налоги — совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных налогов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ (корпорационный налог), налог на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. В том числе к личным налогам относятся налоги с наследуемого и даруемого имущества.

б) косвенные налоги, включающие в цену товаров, работ, услуг. Потребитель товара (работы, услуги) – окончательный плательщик косвенных налогов. Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы. Акцизы устанавливаются по трем группам товаров: товары массового спроса (нефтепродукты), предметы роскоши и товары, нежелательные для потребления (вредные для здоровья). Акцизы уплачиваются на производственном этапе сравнительно небольшим количеством производителей, что облегчает налоговое администрирование и обеспечивает хорошую собираемость данного налога. Налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары (пиво, табачная продукция, автомобильный бензин, дизельное топливо и т.д.). Плательщиками акцизов признаются лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации.

в) пошлины и сборы (например, госпошлина и т. п.).

В зависимости от органа, устанавливающего налоги (по уровню управления):

а) федеральные налоги – налоги, установленные НК РФ и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, страховые взносы в ПФР, ФСС РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС), налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектов Федерации и являются обязательными на территории данного субъекта (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог);

в)  местные налоги вводятся в соответствии с НК РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов (земельный налог, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц).

По целевой направленности введения налогов:

а) общие налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, НДС);

б) целевые (специальные) налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, единый социальный налог).

По субъекту-налогоплательщику:

а) налоги, взимаемые с физических лиц (например, налог на доходы физических лиц);

б)  налоги, взимаемые с юридических лиц (например, налог на прибыль организаций);

в)  смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица (например, земельный налог).

По уровню бюджета, куда зачисляется налоговый платеж:

а)  закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

б)  регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций).

Согласно ст. 12 НК РФ система налогов и сборов в РФ подразделяется на три группы:

а) федеральные;

б) региональные;

в) местные.

По характеру бухгалтерского учета налоги:

а)  включаемые в себестоимость или цену продукции;

б) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;

в)  удерживаемые из доходов работника.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Принципы построения и порядок  взимания в бюджет налогов  на добавленную стоимость, налог  на прибыль, налог на доход  физических лиц, а также один  из имущественных налогов

Налог на добавленную стоимость (Глава 21 НК РФ)

В России НДС в своем современном виде был введен с 1992 года Законом РФ “О налоге на добавленную стоимость”. Закон Российской Федерации от 6 декабря 1991 года “О налоге на добавленную стоимость”.

НДС относится к группе налогов на потребление. НДС, являясь косвенным налогом, влияет на процессы ценообразования, структуру потребления, регулирует спрос.

Для бюджета данный налог имеет следующие преимущества: стабильный источник доходов, регулярный источник доходов, сложен для легитимного уклонения плательщика от его уплаты.

С момента введения НДС стал одним из основных налоговых доходов бюджетной системы РФ. НДС занимает первое место в налоговых доходах федерального бюджета.

НДС определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой в виде разницы между стоимостью реализованных товаров  (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. Для правильного исчисления  и уплаты НДС необходимы соответствующая информационная база, система учёта и контроля.

Под функционирующей системой НДС понимают не только наличие законодательной базы по данному налогу, но и ее качество. Законодательство по НДС должно иметь систему вычетов, механизм возмещения налога и право на освобождения от его исчисления и уплаты для определенных категорий налогоплательщиков.

     Официально НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками его выступают покупатели товаров, т. е. широкие слои населения. НДС - ценообразующий фактор. На его величину автоматически повышаются цены товаров.

     Объектом налогообложения  признаются следующие организации:

     1. Реализация товаров  (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При реализации товаров налоговая база определяется как стоимость этих товаров без учета НДС.

     2. Передача на территории  РФ товаров для собственных  нужд, расходы на которые не  принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. При передаче налогоплательщиком товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется по ценам реализации идентичных или однородных товаров, действующих в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен без учета НДС, но с включением акцизов.

     3. Выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. Налоговая база определяется в последний день каждого налогового периода.

     4. Ввоз товаров на  таможенную территорию РФ. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в налоговую базу следует включать таможенную стоимость ввозимых товаров, подлежащих уплате таможенную пошлину и акциз по подакцизным товарам.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) рассчитывается исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате как в денежной, так и в натуральной  форме, включая оплату ценными бумагами.

Применяются три ставки НДС:

  1. Налоговая ставка НДС 0% установлена (п. 1 ст. 164 НК РФ). Налоговая ставка НДС 0% применяется в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории РФ на основании положений международных договоров РФ, предусматривающих освобождение от налога.
  2. 10%-ная ставка применяется по отношению к продовольственным и детским товарам, утвержденным по специальным спискам, содержащимся в Налоговом кодексе РФ, а также на ряд медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
  3. Ставка 18% применяется в остальных случаях.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета