Характеристика налоговых доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 21:50, курсовая работа

Краткое описание

Налоги как форма изъятия государством части дохода общества обусловлены развитием общественного разделения населения на социальные группы, появлением самостоятельных субъектов товарно-денежных отношений, а также возникновением государственного аппарата.
Участвуя в мобилизации ВВП и НД для казны государства, налоги возникают и функционируют на второй фазе процесса производства – фазе перераспределения, и следовательно, они входят в систему производственных отношений.
В своей курсовой работе я более подробно рассматриваю вопрос о характеристике налоговых доходов бюджета.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Экономическое содержание налогов и их роль в денежном обеспечении функций государства………………………………………………………….........5
2. Налоговые доходы Бюджета РФ-их состав и особенности............................13
3. Планирование налогов доходов бюджета.......................................................37
4. Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации………...42
5. Заключение ………………………….…………………………………………...45
6. Список литературы………………………………………………………………47

Вложенные файлы: 1 файл

Характеристика налоговых доходов бюджета (Автосохраненный).doc

— 283.50 Кб (Скачать файл)

Данные табл. 1 характеризуют распределение полномочий различных уровней государственной власти по формированию доходов бюджета.

Налоговое законодательство РФ построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей его территории. Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Отнесение каждого вида налогов к тому или иному уровню осуществлено исходя от объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования. Независимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюджетной системы, принимать решения по конкретным вопросам налогообложения соответствующие законодательные (представительные) органы могут только в пределах своей компетенции.

Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в федеральный бюджет зачисляются только федеральные налоги, то в региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.

 

Федеральные налоги устанавливаются федеральными законами и подлежат взиманию на всей территории Российской Федерации. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами, но представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяются парламентом РФ – Федеральным Собранием РФ. Однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

Согласно ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.

 

Налог на добавленную стоимость Налог на добавленную стоимость (НДС) был предложен в 1954 г. французским экономистом М. Лоре. В Западной Европе он действует с конца 60-х годов. Тогда его ввели Германия, Дания, Франция, Швеция, Нидерланды, а в начале 70-х — Бельгия, Англия, Италия, Люксембург, Норвегия. Широкому распространению НДС способствовал ряд решений ЕЭС (Европейское экономическое сообщество), которые утвердили НДС в качестве основного косвенного налога для стран — участниц ЕЭС. Одним из необходимых условий вступления в эту влиятельную европейскую организацию являлось наличие в стране-претенденте функционирующей системы НДС. Поэтому в настоящее время налог действует во всех странах Восточной Европы, которые стремятся вступить в ЕЭС. Под функционирующей системой НДС понимают не только наличие законодательной базы по данному налогу, но и ее качество. Законодательство по НДС должно иметь систему вычетов, механизм возмещения налога и право на освобождение от его исчисления и уплаты для определенных категорий налогоплательщиков.

НДС занимает значительное место в системе доходов развитых стран. На его долю приходится в среднем около 14% налоговых поступлений, а среди косвенных налогов его доля составляет от 30 до 50% всех косвенных налогов (во Франции — около 80%). Основными причинами роста популярности НДС являются:

  • возможность вступления в Европейский Союз;
  • стремление увеличить государственные доходы за счет налогов на потребление — НДС способен значительно увеличить поступления в бюджет страны по сравнению с другими налогами;
  • НДС позволяет оперативно проводить налоговые операции с помощью технических средств и определенной системы документооборота;
  • высокая степень нейтральности налога.

 В Российской Федерации НДС был введен в действие с 1 января 1992 г. в ходе налоговой реформы. НДС является регулирующим федеральным налогом. Пропорции его распределения по уровням бюджетной системы устанавливаются ежегодно Федеральным законом о федеральном бюджете. В разные годы в федеральный бюджет поступало от 75 до 85% величины собираемого НДС. С 2001 г. этот налог полностью поступает в федеральный бюджет.

Для бюджета этот налог имеет следующие преимущества :

  • стабильный источник доходов;
  • регулярный источник доходов;

С 1 января 2001 г. элементы налогообложения по НДС установлены в главе 21 второй части Налогового кодекса РФ.

 

Налогоплательщиками НДС являются организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (ст.143 НК РФ).

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от обязанностей налогоплательщика при малых объемах выручки. Освобождение выдается на 12 календарных месяцев в случае, когда за три последовательных месяца сумма выручки этих организаций и индивидуальных предпринимателей без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн руб. Данное освобождение не применяется при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих в эти месяцы подакцизные товары.

 

Объектом налогообложения признаются следующие операции.

1.  Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе  реализация предметов залога  и передача товаров (результатов  выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ услуг) без учета НДС. При реализации подакцизных товаров в налоговую базу следует включать величину акциза. В налоговую базу включается частичная оплата в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг (за исключением частичной оплаты в счет поставок на экспорт до момента подачи документов).

2.  Передача на территории  РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций. При передаче налогоплательщиком товаров (выполнении работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется по ценам реализации идентичных или однородных товаров (работ, услуг), действующих в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен без учета НДС, но с включением акцизов.

3.  Выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления. При выполнении строительно-монтажных  работ для собственного потребления  налоговая база определяется  как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение. Налоговая база определяется в последний день каждого налогового периода.

4.  Ввоз товаров на таможенную  территорию РФ. При ввозе товаров на таможенную территорию РФ в налоговую базу следует включать таможенную стоимость ввозимых товаров, подлежащих уплате таможенную пошлину и акцизов по подакцизным товарам.

С 2001 г. применяются три ставки НДС.

По ставке 0% производится обложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также работ и услуг, непосредственно связанных с экспортом и импортом товаров. К таким работам (услугам) относятся работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых или импортируемых товаров. Также облагаются услуги по перевозке багажа и пассажиров, если пункт назначения или пункт отправления пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ. Аналогично облагается реализация припасов, вывезенных с территории РФ в таможенном режиме перемещения припасов. Работы или услуги по перевозке товаров, выполняемые российскими железнодорожными перевозчиками, облагаются по ставке 0% только при вывозе товаров за пределы территории РФ.

Ставка 0% установлена на реализацию работ, выполняемых в космическом пространстве, на реализацию драгоценных металлов из лома и отходов Государственному (и соответствующим фондам субъектов РФ) фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ и банкам и на взаимных условиях при поставке товаров для официального пользования иностранными дипломатическими представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей.

По ставке 10% облагается реализация продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции и изделий медицинского назначения.

По ставке 18% производится обложение реализации в остальных случаях.

При исчислении НДС, подлежащего внесению в бюджет, следует учитывать налоговые вычеты. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные ему и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ для осуществления производственной деятельности. Также к уменьшению следует принимать суммы налога по товарам, приобретенным для перепродажи, налога, уплаченного налоговыми агентами, и др.

По итогам за налоговый период может сложиться ситуация, когда сумма налоговых вычетов превысит сумму налога, подлежащего уплате в бюджет. В этом случае налогоплательщик может воспользоваться правом на возмещение налога за счет средств федерального бюджета.

Плательщики налога должны выделять сумму НДС отдельной строкой во всех расчетных документах.

Налоговый период по НДС составляет один квартал.  Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налогоплательщик обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию.

Налог на прибыль организаций. Налогообложение прибыли является важнейшим элементом налоговой политики любого государства. Налог на прибыль — значительный источник формирования доходной части бюджетов разных уровней.

Налог на прибыль появился в результате проведения налоговой реформы 1992 г. До этого формирование доходной базы бюджетов осуществлялось в виде платы за фонды фиксированных (рентных) платежей, свободного остатка прибыли и отчислений от прибыли. Это были платежи, характерные для административной экономики, поэтому не представлялось возможным их использование в условиях рынка.

Налог на прибыль представляет собой прямой, федеральный и регулирующий налог. Большая часть налога перечисляется в бюджеты субъектов РФ.

С 1 января 2002 г. элементы налогообложения по налогу на прибыль организаций установлены в главе 25 второй части Налогового кодекса РФ.

 

Плательщиками налога на прибыль организаций являются:

(1)  российские организации;

(2) иностранные организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства и получают доходы от источников в РФ. (ст. 246 НК РФ)

Филиалы и территориально-обособленные подразделения организации могут исполнять обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль, что позволяет зачислять часть налога в те региональные бюджеты, на территории которых налогоплательщик извлек доход. Уплата налога на прибыль в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения обособленных подразделений производится исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения. Эта доля прибыли определяется как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по налогоплательщику. Сумму налога, приходящуюся на все подразделения, расположенные в одном субъекте РФ, можно рассчитать исходя из их совокупной прибыли. [3,с.187]

Не являются плательщиками налога на прибыль организации, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, организации игорного бизнеса и организации — плательщики единого сельскохозяйственного налога.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.   Для   российских  организаций  такой   прибылью признается полученный доход, уменьшенный на величину расходов. Для иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в РФ через постоянные представительства, прибыль рассчитывается как полученный этим представительством доход за вычетом произведенных им расходов.

Доходы и расходы определяются с помощью налогового учета. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных документов. Налогоплательщики самостоятельно разрабатывают систему налогового учета в учетной политике для целей налогообложения.

Доходы классифицируются на две группы: (1) доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и (2) внереализационные доходы.

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав. При определении выручки из нее исключаются суммы НДС и акцизов.

Порядок признания доходов зависит от принятого метода их определения. В целях налогообложения прибыли основным методом признания доходов является метод начисления, при котором доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактической оплаты.

Информация о работе Характеристика налоговых доходов бюджета