Формы и методы воздействия муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. В России децентрализация финансовых отношений, становление местного самоуправления и его финансовых основ связаны с общей децентрализацией государственной власти в условиях формирования государства демократического типа и перехода к рыночному способу хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и состояние муниципальных финансов, экономики и социальной сферы РФ 5
1.1. Понятие и характеристика муниципальных финансов 5
1.2. Оценка современного состояния экономики РФ 11
1.3. Социальная сфера России и ее характеристика 14
1.4. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы. 22
2. Муниципальные финансы Вологодской области и их влияние на экономику и социальную сферу. 25
2.1. Характеристика муниципальных финансов Вологодской области 25
2.2. Роль валового регионального продукта Вологодской области в формировании ВНП 31
2.3. Влияние муниципальных финансов на здравоохранение Вологодской области 36
3. Пути улучшения воздействия муниципальных финансов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы курсовик.docx

— 291.83 Кб (Скачать файл)

В российском бизнесе уже есть массовый слой людей, которые настроены на перемены, которые  хотят жить по-новому. Это хозяева  малого и среднего бизнеса, это менеджеры, те, кто сегодня находится на втором-третьем этажах управления. Эти люди хорошо осознают неэффективность сложившейся модели бизнеса.

На фоне общего повышения уровня доходов  слишком медленно сокращается разрыв между наиболее и наименее обеспеченными  группами населения. Нефтегазовые доходы "протекают" внутрь экономики  неравномерно.

Предоставляемыми  государством выплатами и льготами пользуются около 60% семей. За последние годы существенно поднялся уровень пенсий, будем повышать их и дальше, чтобы прибавка не съедалась ростом цен. В то же время на первый план выдвигается проблема помощи семьям с детьми.

Государство принимает меры, направленные на то, чтобы поддержать стремление семей  к рождению второго и последующих  детей. Эти меры, прежде всего введение материнского капитала, стали приносить первые результаты. Рождаемость повышается, но семья с детьми, особенно если их трое-четверо, часто сталкивается с ситуацией, когда мать не имеет возможности работать, а детям трудно дать то, что получают те их сверстники, которые являются единственными детьми у своих родителей. Да и при одном ребенке молодая семья испытывает серьезные материальные трудности, если родители не успели еще как следует утвердиться в своей профессии и вынуждены снимать жилье.

Сегодня размеры большей части пособий  на детей устанавливаются регионами, и во многих субъектах Федерации  они очень малы.

Пенсионное  обеспечение, наверное, является самым  большим достижением - и самой  большой проблемой для России. Достаточно сказать, что Россия тратит на пенсии больше 10% валового внутреннего продукта - это четверть всего бюджета "расширенного правительства".

Нужна совершенно новая пенсионная политика для среднего класса. Смысл ее в том, чтобы предоставить людям наиболее широкие возможности  ответственного выбора вариантов решения  своих жизненных проблем. Решения, которое достигается с помощью государства, в сотрудничестве с государством, но не только силами государства [8, с.77].

Российская система образования и воспитания должна отвечать вызовам нового времени. При этом нельзя отказываться от своего главного достижения - доступности образования.

В качестве первоочередных национальных задач  можно выделить следующие.

Первое. В течение ближайших четырех  лет ликвидировать очереди в  детские сады. В том числе - за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Надо пересмотреть СанПиНы, которые сегодня  мешают развитию таких форм, приблизить детские дошкольные учреждения к  местам проживания детей. Надо включить организаторов и педагогов негосударственных  детских садов в систему финансовой и методической поддержки со стороны  муниципальных бюджетов.

Второе. Обеспечить социальное равенство в  получении образования. Отбор детей в престижные школы (и соответствующая конкуренция их родителей) начинается с первого класса. При этом в ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями в обучении, с неродным русским языком, с девиантным поведением. Школа перестает выполнять функцию социального лифта, начинает воспроизводить и закреплять социальную дифференциацию.

За последние  десятилетия система дополнительного  образования детей потеряла значительную часть своих кадровых и финансовых ресурсов. Кружки и секции сегодня  посещает только половина школьников, и только четверть - бесплатно. Сильной  деформации подверглась традиционно  значимая сфера социализации - детский  спорт. Число спортивных школ и секций растет, но часто они ориентированы  только на перспективы перехода в  большой спорт. Это порождает  раннюю селекцию и отсев детей.

Надо  вернуть престиж и высокое  качество российского высшего образования. Неприемлемо, когда зачисляются на бюджетные места (в том числе в сложных инженерных вузах) такие абитуриенты, которые по уровню своих знаний просто не смогут учиться по выбранной специальности. Надо создать такую систему, при которой поступать на бюджетные места будут в основном те, кто имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или являются победителями предметных олимпиад.

Необходимо  обеспечить широкий, без каких-либо ограничений, доступ каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям. Государство поддержит  формирование публичных электронных  библиотек, музейных и театральных  интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей.

Обеспеченность  граждан России жильем с советского времени выросла на 40% - до 22 м2 на человека. Доля коммуналок упала в четыре раза. Но если сравнивать с европейскими странами, с США, - то, что мы имеем, выглядит очень скромно. Непомерно, непропорционально возросла стоимость жилья. Сейчас только четверть граждан имеет возможность построить или приобрести новое жилье. По расчетам экспертов, если откладывать всю зарплату, то на квартиру в 54 м2 в 1989 году можно было накопить за 2,5 года, а сейчас - за 4,5. Необходимо снижать стоимость строительства, и не за счет заработной платы и охраны труда рабочих, а за счет снижения цен на строительные материалы, прекращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес. На региональном уровне надо обеспечить устранение искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков базовых строительных материалов.

Необходимо  введение в экономический оборот большого количества земельных участков - как в ходе расширения "агломерационного радиуса" крупных городов, строительства местной дорожной и инфраструктурной сети, так и в результате изъятия их у тех государственных учреждений и ведомств, где они лежат мертвым грузом.

Особая, больная проблема для нашей страны - состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры. Платежи за коммунальные услуги составляют заметную и, надо признать, - возрастающую часть расходов семей. Сегодня люди оплачивают уже больше 90% от так называемого  экономически обоснованного тарифа, а конца росту запросов коммунальщиков не видно. При этом качество многих услуг - от уборки домов и прилегающих  территорий до ремонта жилого фонда - совершенно не соответствует их стоимости.

На нашей  территории сосредоточено порядка 40 процентов мировых природных  богатств. А население - это лишь 2 процента от жителей Земли. Сегодня  в России живет 143 млн. человек. По оценкам  экспертов, при инерционном сценарии - т.е. при сохранении существующих и  отсутствии новых мер - к 2050 году оно  составит порядка 107 миллионов человек. Необходима поддержка многодетных семей. Нужны дополнительные решения по содействию занятости женщин с детьми. Для решения демографических проблем объективно потребуется "умная" миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. Нужно обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год.

Ключевая  проблема социальной политики России - даже не объем ресурсов, который  направляется на решение социальных задач. А эффективность, целевой характер проводимых мер. Необходимо в ближайшие годы изменить ситуацию, ликвидировать все зоны потерь в социальном секторе, когда ресурсы тратятся впустую, направляются не тем, кто в них отчаянно нуждается, а людям, которые могут легко прожить без этого [8, с.98].

1.4. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы.

Государственные и муниципальные Финансы (ГМФ) составляют важную роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП. ГМФ путем соответствующего направления средств на:

•    структурную перестройку экономики;

•    ускорение НТП;

•    повышение эффективности производства;

•    рост жизненного уровня народа.

ГМФ выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования

•    государственных и муниципальных секторов экономики,

•    наиболее развитых программ развития производства и общественного сектора,

•    организаций и учреждений бюджетной сферы и т.д.

Их функционирование направлено на достижение общих целей  развития социально ориентированной  экономики.

Состояние ГМФ — один из основных показателей  устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Особое  значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена  к трем решающим факторам:

1.   Экономическая стабилизация на  макроуровне  неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических  показателей  позволяет  выявить реальную ситуацию в финансовой сфере.  Из макроэкономических показателей решающее значение имеют:

•    уровень бюджетного дефицита,

•    ход исполнения бюджета,

•    уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами,

•    уровень инфляции,

•    ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др.

Финансовая  стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность  привлечения средств на рынке  капиталов, накопление ресурсов для  расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2.   Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. 
Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

•     либерализацию цен;

•    приватизацию;

•    социальную трансформацию;

•    интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической  сбалансированности, благоприятной  экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации  — создание социально-ориентированной  рыночной экономики.

3. Инвестиционная  активность государства и каждого  предприятия является результатом  и индикатором экономического  роста. Финансы играют решающую  роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий  для функционирования рынка капиталов.  В отношении инвестиционной активности  принцип стратегической направленности  является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.

Государственное регулирование экономики  непосредственно связано с экономической  политикой и направлено на её реализацию. Государство для реализации целей  своей экономической политики использует различные формы и методы, которые  и образуют инструментарий государственного регулирования экономики.

Экономические средства воздействия  на хозяйственные процессы предполагают использование:

государственного экономического прогнозирования;

государственного экономического программирования;

бюджетно - налоговой система;

денежно - кредитной политика;

валютной политики;

таможенной политики;

К инструментам прямого экономического воздействия относятся:

целевое кредитование;

установление кредитных «потолков»;

- прямой контроль за установлением уровня процентных ставок. Более широко используется косвенные методы денежно - кредитного регулирования:

регулирование минимальных резервных  требований;

осуществление дисконтной политики ( регулирование учётных

ставок по кредитам);

купля - продажа иностранной валюты;

регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

изменение курса национальной валюты;

- эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов; продажа - скупка государственных ценных бумаг.

 

2. Муниципальные  финансы Вологодской области и их влияние на экономику и социальную сферу.

2.1. Характеристика муниципальных  финансов Вологодской области

Финансовая  система Вологодского округа в начале 30-х годов испытала на себе все  потрясения, связанные с периодом «великого перелома» и осуществления  сталинской «революции сверху». Финансы  области напрямую зависели от того, какой характер носили экономические преобразования и какими методами осуществлялось управление социально-экономическими процессами в стране.

Постановлением  ЦИК СССР от 23 сентября 1937 года была образована Вологодская область. В  ее состав вошли 42 района — 18 районов  Ленинградской области и 24 района бывшего Северного края. 28 октября 1937 года на территории Вологодской  области был создан областной  финансовый отдел (облфо). В то время он находился в подчинении народного комиссариата финансов РСФСР и более двух лет действовал в качестве подразделения при Оргкомитете Президиума Верховного Совета РСФСР по Вологодской области. После проведения первых выборов в областной Совет депутатов трудящихся на первой сессии первого созыва 10 января 1940 года областной финансовый отдел был образован при исполнительном комитете Совета.

Информация о работе Формы и методы воздействия муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы