Формы и методы воздействия муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. В России децентрализация финансовых отношений, становление местного самоуправления и его финансовых основ связаны с общей децентрализацией государственной власти в условиях формирования государства демократического типа и перехода к рыночному способу хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и состояние муниципальных финансов, экономики и социальной сферы РФ 5
1.1. Понятие и характеристика муниципальных финансов 5
1.2. Оценка современного состояния экономики РФ 11
1.3. Социальная сфера России и ее характеристика 14
1.4. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы. 22
2. Муниципальные финансы Вологодской области и их влияние на экономику и социальную сферу. 25
2.1. Характеристика муниципальных финансов Вологодской области 25
2.2. Роль валового регионального продукта Вологодской области в формировании ВНП 31
2.3. Влияние муниципальных финансов на здравоохранение Вологодской области 36
3. Пути улучшения воздействия муниципальных финансов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы курсовик.docx

— 291.83 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки РФ

 

Филиал Государственного бюджетного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

экономический университет» в г. Вологде

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

 

Финансы

        Тема:  Формы и методы воздействия муниципальных финансов на    развитие экономики и социальной сферы

 

 

Выполнил:             Сидорова Ольга Александровна

(Фамилия  И.О.)

студент 2 курса ________ специальность _____________________

(срок  обучения)

 

Группа  Фс-12 № зачетной книжки 147

 

Подпись:

 

 

Преподаватель: ___________________________________________

(Фамилия  И.О.)

Должность: ________________________________________________

уч. степень, уч. звание

Оценка: _____________Дата: ___________

Подпись: ____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ 2

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Понятие и состояние муниципальных финансов, экономики и социальной сферы РФ 5

1.1. Понятие и характеристика муниципальных финансов 5

1.2. Оценка современного состояния экономики РФ 11

1.3. Социальная сфера России и ее характеристика 14

1.4. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы. 22

2. Муниципальные финансы Вологодской области и их влияние на экономику и социальную сферу. 25

2.1. Характеристика муниципальных финансов Вологодской области 25

2.2. Роль валового регионального продукта Вологодской области в формировании ВНП 31

2.3. Влияние муниципальных финансов на здравоохранение Вологодской области 36

3. Пути улучшения воздействия муниципальных финансов 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

Список использованной литературы 52

Приложения 56

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. В России децентрализация финансовых отношений, становление местного самоуправления и его финансовых основ связаны с общей децентрализацией государственной власти в условиях формирования государства демократического типа и перехода к рыночному способу хозяйствования [11, с.92].

Муниципальные финансы выступают как совокупность денежных отношений, связанных с  формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов для решения  задач социально-экономического развития муниципального образования, повышения  качества жизни проживающего на его  территории населения.

Главными  проблемами в России являются поиск  источников финансирования и эффективное  управление финансовыми ресурсами. Следует предположить, что если повысить эффективность управления финансовыми  ресурсами, а также разнообразив и упорядочив источники финансирования, то можно добиться высокого развития муниципального образования [10, с.52].

Цель  работы: рассмотреть формы и методы воздействия муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы.

Задачи  работы:

1. Дать понятие и характеристика муниципальных финансов 

2. Провести оценку современного состояния экономики РФ 

3. Охарактеризовать социальную сферу России

4. Рассмотреть формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы. 5. Описать муниципальные финансы Вологодской области

6. Определить роль валового регионального продукта Вологодской области в формировании ВНП России 

7. Рассмотреть роль муниципальных финансов Вологодской области в развитии здравоохранения

8. Описать перспективы развития экономической и социальной сферы России.

Предмет исследования: воздействие муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы

Объект  исследования: муниципальные финансы  Вологодской области

В работе использованы методы анализа, синтеза, регрессионного анализа. Математического  моделирования, графической интерпретации  данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  и состояние муниципальных финансов, экономики и социальной сферы РФ

1.1. Понятие и характеристика  муниципальных финансов

Муниципальные финансы — это денежные отношения, складывающиеся между органами местного самоуправления, с одной стороны, и органами государственной власти, юридическими и физическими лицами — с другой в процессе стоимостного распределения и перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с формированием, распределением и использованием централизованных фондов денежных средств муниципальных образований, обеспечивающих потребности органов местного самоуправления при решении экономических и социальных задач.

Следовательно, местные финансы формируются с использованием методов распределения и перераспределения национального дохода (с помощью налогов, налоговых льгот и т.д.). Формой использования централизованных фондов денежных средств муниципальных образований являются бюджетные фонды, предназначенные для реализации функций местного самоуправления [9, с.87].

Муниципальные финансы особенно важны для создания нормальных условий жизни населения. Если целью государственных финансов на федеральном уровне является обеспечение финансирования стратегически важных программ, то финансы муниципальных образований нацелены на финансирование повседневных расходов данной местности. Именно от того, насколько эффективно функционируют муниципальные финансы, зависит количество и качество благ и услуг, потребляемых населением в данном муниципальном образовании и региона в целом. За счет муниципальных финансов финансируется строительство дорог, жилья, обустройство домов, помощь местным структурам, важным для населения. Муниципальные финансы оказывают поддержку милиции, школам, учреждениям здравоохранения. Международная практика показывает, что именно такое сотрудничество наиболее продуктивно, поскольку люди видят и ощущают на себе результаты использования их денежных средств, собранных в качестве налогов, а предприятия, поддерживаемые муниципалитетами, более охотно решают местные проблемы. В результате все участники данного процесса оказываются в выигрыше: муниципалитеты эффективно работают, люди получают необходимые блага и услуги, а предприятия имеют дополнительный источник доходов. В России такая практика слабо развита и муниципальные финансы практически повсеместно настолько бедны, что не могут оказать реального воздействия на положение населения и качественно-количественные показатели услуг, предоставляемых населению. 
Тем не менее муниципальные финансы являются составным и очень важным элементом финансовой системы государства. С их развитием происходит повышение эффективности работы всей финансовой системы страны. 
Финансы местного уровня, или муниципальные финансы, формируются местными органами власти, к которым относятся самостоятельные органы правления в городах и населенных пунктах — муниципалитеты. Муниципальные финансы имеют специфические источники и направляются на обеспечение нормального развития и деятельности организаций, необходимых для жителей данного муниципалитета. 
Муниципальные образования. Организация муниципальных финансов привязана к муниципальным образованиям, в границах которых осуществляется местное самоуправление. Муниципальные образования — это тот уровень, в пределах которого местное самоуправление должно реализовать свое назначение — обеспечить на должном уровне решение вопросов местного значения [7, с.87].

Основная  задача организации местных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения.

Формирование  стабильной и достаточной финансовой базы органов местного самоуправления является важнейшим направлением проводимой в России реформы местного самоуправления.

Реформа местного самоуправления осуществляется в соответствии с Законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации». Закон получил  высокую оценку европейских экспертов, он реально способствует развитию местного самоуправления и обеспечивает тесную взаимосвязь между территориальной  организацией местного самоуправления и ее финансовой основы. Этот закон вступил в силу с 1 января 2006 г. До этого периода с момента принятия Федерального закона № 131 от 6 октября 2003 г. проводилась большая и серьезная законотворческая работа по пересмотру или отмене около 200 федеральных законов. Речь идет о тех законах, в которых ответственность за выполнение конкретных государственных обязательств была размыта между существующими самостоятельными тремя уровнями публичной власти, не определены источники и способы их финансирования. В ходе законотворческой работы решена одна из важных задач организации местных финансов, сбалансированность между расходными обязательствами муниципальных образований и средствами бюджетов соответствующих типов муниципальных образований, направляемых на их исполнение. Ликвидирована практика принятия властью решений, не подкрепленных деньгами, исполнение которых передавалось вниз («нефинансируемые мандаты»). Уставы муниципальных образований были приведены в соответствие с принятым Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. [11, с.55].

В соответствии с принятым Законом изменился  принцип территориального деления  органов местного самоуправления. В  Российской Федерации насчитывается  всего 154 тыс. населенных пунктов и  более чем в 90 тыс. из них население  составляет 50 человек.

К настоящему времени унифицирована территориальная  организация местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации  и закреплена двухуровневая модель организации местной власти, включающая в себя два типа муниципальных образований: муниципальное поселение и муниципальный район — с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий.

Согласно  положениям Закона муниципальное поселение (городское и сельское) объединяет несколько населенных пунктов и является основой местного самоуправления.

Муниципальный район — несколько поселений  или поселений и межселенных  территорий (территорий, находящихся  вне границ поселений), объединенных общей территорией, в границах которой  местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непо-средственно и (или) через выборные и иные органы местного само-управления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные районы образуются по территориальному принципу и решают задачи, справиться с которыми на поселенческом уровне невозможно.

Двухуровневая модель организации местной власти позволяет обеспечить решение конкретных вопросов местного самоуправления соответствующего уровня в увязке с кадровым и организационным  его потенциалом и выстроить  оптимальную систему взаимодействия органов местного самоуправления и  с населением, и с органами государственной  власти. В этой модели предусмотрены  механизмы распределения полномочий и ресурсов между уровнями местной  власти, допускающие возможность  их передачи с одного уровня на другой. 
Кроме того, на базе крупных городов создан третий тип муни-ципальных образований — городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 (с учетом изм. и доп.) вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ.

С 1 января 2006 г. началась реализация новых положений  Бюджетного кодекса РФ в части  межбюджетных отношений в условиях реформы местного самоуправления. Был  установлен переходный период в его  реализации до 1 января 2009 г. [10, с.122].

С принятием  федеральных законов от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» и от 6 октября 1999 г. № 184-Ф3 «Об общих принципах организации (законодательных) представительных и  исполнительных органов государственной  власти субъектов РФ» начался  следующий этап реформирования межбюджетных отношений. Произошла централизация  расходных полномочий на региональном уровне при сокращении перечня вопросов местного значения в связи с приданием ряду из них значения региональных, а некоторым — федеральных расходных полномочий. 
Заложенная в законодательстве система межбюджетных отношений между субъектами РФ и муниципальными образованиями зеркально отражает межбюджетные отношения между Российской Федерацией и ее субъектами и позволяет создать стабильные долговременные условия формирования местных бюджетов.

Многообразие  видов муниципальных образований, предусмотренных федеральным законодательством, позволяет выделить финансы муниципальных районов, финансы городских округов, финансы внутригородских муниципальных образований городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга, финансы поселений (городских и сельских).

Информация о работе Формы и методы воздействия муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы