Формы и методы воздействия муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 00:41, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Муниципальные финансы составляют самостоятельный структурный уровень финансовой системы государства. Необходимость муниципальных финансов связана с процессами децентрализации финансовой системы, разделением полномочий и передачей части полномочий на нижние уровни властной вертикали с целью более полного учета интересов населения в удовлетворении потребностей, наиболее приближенных к местному уровню. В России децентрализация финансовых отношений, становление местного самоуправления и его финансовых основ связаны с общей децентрализацией государственной власти в условиях формирования государства демократического типа и перехода к рыночному способу хозяйствования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие и состояние муниципальных финансов, экономики и социальной сферы РФ 5
1.1. Понятие и характеристика муниципальных финансов 5
1.2. Оценка современного состояния экономики РФ 11
1.3. Социальная сфера России и ее характеристика 14
1.4. Формы и методы воздействия государственных и муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы. 22
2. Муниципальные финансы Вологодской области и их влияние на экономику и социальную сферу. 25
2.1. Характеристика муниципальных финансов Вологодской области 25
2.2. Роль валового регионального продукта Вологодской области в формировании ВНП 31
2.3. Влияние муниципальных финансов на здравоохранение Вологодской области 36
3. Пути улучшения воздействия муниципальных финансов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

Финансы курсовик.docx

— 291.83 Кб (Скачать файл)

За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений, и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. Финансы поселений обеспечивают реализацию полномочий органов местного самоуправления поселений по решению вопросов местного значения, закрепленных федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Целями совершенствования и развития экономических основ местного самоуправления являются:

• повышение  эффективности решения вопросов местного значения, отнесенных к компетенции  муниципальных образований;

• повышение  стимулов к развитию экономического, а следовательно, и налогового потенциала муниципального образования для увеличения доходной части бюджета;

• разработка и внедрение в практику муниципального управления современных методов управления местными финансами, муниципальным имуществом, социально-экономическим развитием муниципальных образований, включая использование в управлении муниципальным хозяйством рыночных механизмов.

Судьба  острейшей сегодня реформы жилищно-коммунального  хозяйства (ЖКХ) непосредственно зависит  от того, как к ней отнесутся  органы местного самоуправления. Реформа  ЖКХ, по существу, разворачивается в  зоне интересов муниципальных образований. Фактически речь идет о реформе муниципального хозяйства, львиную долю которого составляют объекты ЖКХ. Следовательно, эта реформа может рассчитывать на успех только при условии реального, активного и скоординированного участия органов местного самоуправления. То же самое можно сказать и в отношении других реформ в социальной и экономической сферах [7, с.72].

1.2. Оценка современного состояния экономики РФ

Начало 2010-х годов в экономике Российской Федерации проходило в условиях постепенного преодоления последствий мирового экономического кризиса. В 2009 году на фоне мирового экономического кризиса произошёл спад ВВП на 7,9 %, который нарушил долговременную тенденцию роста российской экономики. В III квартале 2009 года российская экономика возобновила свой рост, хотя его темпы были почти ниже докризисных. В III квартале 2012 года ВВП России достиг своего предкризисного уровня, а затем превысил его. По прогнозам МЭР, рост ВВП России в 2013 году составит 3,7-3,8%; в 2014 году — 3,8-3,9%; в 2015 — 4,4%. Профицит бюджетa сохранится. Одной из главных экономических дилемм 2010-х годов, также как предыдущих двух десятилетий, является продолжающийся отток капитала зарубеж, хотя далеко не все составляющие этого оттока носят негативный характер. На рост ВВП также негативно повлияли засухи 2010 и 2012 годов, каждая и которых отняла 0,2-0,3 %-ных пункта в год [13, с.32].

Факт  быстрого возврата к росту ВВП  в 2010-е годы выгодно отличал Россию от большинства стран Евросоюза, где отрицательная и близкая к нулю динамика роста ВВП, в связи с затяжным долговым кризисом, сохраняется на протяжении последних 4-5 лет. Более того, в отличие от стран Евросоюза и ЕС, в 2010-е годы безработица в России последовательно снижалась и достигла своего минимального значения в сентябре 2013 года (5,2% всего экономически активного населения. Для сравнения, в Еврозоне 1 октября 2012 года уровень беработицы достиг 11,4% , а рост ВВП был близок нулю. Последние два фактора во многом привели к снижению темпов роста на российские товары в Еврозоне, что в свою очередь привело к снижению темпов роста российской экономики по сравнению с уровнем 2000-х годов. Тем не менее, рост внутрироссийского спроса отчасти компенсировал эту негативную тенденцию, поддерживая рост экономик страны на уровне значительно большем чем в некоторых соразмерных развивающихся странах. Так, по данным за январь-сентябрь 2013 года, индекс физического объема ВВП России составил относительно января-сентября 2012 г. 103,9%. Для сравнения, в Бразилии темпы роста ВВП в 2012 составляли около 1,0%. В целом благоприятная экономическая ситуация внутри страны способствовала сохранению стабильно низкого уровня очень бедного населения, достигнутого ещё в 2009 году, на уровне близком 0,1% от общей его численности (живущего менее чем на 60 рублей в день). Кроме этого, в 2011 и 2012 годах общая численность населения РФ увеличилась на 150 и 250 тыс. человек соответственно, что благоприятно сказывалось на росте внутреннего спроса на товары и услуги. Многие финансисты, ученые, исследователи предполагают, что в 2014 году Россия сможет выйти на новый уровень в развитии экономики. Природные изменения, происходящие на планете, оказывают прямое влияние на экономические прогнозы на 2014 год. Россию ожидает сильный рывок в научно-техническом аспекте, который также повлияет на ее экономику [6, с.132].

Прогноз экономики России на 2014 год, как предполагают ученые, заслуживает внимания. По их мнению, мировой кризис, начавшийся в 2008 году, не окажет влияния на экономику России, затронув другие развитые страны мира, экономические трудности которых в свою очередь будут способствовать возрастающему влиянию Российской Федерации.

Глобальное  потепление, по предположениям ученых, даст России шанс начать освоение новых  территорий на Крайнем Севере, что  приведет к более эффективному использованию  своих водных и земельных богатств. Изменения в климате создадут предпосылки для рассмотрения возможность  морского транзита от Кольского полуострова  до портов в Уссурийском крае. Россия будет в числе немногих стран, где развитие науки будет происходить  достаточно быстрыми темпами. Это коснется космической сферы, где Россия вернет себе лидерство, что позволит ей занять главенствующее положение в этой области на мировой арене. Это  не может не сказаться положительно на развитии экономики.

Министерством экономического развития предусматривает  несколько вариантов развития, где  прогнозы основываются в зависимости  от мировых цен на нефть: от самых  неблагоприятных с ценой 80$ за баррель  и ростом экономики 0,5 – 3%, до оптимистичных  – с ценой до 120$ за баррель  и ростом до 3,9 – 4%. Пессимистический вариант обоснован ухудшением динамики мировых процессов экономики, чему немало поспособствует экономический кризис 2013 года. При таком варианте можно ожидать снижения цены на нефть до 80$ за баррель, что в свою очередь может ослабить курс рубля. Если взять более оптимистичный вариант, при котором сохранятся высокие темпы роста в мировой экономике и ценах на нефть в 2013 году в пределах 110 и 115$ за баррель, то соответственно темпы роста ВВП с 2013года будут выше, чем базовый сценарий на 0 – 0,2% и могут быть оценены на планке 3,9 – 4,6% в год.

Таким образом, рост ВВП в 2013-2015 годах можно прогнозировать уровнем в 3,7 – 4,5% Экономика России по итогам 2013 года будет развиваться на фоне мирового кризиса, который получит очередной виток развития из-за солнечно-водной катастрофы, постигшей США в 2012 году. Упадок потребительского рынка Америки и следом за ней Западной Европы в условиях кризиса, приведет к ухудшению экономического положения Японии и Китая, для которых запад является основным рынком сбыта.

Таким образом, экономический прогноз на итог 2013 года для России на фоне остального мирового сообщества, в целом можно считать вполне благоприятным. РФ со своими экономическими показателями на сегодняшний день и перспективами их повышения в будущем, имеет достаточно оснований для смягчения удара от предполагаемого мирового экономического кризиса [6, с.88].

1.3. Социальная сфера России и ее характеристика

Рассмотрим  основные тенденции. Возникающие в социальной сфере России.

Россия - социальное государство. Россия имеет гораздо более высокий уровень социальных гарантий, чем страны с сопоставимым уровнем производительности труда и доходами на душу населения. В последние годы расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. Только за последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Ни одна из социальных гарантий не была поколеблена в условиях кризиса 2008 - 2009 годов. Более того, даже в этот период росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты [5, с.102].

В демографической политике, где удалось добиться серьезного сдвига к лучшему, и в пенсионном обеспечении, и в ограничении бедности. Есть реальные достижения в образовании, в охране здоровья, в культуре.

Однако  социальная сфера имеет множество  проблем и напрвлений совершенствования.

Первое. Многие граждане не могут реализовать  свои профессиональные знания, найти  такую работу, которая позволяла  бы иметь достойную зарплату и  развиваться, строить карьеру. Плохо, с большими перебоями работают социальные лифты, начиная от системы образования. Эта проблема значительно обострилась  в последние годы, когда большинство молодых работников, входящих на рынок труда, окончило вузы.

Второе. Недопустимо, вызывающе велика дифференциация доходов. Каждый восьмой гражданин  России все еще живет за официальной  чертой бедности.

Третье. За первое десятилетие XXI века принципиально  изменилось представление о нормальных потребностях и возможностях средней  российской семьи. Всего 10 - 12 лет назад  речь шла главным образом о  том, чтобы не скатиться за грань  нужды, а целые социальные категории, прежде всего пенсионеры, были вынуждены  существовать за этой гранью. Теперь же основная масса населения предъявляет  запросы совершенно иного порядка. Социальная сфера не успела адаптироваться к этому. Население, и в первую очередь "средний класс", образованные и хорошо зарабатывающие люди, в  своей массе остается неудовлетворенным  уровнем социальных услуг. Несмотря на рост бюджетного финансирования образования  и здравоохранения, сохраняется  низкое качество, не остановлено расползание  принудительной платности в этих сферах. Далеки от решения задачи создания комфортной среды проживания.

Четвертое. В условиях значительного сокращения численности населения трудоспособного  возраста и увеличения старшего возраста неотложным становится кардинальное повышение  эффективности социальных расходов.

Эти проблемы должны решаться в том числе посредством государственных и муниципальных финансов.

Люди  разного призвания - предприниматели, рабочие, специалисты, "бюджетники" - должны иметь поле для реализации своего потенциала, поле для профессионального  и социального роста. При этом надо сделать квалификацию каждого видимой, различимой для работодателей.

Результаты за последние пять лет очень небольшие. За 5 лет утверждено всего 69 стандартов

В любой  стране учителя и врачи, ученые и  работники культуры - это не только костяк "креативного класса". Это  те, кто придает устойчивость развитию общества, служит опорой общественной морали.

Необходимо повышать эффективность работы систем образования и здравоохранения. Эффективно управлять качеством медицинской помощи, образовательных программ, научных исследований можно только опираясь на авторитет профессиональной среды. Восстановление профессиональной морали, самоуправление и самоочищение профессиональных коллективов - это то, на что вправе рассчитывать общество, пересматривая свои отношения с медицинским, учительским, научным сообществом.

Оплату  бюджетников надо соотносить с конкретными  условиями регионального рынка  труда [13, с.120].

Не менее  значимая проблема - квалификация и  социальное самочувствие рабочих - тех, кто является становым хребтом любой  экономики.

 Сегодняшний  рабочий - это ответственный исполнитель  сложных и меняющихся технических  регламентов. В условиях, когда  конкурентоспособные предприятия  постоянно обновляют технологии, когда товары низкого качества  быстро вытесняются с рынка  - квалификация рабочего, его кругозор, его профессиональная гордость, его способность постоянно обучаться  стали решающим фактором конкурентоспособности.

С 2004 по 2010 гг. в экономике произошло существенное увеличение доли работников, занятых  в условиях, не отвечающих гигиеническим  нормативам - на 17%. Удельный вес таких  рабочих мест вырос с 21% до 29%. 
Надо вместе с профсоюзами изучить возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями. Такое участие практикуется - например, в Германии в форме так называемых производственных советов.

Рынок труда квалифицированных рабочих нуждается в серьезных переменах. Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должна замыкаться внутри отдельных предприятий, как это фактически сложилось в настоящее время. Это увеличит возможности рабочих на рынке труда, повысит их мобильность и в конечном счете - их заработки.

В России совершенно недостаточно заботятся о возможностях, которые рынок труда предоставляет тем гражданам, кто обладает не меньшими, чем другие, талантом и желанием работать и зарабатывать, но кому сложно "вписаться" в стандартные трудовые отношения. Это прежде всего люди с ограниченными возможностями здоровья (колясочники, слабовидящие, слабослышащие и ряд других категорий).

В последние годы принят целый ряд решений о налоговых стимулах для работодателей, использующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья.

В ближайшие  годы надо создать систему, которая  помогала бы каждому инвалиду, способному и желающему обучаться и работать - найти свою образовательную и  профессиональную траекторию жизненного роста. От специализированной образовательной  программы - до адаптированного к  его специальным потребностям рабочего места.

Предприниматели в российском обществе все еще не чувствуют себя уверенно. В немалой степени это наследие 1990-х годов. Тогда предпринимательство, с одной стороны, зачастую было сопряжено буквально с риском для жизни, который создавали безнаказанные бандитские группировки, а с другой - нередко сводилось к дележу государственного имущества. Отсюда недоверие многих граждан к предпринимателям и недоверие многих предпринимателей к обществу и государству.

Информация о работе Формы и методы воздействия муниципальных финансов на развитие экономики и социальной сферы