Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику: химическая и нефтехимическая промышленность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что химическую продукцию используют все отрасли промышленности, сельское хозяйство, сфера услуг, торговля, наука, культура и образование, оборонный комплекс. Химическая отрасль лежит в основе долгосрочного и стабильного развития экономики страны. От состояния и развития отечественной химии зависят уровень национальной конкурентоспособности, темпы роста экономики, благосостояние России.
Целью работы является изучение форм и методов воздействия государственных финансов на химическую и нефтехимическую промышленность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………. 3
ГЛАВА 1.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕНОСТИ РОССИИ……………………………………………………………...
4
1.1. Химическая и нефтехимическая промышленность Российской Федерации: структура, особенности, значение…………. 4
1.2. Нормативно-правовая база регулирования химической и нефтехимической отрасли в России…………………………… 6
1.3. Анализ современного состояния химической и нефтехимической промышленности в России……………………………. 8
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ…............................................................................................
16
2.1. Формы воздействия государственных финансов на химическую и нефтехимическую промышленность в Российской Федерации………………………………………………………
16
2.2. Методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтехимическую промышленность в Российской Федерации……………………………………………………….
18
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……………………………………………………………
22
3.1. Основные проблемы химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации………………………………………………………………...
22
3.2. Перспективы развития химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации………………………………………………………………..
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………... 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………… 31

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по финансам.docx

— 328.61 Кб (Скачать файл)

В двух из шести подотраслях  химической промышленности по итогам января-марта 2012 года было зафиксировано снижение производства. В том числе спад произошел в производстве основных химических веществ, являющегося ключевым сектором российской химической индустрии. Также снизилось производство искусственных и синтетических волокон.

Характеристика  химической продукции

Таблица 1.2

Химическое производство

I кв.2012/I кв.2011, %

Производство основных химических веществ

96,3

Производство химических средств защиты растений (пестицидов) и прочих агрохимических продуктов

134,0

Производство красок и  лаков

123,5

Производство фармацевтической продукции

119,4

Производство мыла моющих, чистящих и полирующих средств; парфюмерных и косметических средств

101,1

Производство искусственных  и синтетических волокон

91,4


 

 

 

Производство основных химических веществ

Ситуация в производстве основных химических веществ в первые месяцы 2012 года складывалась хуже, чем в целом по химической промышленности. В этой подотрасли, которая является ключевой в химической индустрии, все месяцы I квартала текущего года наблюдалась отрицательная динамика производства. По итогам квартала снижение производства относительно января-марта прошлого года составило 3.7%.

Рис.1.4 Индекс производства основных химических веществ

 

Ситуация в производстве основных химических веществ в первые месяцы 2012 года складывалась хуже, чем в целом по химической промышленности. В этой подотрасли, которая является ключевой в химической индустрии, все месяцы I квартала текущего года наблюдалась отрицательная динамика производства. По итогам квартала снижение производства относительно января-марта прошлого года составило 3.7%.

 

Производство  минеральных удобрений

Двухлетний период роста  производства минеральных удобрений сменился новым витком спада (см. рис.1.2.). В первой четверти текущего года производство минеральных удобрений в России сократилось относительно аналогичного периода прошлого года на 8.0%. При этом объем производства был одним из самых небольших за последние пять лет (исключая провальный результат кризисного 2009 года).

Наименьший спад отмечен  в отношении азотных удобрений, выпуск которых сократилось в отчетный период на 0.5% до 2120 тыс. тонн. Снижение производства обусловлено ремонтом предприятий, сокращением поставок на внутренний рынок, а также уменьшением экспорта в страны дальнего зарубежья.

Производство фосфорных  удобрений сократилось в I квартале текущего года относительно аналогичного периода прошлого года на 1.6% до 831 тыс. тонн. Снижение производства обусловлено негативной ценовой ситуацией на мировом рынке, сокращением поставок на внутренний рынок, а также смещением приоритетов потребителей в сторону сложных удобрений.

Самое сильное сокращение производства наблюдалось в секторе калийных удобрений. Выпуск этой продукции сократился в отчетный период на 19.8% до 1457 тыс. тонн. Объем производства калийных удобрений был одним из самых низких за последние годы. Снижение производства калийных удобрений происходило из-за проблем с выполнением некоторых экспортных контрактов.

 

Производство полимеров

Производство полимеров  в первой четверти 2012 года испытало спад, но продолжает превышать докризисный объем выпуска продукции. По сравнению с I кварталом прошлого года выпуск пластмасс в первичной форме сократился на 4.4%.

Из всех видов пластмасс  наибольшее снижение отмечено в производстве полиэтилена, полипропилена и полиамида. Во всех случаях это связано с вынужденным или плановым простоем крупнейших производителей.

Экспорт и импорт химической и нефтехимической продукции

Согласно данным Федеральной  таможенной службы (ФТС), экспорт и импорт продукции химической промышленности в январе-марте текущего года выросли и достигли максимального значения. Экспорт вырос за год на 20.1%, импорт – на 13.2%. Однако при этом следует учитывать, что в данные ФТС в 2012 году, в отличие от прошлых лет, включены торговые операции со странами Таможенного союза.

В связи с этим более  информативными являются показатели по торговле химической продукцией со странами дальнего зарубежья. В данном случае темпы роста заметно ниже, но все равно положительные. Экспорт химической продукции в страны дальнего зарубежья вырос за год на 14.1%, импорт – на 7.5%.

Рис.1.5 Экспорт и импорт продукции химической промышленности.

В товарной структуре экспорта наибольший темп роста наблюдается в отношении синтетического каучук. Вместе с тем существенно сократился экспорт аммиака.

 

 

 

Экспорт химической продукции

Таблица 1.3

Наименование продукции

I кв.2012 г. тыс. т

В% к I кв.2011 г.

Каучук синтетический

241,6

122,7

Аммиак безводный

403,7

39,1

Метанол

355,7

109,1

Минеральные удобрения

7638,0

113,6


 

В структуре импорта наблюдалось  сокращение поставок фармацевтической продукции, что могло произойти из-за снижения курса рубля в конце прошлого года и начале текущего года. В то же время произошло существенное увеличение поставок полимеров. Отчасти это обусловлено аварией на «Ставролене», из-за которой на внутреннем рынке России образовался дефицит полипропилена.

Импорт химической продукции

Таблица 1.4

Наименование продукции

I кв.2012 г. $ млн.

В% к I кв.2011 г.

Мыло, синтетические моющие средства

329,7

107,9

Парфюмерно-косметические  товары

758,2

105,5

Полимеры, каучук

3019,6

111,7

Продукты органической и  неорганической химии

1127,1

108,0

Фармацевтическая продукция

2744,2

97,3


Рассмотрев современное  состояние химической и нефтехимической  промышленности Российской Федерации, можно сделать следующий вывод:

В химической и нефтехимической  отрасли Россия уступает многим зарубежным конкурентам. Но государство активно  помогает им, проводя множество выставок, съездов и форумов. Оно разрабатывает  многие стратегические задачи и цели. Начав грамотную политику финансирования отрасли, государство может изменить положение химического комплекса.

 

      • ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ НА ЭКОНОМИКУ ХИМИЧЕСКОЙ И НЕФТЕХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ
      • Формы воздействия государственных финансов на отрасль химической и нефтехимической промышленности РФ

 

Государственное регулирование  экономики – воздействие государства  в лице государственных органов  на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Государственное  регулирование осуществляется, чтобы  придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических  субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.

Объекты государственного регулирования  экономики – это сферы, отрасли и регионы, в которых возникли или могут возникнуть проблемы, не разрешаемые с помощью конкурентного рыночного механизма.

Для осуществления той  или иной политики государство может  использовать различные финансовые инструменты. Финансовый инструмент – это форма финансовых отношений. Следовательно, что можно формы приравнять с инструментами.

Инструменты государственного регулирования экономики можно  подразделить на прямые и косвенные (рис. 2.1.):

  • Инструменты прямого воздействия на экономику связаны с непосредственным вмешательством государства в сферу рынка и применением административно-правовых рычагов либо в форме законодательного регулирования, либо в форме так называемого экономического и социального регулирования, предполагающего установление государством цен на товары и услуги, пределов изменения заработной платы, объемов производства, требований к используемым технологиям производства, стандартам качества продукции. Крайняя степень прямого государственного вмешательства в экономику применяется в процессе национализации при передаче соответствующих объектов из частной в государственную собственность.
  • Косвенные инструменты государственного воздействия подразделяются на кредитно-денежные и бюджетные. Последние связаны с формированием доходов, прежде всего за счет налоговых поступлений, расходов, включая предоставление субсидий предприятиям и трансфертов населению, а также управления государственным долгом.

      • Инструменты (формы) государственного регулирования

 

Так же к косвенным формам относятся:

  • кредитная политика
  • налоговая политика
  • аналитическая деятельность (сбор и обработка данных, необходимая для прогнозирования).

По мнению М. В. Романовского, для успешного функционирования механизма финансового воздействия на экономику и социальную сферу, необходимо использовать прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Прямое (непосредственное) влияние на ход процессов оказывается с помощью взимания прямых общегосударственных налогов. К косвенным (опосредованным) формам регулирования относится косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов. Среди смешанных форм финансового воздействия выделяют местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий и т.д.[17]

Исходя из работ А. Г. Грязновой  можно выделить, что формами финансового воздействия на экономические процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулирования. Например, предоставление налоговых льгот малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты.[20]

Говоря о государственном  регулирование, Жилкина М.C. выделяет, что это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Также выделяет в следующие формы государственного воздействия: государственное управление и общественное управление (через партии, профсоюзы и т. д.).[21]

 

 

      • Методы воздействия государственных финансов на химическую и нефтехимическую промышленность в Российской Федерации

 

Финансовый метод –  способ использования одного или  нескольких финансовых инструментов.

По мнению Камаева В.Д., реализация экономической политики возможна лишь при использовании совокупности мер, инструментов, образующих механизм государственного воздействия на экономику. По способу функционирования различаются методы прямого и косвенного влияния на экономику. Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором субъекты экономики вынуждены приходить к решениям, основанным не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Прямые методы часто имеют высокую степень эффекта из-за оперативного достижения экономического результата. Однако у них есть серьезный недостаток - создание помех рыночному процессу. Методы косвенного воздействия проявляются в том, что государство не влияет прямо на принимаемые субъектами экономики решения. Оно создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе экономических решений субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям.  Обратимся теперь к еще одной, весьма важной классификации рассмотренных методов. Критерий подхода - организационно-институциональный. Данный перечень включает: бюджетные и законодательные, экономические, институциональные методы. [18]

Информация о работе Формы и методы воздействия государственных финансов на экономику: химическая и нефтехимическая промышленность