Формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретико-практических основ формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения.
Для поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть сущность доходов бюджета;
- рассмотреть структура доходов;
- рассмотреть бюджет, который был составлен на три года.
Объектом исследования является сущность доходов федерального бюджета, их значение и структура.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 67.57 Кб (Скачать файл)

 

Наиболее наглядно распределения доходов можно представить в виде гистограммы:

 

Рис 2.1- Распределение доходов Федерального бюджета в 2010-2012 гг. в млрд. руб.

 

Объем доходов федерального бюджета РФ за исследуемый период менялся в различных направлениях, что естественно, прежде всего, зависело от экономического положения. По итогам 2011 г. рост доходов бюджета составил примерно 120%, что было связано с ростом цен на экспортируемые природные ресурсы, в частности на нефть и нефтепродукты. Наблюдается обвал цен на нефть, снижение доходов населения и увеличение числа убыточных предприятий, в том числе и коммерческих банков. Объем ВВП уменьшился на 5,4% по сравнению с предыдущим годом. Вышеназванные факторы стали причиной отрицательного прироста доходной части федерального бюджета, который составил -21%. Такое снижение доходов в совокупности с ростом расходов обусловили наличие дефицита федерального бюджета в размере 2,3 трлн. руб.

Соотношение налоговых и  неналоговых поступлений постепенно с каждым годом меняется в сторону  увеличения доли неналоговых и соответственно уменьшения налоговых доходов. В 2011 году это было обусловлено снижением поступлений от НДС и увеличением доходов от внешнеэкономической деятельности. В 2012 году факторами такой тенденции стали резкое снижение поступлений налога на прибыль и увеличение дохода от использования государственного имущества [18].

При сравнении структуры налоговых доходов за 2010-2011 гг. следует отметить, что наиболее существенные сдвиги произошли в доле поступлений от НДС, которые в 2011 г. в совокупности составили 41% от налоговых доходов, сократившись на 8% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на это, доля данного налога в структуре налоговых доходов для обоих годов остается самой высокой. Также значительную долю представляют собой налоги, платежи и сборы за пользование природными ресурсами, которые в 2011 г. составили 31% всех налоговых доходов, что выше данного показателя за 2010 г. на 6,5%. Такой рост можно связать с ростом мировых цен на нефть.

В 2011  году вс е доходы по сравнению с 2010 годом составил 119,21%,а в 2012 году все доходы по сравнению  с 2011 годом составили 79,10%.

Что касается неналоговых  доходов федерального бюджета, то здесь  наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, в частности от централизованного  экспорта. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. из абсолютный размер увеличился на 1160 млрд. руб., т.е. в 1,5 раза. Такой рост обусловил увеличение доли доходов от внешнеэкономической деятельности в общей сумме неналоговых доходов до 93% (по сравнению с 85% в 2010 г.). Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности за оба года составляют около 4%. Платежи при пользовании природными ресурсами увеличились в 2 раза, что обусловило рост их доли в структуре неналоговых доходов до 2,9% [16].

 

 

2.2. Прогноз доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы

 

Прогноз доходов федерального бюджета  на 2013 - 2015 годы произведен на основе сценарных  условий функционирования экономики  Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 26 апреля 2012 года [18].

Прогноз доходов сформирован с  учетом предлагаемых к принятию изменений  в налоговое законодательство, с  учетом одобренных Правительством Российской Федерации Основных направлений  налоговой политики на 2013 - 2015 годы, и нормативных правовых актов  Правительства Российской Федерации, касающихся внешнеэкономической деятельности и вступающих в действие с 1 января 2013 года (таблица 2.2):

Таблица 2.2

Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с предложениями  по изменению законодательства Российской Федерации млрд. рублей

N

Наименование

2013 год

2014 год

2015 год

 

Изменение законодательства - всего

-190,3

-186,4

-100,0

 

%% к ВВП

0,3

0,3

0,1

 

в том числе:

     

1.

индексация специфических  ставок акцизов:

0,3

0,3

92,3

1.1.

на табачную продукцию (установление с 1 января 2015 г. ставки в размере 960 руб. за 1 тыс. штук)

   

58,4

1.2.

на алкогольную продукцию  с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2015 г. ставки в размере 600 руб. за 1 литр безводного этилового спирта)

   

16,1

1.3.

на нефтепродукты (установление ставок с 1 января 2015 г. на автомобильный  бензин в размерах 6 223 - 12 221 руб. за 1 тонну в зависимости от класса, на дизельное топливо - 5 244 - 7 090 руб. за 1 тонну в зависимости от класса, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 9 086 руб. за 1 тонну; установление ставок на прямогонный бензин с 1 января 2013 г. в размере 10 229 руб. за 1 тонну, с 1 января 2014 г. - 11 252 руб., с 1 января 2015 г. - 12 378 руб.)

0,3

0,3

6,4

1.4.

на автомобили легковые и  спирт этиловый из всех видов сырья

   

1,1

1.5.

на табачную и алкогольную  продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации

   

10,3

2.

индексация ставок НДПИ на газ горючий природный:

28,3

113,6

231,8

2.1.

для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы  газоснабжения (установление ставок с 1 июля 2013 г. в размере 679 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 г. - 717 руб., с 1 июля 2014 г. - 859 руб., с 1 января 2015 г. - 886 руб., с 1 июля 2015 г. - 1 062 руб.)

21,8

86,0

174,5

2.2.

для независимых производителей (установление ставок с 1 июля 2013 г. в  размере 445 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 г. - 456 руб., с 1 июля 2014 г. - 726 руб., с 1 июля 2015 г. - 1 049 руб.)

6,5

27,6

57,3

3.

снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в  связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (в 2013 году с 9,33% до 7,24%, в 2014 году с 9,15% до 6,65%, с 2015 года с 9,15% до 5,94% в  соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2013 - 2015 гг.)

-187,8

-256,8

-365,9

4.

снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением  Российской Федерации во Всемирную  торговую организацию

-21,8

-33,5

-47,3

5.

снижение фиксированной  ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров

-9,3

-10,0

-10,9


 

Указанные изменения в  совокупности приведут к снижению по сравнению с действующими условиями  прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2013 году на 190,3 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2014 году - на 186,4 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2015 году - на 100,0 млрд. рублей (0,1% к ВВП). При этом в результате изменения налогового законодательства поступления от отдельных видов налогов и сборов федерального бюджета увеличатся в 2013 году на 28,6 млрд. рублей, в 2014 году - на 113,9 млрд. рублей, в 2015 году - на 324,1 млрд. рублей.

Основная часть прогнозируемых доходов (более 90%) будет обеспечена поступлениями по налогу на добавленную  стоимость (33 - 35%), таможенным пошлинам (32 - 33%), налогу на добычу полезных ископаемых (18%) и акцизам (5 - 6%).

Прогноз доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы по основным источникам представлен в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Прогноз доходов федерального бюджета

млрд. рублей

Показатель

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

отчет

% к ВВП

отчет

% к ВВП

Закон с учетом изменений

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

Доходы, всего

11 367,7

20,8

12 677

20,9

12 395,4

18,8

13 642,2

18,6

15 223,7

18,7

в том числе:

                   

Нефтегазовые доходы

5 641,8

10,3

6 383,3

10,5

5 632,0

8,5

6 075,1

8,3

6 913,3

8,5

НДПИ на нефть

1 845,8

3,4

2 114,0

3,5

1 808,6

2,7

1 949,3

2,7

2 091,0

2,6

НДПИ на газ горючий  природный

136,3

0,2

275,6

0,4

368,2

0,6

486,8

0,7

631,0

0,8

НДПИ на газовый конденсат

6,4

0,0

11,2

0,0

12,0

0,0

13,2

0,0

13,3

0,0

Вывозные таможенные пошлины  на нефть сырую

2 332,4

4,3

2 395,6

4,0

2 000,0

3,0

2 148,4

2,9

2 309,0

2,8

Вывозные таможенные пошлины  на газ природный

384,4

0,7

500,1

0,8

527,8

0,8

541,0

0,7

629,9

0,8

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

936,5

1,7

1 086,8

1,8

915,4

1,4

936,4

1,3

1 239,1

1,5

Ненефтегазовые доходы

5 725,9

10,5

6 293,7

10,4

6 763,4

10,3

7 567,1

10,3

8 310,4

10,2

Налог на прибыль

342,6

0,6

377,8

0,6

411,5

0,6

438,2

0,6

487,4

0,6

Налог на добавленную стоимость

3 250,4

6,0

3 629,4

6,0

4 128,6

6,3

4 696,6

6,4

5 280,9

6,5

Акцизы

278,4

0,5

406,1

0,7

596,8

0,9

768,6

1,0

867,8

1,1

Ввозные таможенные пошлины

692,9

1,3

765,5

1,3

657,3

1,0

690,9

0,9

679,9

0,8

Прочие ненефтегазовые доходы

1 161,6

2,1

1 114,9

1,8

969,2

1,5

972,8

1,4

994,4

1,2

Доходы от перечисления части  прибыли Центрального банка Российской Федерации

153,1

0,3

16,3

0,0

35,0

0,1

55,0

0,1

75,0

0,1

Доходы от платных услуг  и компенсации затрат государства

154,1

0,3

127,9

0,2

127,0

0,2

128,3

0,2

132,0

0,2

Дивиденды по акциям, принадлежащим  Российской Федерации

79,4

0,1

151,2

0,2

150,4

0,2

149,8

0,2

125,9

0,2

Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния

70,8

0,1

96,3

0,2

61,2

0,1

68,5

0,1

75,5

0,1

Прочие доходы

704,2

1,3

723,2

1,2

595,6

0,9

571,2

0,8

586,0

0,6


 

Указанный прогноз на 2014 и 2015 год приведет к увеличению всего дохода по сравнению с предыдущими годами, а именно в 2014 году – на 13642,2 млрд. рублей, в 2015 году – 15223,7 млрд. рублей. Из представленных видов дохода, наименьший доход в 2014 и 2015 году принесет - НДПИ на газовый конденсат, в 2014 году составит – 13,2 млрд. рублей, в 2015 – 13,3 млрд. рублей.  Из них так же можно выделить наибольший доход в 2014 и 2015 году это – ненефтегазовые доходы, а именно в 2012 году – 7567,1 млрд. рублей, в 2012 году – 8310,4 млрд. рублей.

Из прогноза доходов федерального бюджета видно, что на протяжении 2011-2015 года происходит увеличение доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализуя возложенные  на него функции, государство финансирует  важнейшие направления жизни  и деятельности как общества в  целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Именно для этого оно аккумулирует денежные средства в федеральном  бюджете, которые выступают в  форме его доходов.

Госрегулирование процессов  распределения и использования  доходов как в целом по стране, так и по ее регионам является стержнем системы экономической и финансовой политики государства, которая охватывает широкий круг вопросов социально-экономического, финансово-денежного, геополитического, правового и инструментального  характера. Анализ этих вопросов показывает, что в силу неэффективности и  неправильности курса указанной  политики, включая несовершенство действующего бюджетно-налогового законодательства, а также отсутствия должного государственного контроля над системой ценообразования  в стране имеет место неоптимальное  и несправедливое распределение  доходов.

Анализ динамики и структуры  доходов федерального бюджета РФ показывает, что по сравнению с 2011 г. размер доходов сократился на 21%. В следствие экспортные цены на нефть упали, прибыль предприятий сократилась, число убыточных предприятий возросло, ликвидность банковского сектора резко сократилась. Все это привело к сокращению поступлений от налога на прибыль и НДПИ в сумме на 1,2 трлн. руб., а также к уменьшению доходов от внешнеэкономической деятельности на 0,9 трлн. руб. Причем в структуре доходов доля налоговых доходов постепенно уменьшается и в 2012 г. составляет только 54%, что делает бюджет страны все более зависимым от уровня экспортных цен.

Указанный прогноз на 2014 и 2015 год приведет к увеличению всего  дохода по сравнению с предыдущими  годами, а именно в 2014 году – на 13642,2 млрд. рублей, в 2015 году – 15223,7 млрд. рублей. Из представленных видов дохода, наименьший доход в 2014 и 2015 году принесет - НДПИ на газовый конденсат, в 2014 году составит – 13,2 млрд. рублей, в 2015 – 13,3 млрд. рублей.  Из них так же можно выделить наибольший доход в 2014 и 2015 году это – ненефтегазовые доходы, а именно в 2012 году – 7567,1 млрд. рублей, в 2012 году – 8310,4 млрд. рублей.

Из прогноза доходов федерального бюджета видно, что на протяжении 2011-2015 года происходит увеличение доходов.

Значительная степень  зависимости доходных источников федерального бюджета от мировой конъюнктуры, по крайней мере, в ближайшее время, создает достаточно высокие риски  выполнения параметров, заложенных в  федеральном бюджете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации. Особенности применения и формировании бюджетов на 2006-208 годы по состоянию на 15 февраля 2008 года. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 239с.

2. Годин А. М. Бюджетная система  Российской Федерации учебник. - М.: Дашков и К, 2009. - 564с.

3. Мысляева И.Н. государственные  и муниципальные финансы учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 268 с.

4. Нешитой А.С. Финансы: учебник  для вузов. - М.: Дашков и К, 2006. - 509с.

5. Финансовое право учебник для  вузов отв. ред. Е. Ю. Грачева,  Г. П. Толстопятенко; М-во образования  и науки РФ, Моск. гос. юрид. акад. - М.: Проспект, 2008. - 520 с.

6. Финансы: учебник для вузов  под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2009. - 680с.

7. Финансы: учебник. - 2-е изд. Перераб.  и доп. / под ред. В.В. Ковалева - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 640с.

8. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008 - 2010 годах //Финансы. - 2007. - №9. С.8-10

9. Воронин Ю. Ненефтегазовый бюджет: доводы и контрдоводы //Экономист. - 2009. - №8. С.62-69. Приведены таблицы, в т.ч. "Показатели федерального бюджета на трехлетку"

10. Выхухолева Е. Работа над  ошибками //BusinessWeek. - 2006. - № 5. С.20-21

11. Гурвич Е. Бюджетная и монетарная  политика в условиях нестабильной  внешней конъюнктуры //Вопросы  экономики. - 2006. - №3. С.4-27. - Приведены  таблицы

12. Дмитриева О. Формирование  стабилизационных фондов: предпосылки  и следствия //Вопросы экономики. - 2006. - № 8. С.17-30. - Приведены таблицы

13. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики //Финансы. - 2010. - №4.-С.3-8

14. Лебедева Е.И. Совершенствование государственного финансового контроля за налоговыми доходами бюджета //Финансы. - 2011. - № 3. С.53-55

15. http://www.gks.ru

16. http://www.budgetrf.ru

17. http://www.roskazna.ru

18. http://www.minfin.ru

 


Информация о работе Формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения