Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение теоретико-практических основ формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения.
Для поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть сущность доходов бюджета;
- рассмотреть структура доходов;
- рассмотреть бюджет, который   был составлен на три года.
Объектом исследования является сущность доходов федерального бюджета, их значение и структура.
Наиболее наглядно распределения доходов можно представить в виде гистограммы:
Рис 2.1- Распределение доходов Федерального бюджета в 2010-2012 гг. в млрд. руб.
Объем доходов федерального 
бюджета РФ за исследуемый период 
менялся в различных 
Соотношение налоговых и 
неналоговых поступлений 
При сравнении структуры налоговых доходов за 2010-2011 гг. следует отметить, что наиболее существенные сдвиги произошли в доле поступлений от НДС, которые в 2011 г. в совокупности составили 41% от налоговых доходов, сократившись на 8% по сравнению с предыдущим годом. Несмотря на это, доля данного налога в структуре налоговых доходов для обоих годов остается самой высокой. Также значительную долю представляют собой налоги, платежи и сборы за пользование природными ресурсами, которые в 2011 г. составили 31% всех налоговых доходов, что выше данного показателя за 2010 г. на 6,5%. Такой рост можно связать с ростом мировых цен на нефть.
В 2011 году вс е доходы по сравнению с 2010 годом составил 119,21%,а в 2012 году все доходы по сравнению с 2011 годом составили 79,10%.
Что касается неналоговых 
доходов федерального бюджета, то здесь 
наибольшую долю составляют доходы от 
внешнеэкономической 
2.2. Прогноз доходов федерального бюджета на 2013-2015 годы
Прогноз доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы произведен на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 26 апреля 2012 года [18].
Прогноз доходов сформирован с 
учетом предлагаемых к принятию изменений 
в налоговое законодательство, с 
учетом одобренных Правительством Российской 
Федерации Основных направлений 
налоговой политики на 2013 - 2015 годы, 
и нормативных правовых актов 
Правительства Российской Федерации, 
касающихся внешнеэкономической 
Таблица 2.2
Изменение доходной базы федерального 
бюджета в связи с 
| N | Наименование | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 
| Изменение законодательства - всего | -190,3 | -186,4 | -100,0 | |
| %% к ВВП | 0,3 | 0,3 | 0,1 | |
| в том числе: | ||||
| 1. | индексация специфических ставок акцизов: | 0,3 | 0,3 | 92,3 | 
| 1.1. | на табачную продукцию (установление с 1 января 2015 г. ставки в размере 960 руб. за 1 тыс. штук) | 58,4 | ||
| 1.2. | на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% (установление с 1 января 2015 г. ставки в размере 600 руб. за 1 литр безводного этилового спирта) | 16,1 | ||
| 1.3. | на нефтепродукты (установление ставок с 1 января 2015 г. на автомобильный бензин в размерах 6 223 - 12 221 руб. за 1 тонну в зависимости от класса, на дизельное топливо - 5 244 - 7 090 руб. за 1 тонну в зависимости от класса, на масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей - 9 086 руб. за 1 тонну; установление ставок на прямогонный бензин с 1 января 2013 г. в размере 10 229 руб. за 1 тонну, с 1 января 2014 г. - 11 252 руб., с 1 января 2015 г. - 12 378 руб.) | 0,3 | 0,3 | 6,4 | 
| 1.4. | на автомобили легковые и спирт этиловый из всех видов сырья | 1,1 | ||
| 1.5. | на табачную и алкогольную продукцию, нефтепродукты, автомобили легковые, пиво и вина, ввозимые на территорию Российской Федерации | 10,3 | ||
| 2. | индексация ставок НДПИ на газ горючий природный: | 28,3 | 113,6 | 231,8 | 
| 2.1. | для налогоплательщиков, являющихся собственниками объектов Единой системы газоснабжения (установление ставок с 1 июля 2013 г. в размере 679 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 г. - 717 руб., с 1 июля 2014 г. - 859 руб., с 1 января 2015 г. - 886 руб., с 1 июля 2015 г. - 1 062 руб.) | 21,8 | 86,0 | 174,5 | 
| 2.2. | для независимых производителей (установление ставок с 1 июля 2013 г. в размере 445 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 января 2014 г. - 456 руб., с 1 июля 2014 г. - 726 руб., с 1 июля 2015 г. - 1 049 руб.) | 6,5 | 27,6 | 57,3 | 
| 3. | снижение средневзвешенных ставок ввозных таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (в 2013 году с 9,33% до 7,24%, в 2014 году с 9,15% до 6,65%, с 2015 года с 9,15% до 5,94% в соответствии с основными направлениями таможенно-тарифной политики на 2013 - 2015 гг.) | -187,8 | -256,8 | -365,9 | 
| 4. | снижение средних ставок вывозных таможенных пошлин на прочие экспортные товары в связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию | -21,8 | -33,5 | -47,3 | 
| 5. | снижение фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров | -9,3 | -10,0 | -10,9 | 
Указанные изменения в совокупности приведут к снижению по сравнению с действующими условиями прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2013 году на 190,3 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2014 году - на 186,4 млрд. рублей (0,3% к ВВП), в 2015 году - на 100,0 млрд. рублей (0,1% к ВВП). При этом в результате изменения налогового законодательства поступления от отдельных видов налогов и сборов федерального бюджета увеличатся в 2013 году на 28,6 млрд. рублей, в 2014 году - на 113,9 млрд. рублей, в 2015 году - на 324,1 млрд. рублей.
Основная часть прогнозируемых доходов (более 90%) будет обеспечена поступлениями по налогу на добавленную стоимость (33 - 35%), таможенным пошлинам (32 - 33%), налогу на добычу полезных ископаемых (18%) и акцизам (5 - 6%).
Прогноз доходов федерального бюджета на 2013 - 2015 годы по основным источникам представлен в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Прогноз доходов федерального бюджета
млрд. рублей
| Показатель | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | 2015 год | |||||
| отчет | % к ВВП | отчет | % к ВВП | Закон с учетом изменений | % к ВВП | прогноз | % к ВВП | прогноз | % к ВВП | |
| Доходы, всего | 11 367,7 | 20,8 | 12 677 | 20,9 | 12 395,4 | 18,8 | 13 642,2 | 18,6 | 15 223,7 | 18,7 | 
| в том числе: | ||||||||||
| Нефтегазовые доходы | 5 641,8 | 10,3 | 6 383,3 | 10,5 | 5 632,0 | 8,5 | 6 075,1 | 8,3 | 6 913,3 | 8,5 | 
| НДПИ на нефть | 1 845,8 | 3,4 | 2 114,0 | 3,5 | 1 808,6 | 2,7 | 1 949,3 | 2,7 | 2 091,0 | 2,6 | 
| НДПИ на газ горючий природный | 136,3 | 0,2 | 275,6 | 0,4 | 368,2 | 0,6 | 486,8 | 0,7 | 631,0 | 0,8 | 
| НДПИ на газовый конденсат | 6,4 | 0,0 | 11,2 | 0,0 | 12,0 | 0,0 | 13,2 | 0,0 | 13,3 | 0,0 | 
| Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую | 2 332,4 | 4,3 | 2 395,6 | 4,0 | 2 000,0 | 3,0 | 2 148,4 | 2,9 | 2 309,0 | 2,8 | 
| Вывозные таможенные пошлины на газ природный | 384,4 | 0,7 | 500,1 | 0,8 | 527,8 | 0,8 | 541,0 | 0,7 | 629,9 | 0,8 | 
| Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти | 936,5 | 1,7 | 1 086,8 | 1,8 | 915,4 | 1,4 | 936,4 | 1,3 | 1 239,1 | 1,5 | 
| Ненефтегазовые доходы | 5 725,9 | 10,5 | 6 293,7 | 10,4 | 6 763,4 | 10,3 | 7 567,1 | 10,3 | 8 310,4 | 10,2 | 
| Налог на прибыль | 342,6 | 0,6 | 377,8 | 0,6 | 411,5 | 0,6 | 438,2 | 0,6 | 487,4 | 0,6 | 
| Налог на добавленную стоимость | 3 250,4 | 6,0 | 3 629,4 | 6,0 | 4 128,6 | 6,3 | 4 696,6 | 6,4 | 5 280,9 | 6,5 | 
| Акцизы | 278,4 | 0,5 | 406,1 | 0,7 | 596,8 | 0,9 | 768,6 | 1,0 | 867,8 | 1,1 | 
| Ввозные таможенные пошлины | 692,9 | 1,3 | 765,5 | 1,3 | 657,3 | 1,0 | 690,9 | 0,9 | 679,9 | 0,8 | 
| Прочие ненефтегазовые доходы | 1 161,6 | 2,1 | 1 114,9 | 1,8 | 969,2 | 1,5 | 972,8 | 1,4 | 994,4 | 1,2 | 
| Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации | 153,1 | 0,3 | 16,3 | 0,0 | 35,0 | 0,1 | 55,0 | 0,1 | 75,0 | 0,1 | 
| Доходы от платных услуг и компенсации затрат государства | 154,1 | 0,3 | 127,9 | 0,2 | 127,0 | 0,2 | 128,3 | 0,2 | 132,0 | 0,2 | 
| Дивиденды по акциям, принадлежащим Российской Федерации | 79,4 | 0,1 | 151,2 | 0,2 | 150,4 | 0,2 | 149,8 | 0,2 | 125,9 | 0,2 | 
| Доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния | 70,8 | 0,1 | 96,3 | 0,2 | 61,2 | 0,1 | 68,5 | 0,1 | 75,5 | 0,1 | 
| Прочие доходы | 704,2 | 1,3 | 723,2 | 1,2 | 595,6 | 0,9 | 571,2 | 0,8 | 586,0 | 0,6 | 
Указанный прогноз на 2014 и 2015 год приведет к увеличению всего дохода по сравнению с предыдущими годами, а именно в 2014 году – на 13642,2 млрд. рублей, в 2015 году – 15223,7 млрд. рублей. Из представленных видов дохода, наименьший доход в 2014 и 2015 году принесет - НДПИ на газовый конденсат, в 2014 году составит – 13,2 млрд. рублей, в 2015 – 13,3 млрд. рублей. Из них так же можно выделить наибольший доход в 2014 и 2015 году это – ненефтегазовые доходы, а именно в 2012 году – 7567,1 млрд. рублей, в 2012 году – 8310,4 млрд. рублей.
Из прогноза доходов федерального бюджета видно, что на протяжении 2011-2015 года происходит увеличение доходов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализуя возложенные на него функции, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Именно для этого оно аккумулирует денежные средства в федеральном бюджете, которые выступают в форме его доходов.
Госрегулирование процессов 
распределения и использования 
доходов как в целом по стране, 
так и по ее регионам является стержнем 
системы экономической и 
Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета РФ показывает, что по сравнению с 2011 г. размер доходов сократился на 21%. В следствие экспортные цены на нефть упали, прибыль предприятий сократилась, число убыточных предприятий возросло, ликвидность банковского сектора резко сократилась. Все это привело к сокращению поступлений от налога на прибыль и НДПИ в сумме на 1,2 трлн. руб., а также к уменьшению доходов от внешнеэкономической деятельности на 0,9 трлн. руб. Причем в структуре доходов доля налоговых доходов постепенно уменьшается и в 2012 г. составляет только 54%, что делает бюджет страны все более зависимым от уровня экспортных цен.
Указанный прогноз на 2014 и 2015 год приведет к увеличению всего дохода по сравнению с предыдущими годами, а именно в 2014 году – на 13642,2 млрд. рублей, в 2015 году – 15223,7 млрд. рублей. Из представленных видов дохода, наименьший доход в 2014 и 2015 году принесет - НДПИ на газовый конденсат, в 2014 году составит – 13,2 млрд. рублей, в 2015 – 13,3 млрд. рублей. Из них так же можно выделить наибольший доход в 2014 и 2015 году это – ненефтегазовые доходы, а именно в 2012 году – 7567,1 млрд. рублей, в 2012 году – 8310,4 млрд. рублей.
Из прогноза доходов федерального бюджета видно, что на протяжении 2011-2015 года происходит увеличение доходов.
Значительная степень зависимости доходных источников федерального бюджета от мировой конъюнктуры, по крайней мере, в ближайшее время, создает достаточно высокие риски выполнения параметров, заложенных в федеральном бюджете.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бюджетный кодекс Российской 
Федерации. Особенности 
2. Годин А. М. Бюджетная система Российской Федерации учебник. - М.: Дашков и К, 2009. - 564с.
3. Мысляева И.Н. государственные 
и муниципальные финансы 
4. Нешитой А.С. Финансы: учебник для вузов. - М.: Дашков и К, 2006. - 509с.
5. Финансовое право учебник для 
вузов отв. ред. Е. Ю. Грачева,
6. Финансы: учебник для вузов под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономистъ, 2009. - 680с.
7. Финансы: учебник. - 2-е изд. Перераб. и доп. / под ред. В.В. Ковалева - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 640с.
8. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008 - 2010 годах //Финансы. - 2007. - №9. С.8-10
9. Воронин Ю. Ненефтегазовый бюджет: доводы и контрдоводы //Экономист. - 2009. - №8. С.62-69. Приведены таблицы, в т.ч. "Показатели федерального бюджета на трехлетку"
10. Выхухолева Е. Работа над ошибками //BusinessWeek. - 2006. - № 5. С.20-21
11. Гурвич Е. Бюджетная и 
12. Дмитриева О. Формирование 
стабилизационных фондов: предпосылки 
и следствия //Вопросы 
13. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет - бюджет диверсификации экономики //Финансы. - 2010. - №4.-С.3-8
14. Лебедева Е.И. Совершенствование государственного финансового контроля за налоговыми доходами бюджета //Финансы. - 2011. - № 3. С.53-55
15. http://www.gks.ru
16. http://www.budgetrf.ru
17. http://www.roskazna.ru
18. http://www.minfin.ru
Информация о работе Формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения