Формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретико-практических основ формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения.
Для поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть сущность доходов бюджета;
- рассмотреть структура доходов;
- рассмотреть бюджет, который был составлен на три года.
Объектом исследования является сущность доходов федерального бюджета, их значение и структура.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 67.57 Кб (Скачать файл)

- прочие налоги, пошлины  и сборы. Здесь самый заметный  платеж - государственная пошлина.

Динамика налоговых доходов  федерального бюджета приведена  в табл. 3. (см. Приложение)

К неналоговым БК РФ относит  такие доходы, которые по ранее  действовавшему бюджетному законодательству имели режим внебюджетных средств.

Неналоговые доходы бюджетов включают:

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности:

- дивиденды по акциям, принадлежащим государству;

- доходы от сдачи в  аренду имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности;

- арендная плата за  земли сельскохозяйственного и  несельскохозяйственного назначения, городов и поселков;

- доходы от сдачи в  аренду недвижимого имущества,  закрепленного за образовательными  учреждениями, научными организациями,  учреждениями здравоохранения, культуры  и искусства;

- проценты, полученные от  размещения в банках и кредитных  организациях временно свободных  денежных средств;

- проценты, полученные от  предоставления бюджетных ссуд  внутри страны;

- перечисление прибыли  Центрального банка РФ;

- доходы от оказания  услуг или компенсации затрат  государства (консульский сбор, плата  за выдаваемые паспорта, плата  за информацию, плата за опробование  и клеймение изделий из сплавов  и драгоценных металлов и др.); доходы от реализации соглашений о разделе продукции;

- доходы от продажи  квартир, государственных производственных  и непроизводственных фондов, материальных  ценностей;

- доходы от распоряжения  принадлежащими РФ правами на  результаты научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  и технологических работ военного, специального и двойного назначения.

2. Доходы от продажи  земли и нематериальных активов.

З. Поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников (резидентов и нерезидентов).

Административные платежи  и сборы. 

5. Штрафные санкции, возмещение  ущерба - административные штрафы, штрафы за нарушение правил дорожного движения, санкции за нецелевое использование бюджетных средств; штрафы, взимаемые Министерством РФ по налогам и сборам, и др.

6. Доходы от внешнеэкономической  деятельности - проценты по государственным кредитам; поступление средств от централизованного экспорта; таможенные сборы и прочие доходы.

Если бюджетное учреждение получает доходы от предпринимательской  или иной деятельности, приносящей доход, то эти доходы в полном объеме учитываются в смете доходов  и расходов бюджетного учреждения и  отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных  услуг.

Средства, получаемые от продажи  государственного и муниципального имущества, зачисляются в соответствующие  бюджеты. Однако в некоторых случаях  средства от приватизации могут распределяться между уровнями бюджетной системы. При этом нормативы их распределения  между бюджетами разных уровней  регулируются законодательством о  приватизации.

Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту  нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении  штрафа, если иное не предусмотрено  законодательством РФ [14, c 55].

Безвозмездные перечисления бывают следующие:

- от нерезидентов;

- от бюджетов других  уровней;

- дотации;

- субвенции средства, получаемые  по взаимным расчетам, в том  числе компенсации дополнительных  расходов, возникших в результате  решений, принятых органами государственной  власти;

- трансферты;

- прочие безвозмездные  поступления.

Необходимо иметь в  виду, что финансовая помощь от бюджета  одного уровня бюджетной системы  РФ в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств. В доходы бюджетов могут также зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.

В доходы бюджетов могут  также зачисляться безвозмездные  перечисления по взаимным расчетам, которые  представляют собой операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, связанные  с:

- изменением налогового  и бюджетного законодательства;

- передачей полномочий  по финансированию расходов или

- передачей доходов, происшедшими  после принятия Закона о бюджете  и не учтенными им.

И, наконец, третья часть  доходов бюджета - доходы целевых фондов. До 2001г. доходы целевых бюджетных фондов были сравнимы с неналоговыми доходами .

Объединение целевых бюджетных  фондов с федеральным бюджетом в  большинстве случаев не означает, что отдельные ведомства лишились дополнительных доходов. Эти доходы остались, однако теперь порядок их формирования и использования определяются не положениями этих фондов, а Федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год.

Средства, получаемые Российской государственной пробирной палатой  Министерства финансов РФ от взимания платы за опробование и клеймение  изделий и сплавов из драгоценных  металлов, зачисляются в объеме 90% в доходы федерального бюджета, а 10 0% идет на обеспечение деятельности по федеральному пробирному надзору/

Перечисленная общая классификация  доходов бюджетов на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности.

Так, доходы федерального бюджета  включают три основных элемента:

- налоговые доходы;

- неналоговые доходы;

- доходы целевых бюджетных  фондов.

Доходы бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов формируются  за счет налоговых поступлений, неналоговых  доходов и поступлений из вышестоящих  бюджетов.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

- региональные налоги  и сборы;

- отчисления от федеральных  регулирующих налогов и сборов,

- распределенных к зачислению  в бюджеты субъектов РФ, за  исключением доходов, передаваемых  в порядке регулирования местным  бюджетам.      Последние  определяются Законом о бюджете  субъекта РФ на очередной финансовый  год и Федеральным законом  "О финансовых основах местного  самоуправления в РФ";

- неналоговые доходы.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются так  же, как и для федерального бюджета, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не о федеральной  собственности, а о собственности  субъекта РФ [11].

К неналоговым доходам  субъектов РФ относятся доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, а также доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов  государственной власти субъектов  РФ.

Доходы местных бюджетов формируются за счет:

- местных налогов и  сборов;

- отчислений от регулирующих  доходов и сборов;

- неналоговых доходов.

Местные налоги и сборы - это налоги и сборы, устанавливаемые  представительными органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральными законами. [15, c. 54] В части первой Налогового кодекса РФ к местным налогам отнесены: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование или дарение; местные"лицензионные сборы.

Отчисления от регулирующих налогов и сборов, которые поступают  в местный бюджет, определяются федеральным  законодательством или законом  о бюджете субъекта РФ на очередной  финансовый год.

 

 

1.3 Структура и тенденции поступлений бюджетов Российской Федерации

Доходы бюджета - это часть  централизованных финансовых ресурсов государства, формируемая за счет перераспределения  части национального дохода и  используемая для выполнения государством и органами местного самоуправления своих функций. [8, c. 8-10]

Указанное понятие является более узким, чем понятие "доходы государства", поскольку в доходы государства входят помимо бюджетных  средств ресурсы внебюджетных фондов, имущество государственного сектора, а также все накопленное богатство, которое принадлежит государству.

Главным источником доходов  бюджетов разных уровней ВВП является прежде всего такая его часть, как национальный доход. Основным методом  перераспределения национального  дохода в условиях рыночной экономики  являются налоги.

Состав и структура  доходов государственного бюджета  в каждом конкретном случае строго индивидуальны в зависимости  от типа государства, периода времени, особенностей социально-экономического развития. 3а рубежом, в странах  с развитой рыночной экономикой, преобладающую  долю в доходах бюджета составляют налоги, меньшую - займы и почти  отсутствует эмиссия. В странах  третьего мира, или так называемых развивающихся государствах, часто  используются займы, особенно внешние, а также эмиссии. В Российской Федерации, как и в СССР и других государствах бывшего социалистического  лагеря, в 1991 - 1995гг. отмечались поступления  от приватизации государственного имущества  и эмиссия кредитных денег.

Последняя имела место  и в период социализма, но носила скрытый характер.

Специфика бюджетной системы  РФ предполагает систему распределения  поступлений между конкретными  бюджетами - федеральным, субъектов  Федерации и местными, а также  внебюджетными фондами. Доходы бюджетов формируются в соответствии с  бюджетным и налоговым законодательством  РФ. Пропорции распределения налогов  и сборов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом "О федеральном бюджете" на срок не менее трех лет.

В связи с этим доходы делятся на собственные и несобственные. Собственные доходы бюджетов - это доходы, закрепленные постоянной основе (полностью или частично) за соответствующими бюджетами. К ним относятся:

1) налоговые доходы, закрепленные  за соответствующими бюджетами,  бюджетами государственных внебюджетных  фондов;

2) неналоговые доходы;

3) безвозмездные перечисления.

Несобственными доходами являются регулирующие доходы финансовая помощь. Под регулирующими доходами бюджетов понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, которым устанавливаются нормативы отчислений (В процентах) бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем три года) по разным видам таких доходов [7, c 20].

В доходы федерального бюджета зачисляются:

- собственные налоговые  доходы (за исключением налоговых  доходов, передаваемых в виде  регулирующих доходов другим  бюджетам);

- собственные неналоговые  доходы;

- средства по взаимным  расчетам из бюджетов субъектов  РФ, другие безвозмездные перечисления;

- доходы федеральных целевых  бюджетных фондов;

- средства федеральных  социальных внебюджетных фондов (с 2002г. часть Пенсионного фонда  РФ).

С 2000г. займы и поступления  от приватизации государственного имущества  выведены из федерального бюджета. Данное правило нарушает принцип полноты  бюджета, но значительно расширяет  оперативные возможности исполнительных органов власти в финансовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 Анализ доходов федерального  бюджета за 2010-2012 года

од Рассмотрим состав, структуру и динамику доходной части федерального бюджета за 2010-2012 года.

 

Таблица 2.1

 Распределение доходов Федерального бюджета в 2010-2012 гг. в млрд. руб.

 

 

2010

Уд. Вес  в%

2011

Уд. Вес  в %

2012

Уд. Вес  в %

Темп Роста 1, в %

Темп Роста 2, в %

Доходы

7781

100

9276

100

7337

100

119,21

79,10

из них:

665,3

8,55

761,1

8,21

195,4

2,66

114,40

25,67

налог на прибыль организаций

единый социальный налог

399,2

5,13

506,8

5,46

509,8

6,95

126,95

100,59

налог на добавленную стоимость:

1448

18,61

998,4

10,76

1177

16,04

68,95

 

117,85

 

 

на товары (работы, услуги),   реализуемые на территории   Российской Федерации

на товары, ввозимые на территорию   Российской Федерации

875,4

11,25

1134

12,22

873,4

11,9

129,52

77,03

акцизы по подакцизным  товарам   (продукции):

112

1,44

125,2

1,35

81,7

1,11

111,79

65,26

производимым на территории  Российской Федерации

ввозимым на территорию   Российской Федерации

26,5

0,34

35,3

0,38

19,8

0,27

133,21

56,09

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1171

15,05

1638

17,65

1007

13,73

139,90

61,47

Налоговые доходы всего:

4698

61,37

5198

57,03

3864

53,66

110,65

74,33

доходы от внешнеэкономической  деятельности

2426

31,18

3585

38,65

2683

36,57

147,76

74,85

доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

122,2

1,57

150,5

1,62

419,4

5,72

123,16

278,67

безвозмездные поступления

260,7

3,35

1,3

0,01

6,2

0,08

0,50

476,92

платежи при пользовании  природными ресурсами

58,4

0,75

111,8

1,21

63,5

0,87

191,44

56,80

доходы от предпринимательской  и  иной приносящей доход деятельности

0

0

0

0

1,4

0,02

0,00

0,00

Информация о работе Формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения