Формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение теоретико-практических основ формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения.
Для поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть сущность доходов бюджета;
- рассмотреть структура доходов;
- рассмотреть бюджет, который был составлен на три года.
Объектом исследования является сущность доходов федерального бюджета, их значение и структура.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 67.57 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Чем богаче страна, тем больше доходов у государства. Взимание доходов в бюджет - неоднозначный  процесс, он не просто обеспечивает финансовые потребности государства, но и оказывает  существенное влияние на состояние  производства, на социальную атмосферу  в стране, во многом определяет отношения  между членами общества и государством.

Данная тема в настоящее  время интересна и актуальна, потому что в предыдущие годы в  бюджете складывался огромный профицит. И ведь это не связано с уменьшением  расходов государства. Значит, увеличились  доходы. Благодаря этим доходам у  нас в стране образовался стабилизационный фонд.

Целью данной работы является рассмотрение теоретико-практических основ формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения.

Для поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

- рассмотреть сущность доходов бюджета;

- рассмотреть структура доходов;

- рассмотреть бюджет, который   был составлен на три года.

Объектом исследования является сущность доходов федерального бюджета, их значение и структура.

 Предметом исследования  работы является доходы бюджета.

В первой главе  представлены  понятия доходов бюджета, рассмотрен состав и роль поступлений государственных доходов. Дано понятие внебюджетных фондов и их классификация. Во второй главе проведен прогноз доходов бюджета на 2013 – 2015 годы.

Информационной базой  написания курсовой послужили работы следующих авторов: Годин А. М., Васильева Л.А.  , и др. информационные источники.

 

 

 

    1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВА

1.1. Сущность доходов государства

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в  безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти Российской Федерации, ее субъектов  и органов местного самоуправления [3, c. 8].

Обеспечение доходной базы бюджета тесно связано с проблемой  социальной справедливости, и, хотя невозможно добиться того, чтобы все граждане были во всем довольны государством, надо стремиться к минимизации возможного недовольства. Поэтому разностороннее воздействие процесса формирования доходов бюджета на экономику  и общество предполагает надежное обоснование  всех действий организаций и лиц, уполномоченных на сбор этих доходов. Обоснованием должны служить прежде всего нормы права, законы, в которых  зафиксированы решения законодательной  и исполнительной власти по данному  вопросу. Сбор доходов бюджета требует  соответствующей организации, и  во всех странах имеются специальные  ведомства, занятые этим важным делом, часто их бывает несколько. В России, к примеру, за поступление бюджетных  доходов отвечают федеральные службы по налогам и сборам и по таможенным доходам.

Большое разнообразие экономических  отношений порождает множественность  видов доходов в хозяйстве, а  отсюда следует и необходимость  иметь систему доходов бюджета, так как отдельные виды бюджетных  доходов существенно различаются  по объектам получения, способам взимания, по своей социальной и экономической  значимости.

Система бюджетных доходов  формируется исторически, она должна быть достаточно стабильной, чтобы  иметь возможность опираться  на уже сложившиеся традиции, но вместе с тем она и подвижна, так как происходят существенные изменения в экономике и в  обществе, и она должна на них  реагировать.

Доходы бюджетов в литературе классифицируют по разным признакам:

- по социально-экономическому  признаку;

- по условиям зачисления  доходов в соответствующие бюджеты;

- по юридическим формам  доходов.

По социально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходы от хозяйствующих субъектов  вне зависимости от формы собственности, на основе которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую) деятельность, и от граждан. По юридическим  формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые [4].

В настоящее время в  России сложились три основные группы бюджетных доходов: налоги, неналоговые  доходы и доходы бюджетных целевых  фондов. Кроме этого, имеются еще  и безвозмездные поступления. Эти  поступления связаны обычно с  движением средств между бюджетом и внебюджетными и бюджетными целевыми фондами, между разными  видами бюджетов внутри бюджетной системы, с использованием резерва средств, не включаемого в бюджет. Могут  быть и поступления денег от отдельных  экономических субъектов. В целом  эта статья доходов в консолидированном  бюджете составляет менее процента общей величины доходов. Выделение  третьей группы - доходов бюджетных  целевых фондов - объясняется нынешней спецификой политической и финансовой жизни России, эти доходы не имеют  принципиального отличия от налогов  и неналоговых платежей по своему экономическому смыслу, поэтому фактически выступают две самостоятельные  группы доходов бюджета - налоги и  неналоговые платежи.

 

1.2. Состав и роль поступлений государственного бюджета

Система поступлений бюджета  государства определяется содержанием  социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая база общества построена на частной собственности, то доходы представляют собой изъятие  государством средств у других экономических  субъектов. Напротив, когда экономика  строится на общественной (социалистической) собственности, то поступления бюджета являются результатом командно-административного перераспределения стоимости единого государственного субъекта. Незначительную долю составляют платежи из личного достояния физических лиц.

В обществе с рыночной экономикой источниками внутренних поступлений могут быть чистый доход, национальный доход и национальное богатство страны. К внешним источникам относятся национальный доход и национальное богатство зарубежных государств. Эти поступления - результат осуществления специальных финансовых и нефинансовых (силовых) методов международного перераспределения (изъятия) стоимости. В историческом плане наблюдались различные формы пополнения государственной казны.

За счет успешно проводимых войн, захватов чужой территории и  других видов агрессии контрибуция  и т.д.). С другой стороны, длительное время существовали финансово-экономические  методы аннексии (например, эмиссия  зарубежных денежных знаков демпинговая  политика, принудительные валютные клиринги). В настоящее время широкое  распространение получили различные  международные займы.

Известны пять основных видов  поступлений государственного бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, займы, эмиссии и трансферты. В реальной действительности их соотношение неодинакова и определяется различными факторами:

- характером кредитно-денежной  и финансовой политики;

- экономическим состоянием  страны;

- политико-экономической  конъюнктурой;

- конкретными особенностями  исторического периода.

Налоговые поступления присущи мирному, политически стабильному периоду развития государств. Они служат основой для всех звеньев бюджетной системы современных стран. Принципы и механизм налогообложения формируются государством и находят выражение в фискальной политике и налоговом менеджменте. В России к налоговым доходам относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы [4]. По существу, к ним следует отнести и поступления целевых бюджетных фондов. Они носят субъективный характер и зависят исключительно от особенностей бюджетного менеджмента в части финансирования государственных функций.

Государственные займы стоят по значимости поступлений на втором месте и имеют тысячелетнюю историю, но получили широкое распространение лишь в ХХ в., особенно в послевоенное время. Раньше они имели периодический характер, обусловленный чрезвычайными обстоятельствами (война, стихийные бедствия и т.п.). Займы не являются доходами в истинном смысле. Это денежные поступления, которые через определенное время необходимо вернуть, причем с доплатой в виде процентов. В действительности займы представляют собой лишь видимость доходов, которые оборачиваются чистыми расходами. Их положительная сторона заключается в возможности удовлетворения временных неотложных нужд при чрезвычайных обстоятельствах или в создании условий для резкого ускорения развития какого-либо процесса, интенсификации очень выгодной сферы жизнедеятельности (разработки богатого месторождения, подготовки кадров и: т.д.).

Различают внутренние и внешние  займы . Первые ведут к образованию внутреннего государственного долга, вторые - внешнего. Если выплата внутреннего долга поступает физическим и юридическим лицам своего государства, то обслуживание внешнего долга представляет чистый убыток, так как проценты уходят за пределы страны. Все это требует научно продуманного подхода к использованию заимствований и обязательного прозрачного отражения их в бюджетах.

К неналоговым доходам согласно действующей бюджетной классификации РФ относятся:

- доходы от государственной  (муниципальной) предпринимательской  деятельности и государственного  имущества, получаемые в виде  арендной платы за сдачу имущества,  дивидендов и процентов по  ценным бумагам, находящимся в  собственности государства, прибыли  государственных организаций (ЦБ  РФ и др.), платы за пользование  бюджетными средствами, предоставленными  другим бюджетам, иностранным государствам  или юридическим лицам;

- доходы от внешнеэкономической  деятельности государственных органов;

- доходы от платных  услуг;

- средства, полученные в  результате применения мер ответственности  (штрафы, конфискации, компенсации  и т.д.), а также средства, полученные  в возмещение вреда, и иные  суммы принудительного изъятия;

- другие (безвозмездные перечисления  различных физических и юридических  субъектов, клады, доходы от  разгосударствления и приватизации (продажи) государственного достояния,  государственные финансовые санкции  и т.д.).

Таким образом, размер неналоговых  доходов зависит от объемов и  результативности функционирования имущества  государства. Наибольшие доходы казна  должна получать от прибыли государственных  предприятий (ЦБ РФ, Газпром и др.) и дивидендов по акциям, находящимся  у государства. Что касается поступлений  от разгосударствления и приватизации государственного имущества (земли, различных  активов), то здесь доходов нет, а  есть лишь смена товарной формы стоимости  на денежную, осуществляемая, как правило, не в пользу государства [8].

Право на эмиссию денежной массы принадлежит представительным органам государственной власти, которые используют ее в случае недостатка поступлений для накрытия бюджетного дефицита. Эмиссия кредитных денег, применяемая для покрытия дефицита бюджета, непосредственно ведет к инфляции, так как происходит переполнение каналов обращения избыточной массой денежных средств. В данном случае инфляция служит мощным инструментом скрытого рыночного перераспределения (отчуждения) стоимости денежных средств массовых потребителей. Особенно страдают физические лица как конечные потребители продовольственных и промышленных товаров, а также услуг. Поэтому эмиссия служит негласным поступлением бюджетов, и о ее применении становится известно широкой общественности постфактум. Так было на протяжении всей истории товарно-денежных отношений: во время феодализма, при капитализме, в СССР при социализме; так остается и в настоящий период в России. Особенно широко эмиссия использовалась в 1990-1996гг. Бюджетным кодексом РФ эмиссия в качестве источника поступления бюджета не предусматривается, хотя в бюджетной классификации источников финансирования дефицитов первой группой покрытия дефицита бюджета указывается на "финансирование дефицита бюджета за счет кредита ЦБ РФ". Между тем трудно объяснить полное отсутствие эмиссии при значительной инфляции и росте объема денежной массы в 2001г. на 40% в номинальном выражении и только на 18% в реальном.

Трансферты (финансовая помощь) приняты исключительно в странах со сложной бюджетной системой, состоящей из нескольких бюджетных уровней и включают дотации, субвенции, субсидии и другие выплаты вышестоящих бюджетов нижестоящим [12]. Для большинства региональных и особенно местных образований они играют большую роль, поскольку составляют значительную долю доходов их бюджетов, достигающую в ряде случаев 70-80%. Характерной чертой дотаций и субвенций служит целевой характер. Так, это может быть помощь для поддержания минимальной бюджетной обеспеченности или специфических функций (административных, военных, экологических и т.д.) органов власти административно-территориальных образований.

Как уже отмечалось основными  видами доходов государства являются:

- налоги;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные перечисления.

Рассмотрим их более подробно.

Итак, главный источник доходов  государства - это налоги, они многочисленны  и весьма разнообразны, их можно  классифицировать по различным принципам: по объекту, по конечному плательщику, по методу платежа и др. Наиболее наглядно деление налогов по объекту  взимания. Налог может устанавливаться  либо непосредственно на уже полученный доход определенной величины, либо на операцию продажи товара или услуги, либо на конкретное имущество, собственник  которого и должен платить налог. Непосредственно в составе доходов  бюджета предусматриваются следующие  группы налогов:

- налог на прибыль (доход), прирост капитала, сюда включаются  налоги на прибыль предприятий  и налог на доходы физических  лиц;

- налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные  сборы; сюда включаются налог  на добавленную стоимость, акцизы  по товарам, производимым в  России, и по товарам, ввозимым  в Россию, сборы, налог с продаж  и др.;

- налоги на совокупный  доход. Это налоги в основном  для мелких предпринимателей, которые  в своем учете не отделяют  прибыль от валового дохода, здесь  же фигурирует налог на вмененный  доход;

- налоги на имущество;

- платежи за пользование  природными ресурсами. Эта группа  содержит очень много платежей, относящихся к различным природным  ресурсам (недра, континентальный  шельф, лесной фонд, водные объекты,  сюда же включаются экологические  платежи и платежи за право  пользования биологическими ресурсами;

- налоги на внешнюю  торговлю и внешнеэкономические  операции. Это в основном таможенные  платежи;

Информация о работе Формирования доходов федерального бюджета, обоснование их роли и значения