Формирование ценовой политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы очевидно, так как, любому коммерческому предприятию, что работает на рынке, следует иметь четкую ценовую политику, от качества разработки которой существенно зависят результаты её деятельности. Именно цены определяют структуру производства, движение материальных ресурсов, деление готовой продукции, уровень прибыльности, а следовательно, жизнеспособность предприятия. Поэтому ценовая политика должна формироваться в неразрывной связи со стратегической линией развития предприятия, со всеми изменениями, которых оно испытывает в жестких условиях рыночных отношений. Актуальность выработки ценовой политики предопределяется также и тем, что ошибки при определении цен могут оказываться не сразу, а спустя некоторое время, когда их негативное влияние превратится для предприятия в серьезную проблему.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Глава 1. Теория……………………………………………………………..4
Понятие «ценовая политика»…………………………………………………………….4
Этапы формирования ценовой политики предприятия…………..5
Этап 1. Постановка целей ценообразования…………………...6
Этап 2. Определение спроса на продукцию……………………8
Этап 3. Оценка издержек………………………………………12
Этап 4. Проведение анализа цен и товаров конкурентов……14
Этап 5. Выбор метода установления цен……………………..17
Этап 6. Установление окончательных размеров цен и правил ее будущих изменений…………………………………………24
Этап 7. Учет мер государственного регулирования цен……..27
Глава 2 Расчеты…………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………34

Вложенные файлы: 1 файл

gotovo_finans_pol.docx

— 92.36 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Псковский государственный университет

 

Факультет  менеджмента

Кафедра экономики и управления на предприятии

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Финансовая политика предприятия

Тема: Формирование ценовой политики предприятия

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр. 0013-02

 Алексеева В.А.

Руководитель

Звягенцева

Псков

2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

  1. Глава 1. Теория……………………………………………………………..4
    1. Понятие «ценовая политика»…………………………………………………………….4
    2. Этапы формирования ценовой политики предприятия…………..5
      1. Этап 1. Постановка целей ценообразования…………………...6
      2. Этап 2. Определение спроса на продукцию……………………8
      3. Этап 3. Оценка издержек………………………………………12
      4. Этап 4. Проведение анализа цен и товаров конкурентов……14
      5. Этап 5. Выбор метода установления цен……………………..17
      6. Этап 6. Установление окончательных размеров цен и правил ее будущих изменений…………………………………………24
      7. Этап 7. Учет мер государственного регулирования цен……..27
  2. Глава 2 Расчеты…………………………………………………………...29

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Ценовая политика является важнейшим механизмом, обеспечивающим многие приоритеты экономического развития организации. Она существенно влияет на объем операционной деятельности предприятия, формирование его имиджа и на уровень финансового состояния в целом. Ценовая политика представляет собой действенный инструмент конкурентной борьбы на товарном рынке.

          Актуальность данной работы очевидно, так как, любому коммерческому предприятию, что работает на рынке, следует иметь четкую ценовую политику, от качества разработки которой существенно зависят результаты её деятельности. Именно цены определяют структуру производства, движение материальных ресурсов, деление готовой продукции, уровень прибыльности, а следовательно, жизнеспособность предприятия. Поэтому ценовая политика должна формироваться в неразрывной связи со стратегической линией развития предприятия, со всеми изменениями, которых оно испытывает в жестких условиях рыночных отношений. Актуальность выработки ценовой политики предопределяется также и тем, что ошибки при определении цен могут оказываться не сразу, а спустя некоторое время, когда их негативное влияние превратится для предприятия в серьезную проблему.

Целью данной курсовой работы является изучение формирования ценовой политики предприятия.

      Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие «ценовая политика»
  2. Изучить этапы формирования ценовой политики предприятия

 

 

 

Глава 1.

1.1 Понятие «ценовая политика»

Цена — это ключевой элемент рыночной экономики, сердцевина ее хозяйственного механизма. Способ установления цены характеризует не только природу рынка, но и саму экономическую систему. В рыночной экономике цена определяет объем и структуру производства, движение материальных и денежных потоков, уровень жизни общества.

Каждый предприниматель, устанавливая цену на свой товар, использует ее как решающее средство для достижения поставленных в своем бизнесе целей. Важная роль ценового механизма для предприятия бесспорна. Настоятельной необходимостью для успешной предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики становится использование хорошо проработанной и научно обоснованной ценовой политики. Вместе с тем установление цен на продукцию предприятия в значительной мере является искусством: низкая цена вызывает покупателя ассоциацию с низким качеством товара, высокая - исключает возможность приобретения товара многими покупателями.

Ценовая политика предприятия - понятие многоплановое. Предприятие не просто устанавливает ту или иную цену, оно создает свою систему ценообразования, охватывающую весь ассортимент выпускаемой продукции, в которой учитывает различия в издержках производства и сбыта для отдельных категорий потребителей и для разных географических регионов, специфику в уровнях спроса; сезонность потребления товара и многие другие факторы. Кроме того, деятельность предприятия осуществляется в условиях постоянно меняющегося конкурентного окружения.

Ценовая политика предприятия (организации) — это деятельность ее руководства по установлению, поддержанию и изменению цен на производимые товары, направленная на достижение целей и задач фирмы.

1.2 Этапы формирования ценовой политики предприятия.

В рыночной экономике процесс формирования цены включает ряд этапов: 

Этап 1. Постановка задачи ценообразования.

Этап 2. Определение спроса на продукцию (товары, работы, услуги).

Этап 3. Оценка издержек.

Этап 4. Проведение анализа цен и товаров конкурентов .

Этап 5. Выбор метода установления цен.

Этап 6. Установление окончательных размеров цен и правил ее будущих изменений

Этап 7. Учет мер государственного регулирования цен.

.  
1.2.1. Этап 1. Постановка целей ценообразования.


В процессе ценообразования предприниматель, прежде всего, должен определить, каких целей он желает достичь с помощью продажи своего товара. При формулировании целей ценообразования обычно ориентируются на стратегические цели предпринимательской деятельности. Наиболее распространенные цели таковы.

1) Выживание предприятия. Эта цель может рассматриваться как краткосрочная. В условиях конкурентного рынка предприятие часто идет на снижение цен для ликвидации запасов продукции на складе. При этом прибыль теряет свое значение. Производство будет осуществляться до тех пор, пока цена, установленная на нижнем пределе, покрывает хотя бы издержки.

2) Краткосрочная максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности, что в свою очередь увеличивает доходность и расширяет инвестиционные возможности фирмы. Эту цель наиболее целесообразно ставить в краткосрочной политике цен. В перспективном плане она является производной от глобальной цели — максимизации ценности фирмы, т.е. максимальной стоимости ее активов при продаже их по рыночным ценам. Реализуя в своей деятельности эту цель, предприятие делает основной упор на краткосрочные ожидания прибыли и мало учитывает долгосрочные перспективы работы на рынке. Также слабо принимаются во внимание ответные действия конкурентов и меры воздействия государства, направленные на регулирование деятельности рынка. Однако именно эта цель наиболее часто выдвигается предприятиями в условиях формирования и становления рынка в России.

3) Краткосрочное максимальное увеличение сбыта продукции. Предприниматели исходят из того, что увеличение объема сбыта приведет к снижению затрат на единицу продукции и, как следствие, к увеличению прибыли. Учитывая чувствительность рынка к уровню цены, руководство фирмы устанавливает цену на минимально допустимом уровне. На какое-то время это обеспечивает расширение ниши рынка, занимаемой предприятием. Однако политика низких цен может обеспечить положительный результат только в том случае, когда чувствительность рынка к ценам очень велика и расширение объема производства сопровождается снижением издержек производства.  Это очень рискованная политика,  так как может привести к развязыванию ценовой войны.

4) Завоевание лидерства на рынке и в определении цен. Эту цель преследуют, как правило, крупные компании, она отражает положение фирмы на рынке при установлении общих ценовых уровней. Стремление к завоеванию лидерства может проявляться и в производстве продукции гарантированно высокого качества. В этом случае предприятие, которому удается на протяжении многих лет сохранять за собой такую репутацию, устанавливает более высокую цену по сравнению с конкурентами, чтобы компенсировать повышенные затраты.

 

1.2.2. Этап 2. Определение  спроса на продукцию

Спрос на продукцию является одним из основных внешних для предприятия факторов ценообразования. Спрос отражает потребность покупателей в товаре, желание и возможность его приобрести. Подкрепленный бюджетным ограничением потребителей спрос определяет максимально возможную цену, по которой предприятие способно продать свой товар. Спрос — подвижный элемент рынка, на него оказывают влияние такие факторы, как цена товара, его качество, покупательная способность, вкусы и предпочтения потребителей.

 Оценивая спрос, предприятие  должно обратить внимание:

 ■ на эластичность  спроса по цене, которая показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар  на 1%. С этой точки зрения товары  бывают абсолютно неэластичными, единичными, эластичными и неэластичными;

 ■ на перекрестную  эластичность, которая показывает, на сколько процентов изменится  спрос при изменении цены на  другой товар. С этой точки  зрения товары бывают взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми и нейтральными  относительно друг к другу.

 Еще один важный  момент — оценка экономических  и психологических возможностей  покупателей платить за товар  установленную цену. Некоторые предприятия  предлагают покупателям нового  товара самим назначить цену  и продают товар на рынке  по этой цене, что способствует  повышению популярности предприятия  у потребителей и служит рекламой.

Определение спроса на продукцию (товары, работы, услуги). Определяется не емкость рынка, а объемы продажи товаров при различных уровнях цен. Графически зависимость продаж от уровня цен приведена на Рис. 1.

 

          Рис.1 Зависимость продаж от уровня  цен

График эластичности по цене показывает, насколько сокращается объем проданных товаров при росте цен на них, насколько он может возрасти при их снижении. Отсюда следует: не всегда хорош максимальный объем продаж при минимальной цене, как и максимальная цена при минимальном объеме продаж. 

Эластичность спроса и предложения (или эластичность по цене) — это количественное изменение спроса и предложения в ответ на изменение цены. Определяется с помощью коэффициента эластичности:

  1.  

где  1. — коэффициент эластичности;

 

             2.— коэффициент спроса и предложения.

Возможны классические варианты развития эластичности спроса:

 

  1. Эластичный спрос — увеличение спроса при снижении цен ведет к общему увеличению дохода производителя;

 

  1. Единичный эластичный спрос — снижение цен ведет к росту спроса и выпуска при сохранении дохода;

 

  1. Неэластичный спрос — темп роста выпуска и дохода меньше темпа снижения цен.

 

Эластичность спроса определяется по отдельным товарам, которые делятся на товары с неэластичным и эластичным спросом.

Для товаров первой группы объемы продаж почти не меняются при росте цен.

К этой группе относятся:

  1. Товары первой необходимости (хлеб, соль и т. п.);
  2. Товары, которым нет замены или которые производит монополист (автомобили и т. п.);
  3. Товары, к которым потребители привыкли, и им трудно менять свои привычки;
  4. Товары, повышение цен на которые оправдано ростом качества или инфляцией.

Информация о работе Формирование ценовой политики предприятия