Формирование прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1 Экономическая сущность прибыли и источники ее формирования 6
1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета 12
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия 17
2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ЧП «СДОБУШКА» 22
2.1 Технико-экономическая характеристика ЧП «Сдобушка» 22
2.2 Анализ состава и структуры прибыли ЧП «Сдобушка» 26
2.3 Анализ рентабельности ЧП «Сдобушка» 30
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

2310 -курсовая работа.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

 

Представим показатели  рентабельности на рис.  2.5

Рисунок 2.5 - Экономические показатели рентабельности ЧП «Сдобушка» ,%

,

Общая рентабельность  показывает, сколько чистой прибыли (чистый экономический эффект) приходится на рубль всей реализованной продукции.

Таким образом, общая рентабельность показывает эффективность функционирования ЧП «Сдобушка».   За период с 2009 по 20101 гг. данный показатель снизился. Снижение общей рентабельности в динамике может быть следствием падения платежеспособного спроса на услуги предприятия или перенакопления ресурсов.

Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала и показывает, сколько чистой прибыли приходится на рубль собственного капитала. С 2010  по 2011 г. она сократилась  на 19,6%, что позволяет  говорить о неэффективной политики управления собственным капиталом  на предприятии. 

Рентабельность активов — индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств.  В данном случае она увеличилась с 2009  по 2010   на 10,1 %, а в 2011 снизилась на 8,2%

Рентабельность затрат - показывает эффективность текущих затрат. Данный показатель с 2009 по 2010 гг. сократился  8,1%, а в 2011  на 1,4 % что говорит об снижении эффективности текущих затрат.

Период окупаемости собственного капитала  снизился с 2010 по 2011 г.   на  2 дня   что является неблагоприятной тенденцией.

Для анализа рентабельности, используют следующую факторную модель:

R = P/N, или

R = (N - S)/N * 100

где Р - прибыль; N - выручка; S - себестоимость.

R 0= (N - S)/N * 100  =  (5303 -4027 ) /5303 = 0,24

R1=  ( 8225 – 6850) / 8225= 0,17

При этом влияние фактора изменения цены на продукцию определяется по формуле:

ΔRN = (N1 - S0)/N1 - (N0 - S0)/N0

ΔRN = (  8225 – 4027) / 8225 – ( 5303 – 4027) / 5303 = 0,51 – 0,24= 0,27

Соответственно, влияние фактора изменения себестоимости составит:

ΔRS = (N1 - S1)/N1 - (N1 - S0)/N1

ΔRS = (8225 – 6850) / 8225 -  (8225- 4027)/ 8225 =  0,17- 0,51 = -0,34

Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

ΔR = ΔRN + ΔRS

ΔR =  0,27 + ( - 0,34)=  -0,07

Таким образом, изменение рентабельности за счет факторных отклонений равно -0,07.

Итак, ЧП «Сдобушка» - торговое предприятие г. Барнаула.

В анализируемом периоде выручка от продаж  в 2009 г.  выручка увеличилась более чем в 2 раза и составила 5303 тыс.руб., в 2010 году её размер увеличился на 55,1 % по отношению к 2009 году и составил 8 255 тыс.руб. Рост выручки связан с повышением объема продаж.

Рентабельность продаж снизилась по сравнению с 2009 годом на 6,55 %.

Рентабельность собственного капитала снизилась в целом на 60,9 %. Снижение показателя было вызвано снижением рентабельности продаж и капиталоотдачи. Т.е. произошло снижение прибыльности каждого рубля полученной выручки, снижение эффективности использования авансированного капитала, снизилась сумма выручки полученной с рубля вложенных средств.

Положительное влияние на изменение уровня рентабельности собственного капитала оказали рост коэффициента качества прибыли и коэффициента финансовой зависимости.

Произошло снижение  общей  рентабельности вследствие падения платежеспособного спроса на услуги предприятия или перенакопления ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 

 

На основе проведенного анализа показателей деятельности  ЧП «Сдобушка»можно предложить следующие направления стратегии его развития.

Для повышения доходов торговой организации ЧП «Сдобушка»рекомендуется следующее:

1. Рост числа покупок  со стороны потребителей может быть спровоцирован созданием дисконтной системы в ЧП «Сдобушка». Дисконтная карта будет предоставляться покупателям в магазине при покупке на сумму от 500 рублей и выше.

На создание дисконтной карты в количестве 1000 экземпляров по сведениям компании «Аско -Рам» (г. Барнаул ул. Папаницев, 135) будет потрачено 15 тыс.рублей. Число покупателей, совершивших покупку в магазине «Кинедеркнехет», в день на сумму 500 рублей и более составляет 15 человек. С учетом наличия дисконтной системы количество потребителей, по мнению специалистов компании «Аско -Рам» и руководства магазина, увеличится до 21 человек (то есть на 6 человек). Соответственно дополнительная прибыль для ЧП «Сдобушка»составит:

П = (6×500) – 90 (стоимость 6 дисконтных карт) = 2910 руб.

Прибыль от мероприятия будет составлять примерно 2910 рублей в день.

2. Организационная структура управления это — целостная совокупность соединенных между собой информационными связями элементов объекта и органа управления. Создать эффективную структуру управления в ЧП «Сдобушка» возможно путем сокращения должности бухгалтера, так как предприятие по торговой площади является средним, помощь бухгалтера нужна только при оформлении документов в инспекции Октябрьского г. Барнаула, остальные обязанности может исполнять директор магазина.

Также  возможно сокращение должности специалист по подбору кадров эти функции может выполнять заместитель директора  ЧП «Сдобушка».

Новая структура управления ЧП «Сдобушка»будет выглядеть следующим образом:









 

 

Рисунок 3.1-  Обновленная организационная структура управления  ЧП «Сдобушка»

 

 

С учетом привлечения внештатного бухгалтера, размер его вознаграждения в месяц будет составлять 5900 рублей, а заработная плата действующего бухгалтера в ЧП «Сдобушка» составляет 13 тыс. руб., соответственно экономия будет равна 8 тыс.руб. в месяц, не учитывая налоги на страховку, отчисления в пенсионный фонд за действующего работника.

Поэтому доходная часть ЧП «Сдобушка»» увеличится в год на 96 тыс. руб. (8 × 12). Сокращение   штатной единицы специалиста по кадрам  позволит увеличить доходную часть ЧП «Сдобушка» на 84  тыс. руб. ( 7× 12).

3. Руководителю  торгового  предприятия ЧП «Сдобушка» можно порекомендовать ввести такую дополнительную услугу как предоставление бесплатных пакетов покупателям (с фирменной символикой магазина) для упаковки купленных товаров. В свою очередь данное мероприятие будет реализовывать рекламную функцию для данного торгового предприятия. Расходы на создание 1000 пакетов с символикой ЧП «Сдобушка» будут составлять 1000 рублей. По статистическим данным, реклама приводит к увеличению товарооборота на 4%, соответственно доходная часть ЧП «Сдобушка» увеличится на 329 тыс. руб. за год.

Обобщим предложенные мероприятия по увеличению доходной части  торгового предприятия ЧП «Сдобушка» в таблице 3.1.

Таблица 3.1 - Мероприятия по увеличению доходной части  торгового предприятия ЧП «Сдобушка»

Мероприятие

Доходная часть

1

2

Создание дисконтной системы

Прибыль от мероприятия будет составлять примерно 2910 рублей в день

Создание эффективной структуры управления за счет сокращения должности бухгалтера  и специалиста по кадрам.

Доходная часть  торгового предприятия ООО «Киндеркнехет » увеличится в год на 180 тыс. руб. 

Создание пакетов с символикой магазина

По статистическим данным, реклама приводит к увеличению товарооборота на 4%, соответственно доходная часть магазина «Киндеркнехет» увеличится на 329 тыс. руб. за год


 

Следовательно, доходная часть торгового предприятия, в том числе и показатели рентабельности  ЧП «Сдобушка» г. Барнаула будут повышены за счет ряда мероприятий, с помощью которых предприятие обретет большую известность, увеличит количество новых и постоянных покупателей, в итоге – повысит финансово-хозяйственные показатели своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом, можно сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования:

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности торгового предприятия. Однако финансовым результатом может выступать не только прибыль, но и убыток, возникший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или недополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшением объемов поставок товаров, снижением покупательского спроса.

Торговля - одна из основных отраслей народного хозяйства страны. Она - прямое продолжение процесса производства в сфере обращения, поскольку производство считается завершенным лишь после доведения товара до потребителя. Это производство не ради производства товара, а ради потребления. Поэтому торговое предприятие выступает важным звеном экономики и от эффективности его работы зависит и общая экономическая ситуация в стране.

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Доходы приводят к увеличению прибыли и капитала собственника только за счет прибыли, остающейся в распоряжении собственника и переданной экономическому субъекту для расширения деятельности и решения социальных проблем.

Основным показателем эффективности торговой организации является прибыль. Это связано с тем, что в прибыли концентрируется эффект всей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Кроме того, прибыль является основным собственным внутренним финансовым источником, обеспечивающим развитие торгового предприятия на принципах самофинансирования.

Рентабельность  -  показатель экономической эффективности деятельности предприятия. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Рентабельным считается предприятие, которое приносит прибыль.

Рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

В соответствии с этим в анализе финансовых показателей используются следующие группы показателей относительной доходности:  рентабельность продукции, работ, услуг,  рентабельность производственных фондов,  рентабельность всего имущества (всех активов),  рентабельность вложений (инвестиций) и ценных бумаг. Доходность продукции (работ, услуг) характеризуется показателями:  рентабельность реализации (оборота, продаж),  рентабельность выпущенной продукции,  рентабельность отдельных изделий.

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

 ЧП «Сдобушка» - торговое предприятие г. Барнаула.

В анализируемом периоде выручка от продаж  в 2009 г.  выручка увеличилась более чем в 2 раза и составила 5303 тыс. руб., в 2010 году её размер увеличился на 55,1 % по отношению к 2009 году и составил 8 255 тыс. руб. Рост выручки связан с повышением объема продаж.

Рентабельность продаж ЧП «Сдобушка»снизилась по сравнению с 2008 годом на 6,55 %.

Рентабельность собственного капитала снизилась в целом на 60,9 %. Снижение показателя было вызвано снижением рентабельности продаж и капиталоотдачи. Т.е. произошло снижение прибыльности каждого рубля полученной выручки, снижение эффективности использования авансированного капитала, снизилась сумма выручки полученной с рубля вложенных средств.

Положительное влияние на изменение уровня рентабельности собственного капитала оказали рост коэффициента качества прибыли и коэффициента финансовой зависимости.

Произошло снижение  общей   рентабельности вследствие падения платежеспособного спроса на услуги предприятия или перенакопления ресурсов.

Для совершенствования  торгового процесса   и увеличения показателей  рентабельности и прибыли в ЧП «Сдобушка»  был предложен  ряд мероприятий, направленных на увеличение доходности это:  создание дисконтной системы,  сокращение должностей бухгалтера и специалиста по кадрам и  выпуск пакетов с символикой  торговой организации в рамках проведения рекламных мероприятий.

Рассчитанные   показатели, позволяют сделать вывод о том, что   внедрение предложенных мероприятий, является экономически выгодным для  ЧП «Сдобушка»и позволят получить торговому предприятию дополнительный доход.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н. (ред. Приказа Минфина РФ от 07.05.2003 № 38н). – Консультант Плюс.
  2. Доходы организации: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 9/99) утверждено приказом Минфин РФ от 06.05.1999 г. №32 н. – Консультант Плюс.
  3. Расходы организации: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 10/99), утверждено Минфин РФ от 06.05.1999 г. №33н. – Консультант Плюс.
  4. Учет материально-производственных за ов: Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 5/01), утверждено приказом Минфин РФ от 09.06.01 № 44н. - Консультант Плюс.
  5. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник / В.Е. Губин, О.В. Губина. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. - 336 с.
  6. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пос. / И.Т.Абдукаримов, М.В.Беспалов. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 215 с.
  7. Астахов, В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебное пособие/ В.П. Астахов. - М.: ИКЦ Март, 2009. – 928 с.
  8. Бабаев, Ю.А. Бухгалтерский учет: учебник / Ю.А. Бабаев. – М.: Век, 2013. – 468 с.
  9. Богатая,  И.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Высшее образование» / И.Н. Богатая, Н.Н. Хаханова.   – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 608 с.
  10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учеб. пос. / под ред. Ю.И.Сигидова и А.И.Трубилина - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 366 с.
  11. Бухгалтерский управленческий учет: чебное пособие / Н.П. Кондраков, М.А. Иванова. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с.
  12. Ефимова, О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. – М.: Бух.учет, 2010. – 351 с.
  13. Илышева, Н. Н. Анализ финансовой отчетности [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 «Финансы и кредит» / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 431 с.
  14. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова. – М.: Проспект, 2010.-390 с.
  15. Кожинов, В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: учебно- метод. Пособие / В.Я. Кожинов. –М.: Экзамен, 2011. – 319 с.
  16. Кравченко, Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / Л.И. Кравченко. - М.: Новое знание, 2009.-200с.
  17. Любушин, Н.П., Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дькова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2010. –    471 с.
  18. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. -208 с.
  19. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. -  М.: Инфра-М, 2012.-  536 с.
  20. Стоянова, Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика / Е.С. Стоянова.  –М.: ИНФРА-М, 2010.-300с.
  21. Финансовый менеджмент: учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка.- М.: Финансы и статистика, 2010.- 380 с.
  22. Экономика организации: учебник / Е.Н. Кнышова, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2012. - 336 с.
  23. Экономика фирмы: Теория и практика: учебное пособие / Л.Г. Паштова.- М.:  Феникс, 2011.- 269 с

Информация о работе Формирование прибыли и рентабельности предприятия