Формирование прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1 Экономическая сущность прибыли и источники ее формирования 6
1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета 12
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия 17
2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ЧП «СДОБУШКА» 22
2.1 Технико-экономическая характеристика ЧП «Сдобушка» 22
2.2 Анализ состава и структуры прибыли ЧП «Сдобушка» 26
2.3 Анализ рентабельности ЧП «Сдобушка» 30
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

2310 -курсовая работа.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим, как  должны корректироваться показатели  валовой прибыли в процессе распределения. Она уменьшается на:

- размер суммы доходов  от долевого участия в деятельности  других предприятий, которые  находятся  в пределах России;

- дивидендов,  которые  получены по акциям,  которые  принадлежат данному предприятию, а также с доходов по государственным  ценным бумагам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления;

- доходов  полученных  от сдачи имущества в аренду и других видов использования имущества.

Затем показатель  валовой прибыли следует  уменьшить на  размер суммы прибыли, которая получена от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий, от посреднических операций и сделок. Из валовой прибыли также следует  исключать  суммы прибыли,  на которую  установлены налоговые льготы. Оставшийся после  данных корректировок  размер валовой прибыли    является объектом налогообложения и  называется налогооблагаемой прибылью. С этого вида  прибыли  необходимо производить уплату в бюджет налог на прибыль. После уплаты  данного налога остается  показатель так называемой чистой прибыли, которая должна  находиться в полном распоряжении  предприятия и  может  быть использована  им самостоятельно. Прибыль, которая  остающаяся в распоряжении предприятия,  должна быть направлена  на дальнейшее развитие предпринимательской деятельности. Никакие органы власти, в том числе государство, не имеют права вмешиваться в процесс использования чистой прибыли предприятия. Условия рынка   способны определять различные  приоритетные направления собственной прибыли. Развитие конкуренции  способно вызывать необходимость расширения производственных процессов,  их совершенствований, удовлетворения материальных и социальных потребностей трудовых коллективов [3, с.158].

Показатель чистой прибыли выступает в  качестве источника пополнения собственных оборотных средств. Кроме прямого направления на производственные нужды чистая прибыль   может быть  направлена на:

- уплату процентов по кредитам,  которые были получены на восполнение недостатков собственных оборотных средств;

- приобретение основных  средств;

- уплату процентов по  просроченным и отсроченным кредитам.

За счет чистой прибыли  также производятся выплаты на  некоторые виды сборов и налогов, например, налога на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров, сборов со сделок по купле-продаже валюты на биржах, сборов за право торговой деятельности и др.

Наряду с финансированием производственных  процессов, прибыль,  которая остается в распоряжении предприятий,  может быть направлена на удовлетворение потребительских и социальных нужд. Так, из чистой прибыли  необходимо  производить выплаты единовременных поощрений и пособий работникам,  которые уходят на пенсию, а также надбавок к пенсиям. Производятся расходы  на  оплату дополнительных отпусков сверх установленной законодательством Российской Федерации продолжительности, оплачивается жилье, оказывается материальная помощь.

Кроме того,  следует производить расходы на бесплатное питание, по льготным ценам (исключение составляет специальное питание отдельных категорий работников, которое  относится на затраты производства в соответствии с действующим законодательством).

 

1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета

 

В рыночных условиях хозяйствования, когда организация осуществляет свою деятельность в целях получения прибыли, возникает необходимость управления ею с целью выявления факторов, оказывающих как позитивное, так и негативное влияние на ее размер.

Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования, поэтому необходимо управлять прибылью с целью ее максимизации.

Рентабельность – показатель эффективности, прибыльности, доходности бизнеса. Количественно рентабельность исчисляется как частное от деления прибыли на затраты, расход ресурсов, обеспечивших получение прибыли.

Таким образом, прибыль и рентабельность при анализе финансовых результатов взаимно дополняют друг друга.

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. [14, с. 89]

По мнению других авторов, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов  инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса. [9, с. 177]

Основные показатели рентабельности рассчитываются на основе 
выручки от реализации продукции, рентабельности продаж и затрат на 
производство (рентабельность основной деятельности):

- рентабельность продаж рассчитывается по формуле:

R 1 = Ф№ 2 стр. 2200 /ф№2 стр.2110*100 

            (1.1)


 

Рентабельность продаж показывает доходность реализации, то есть на сколько рублей нужно реализовать продукции, чтобы получить 1 рубль прибыли;

- рентабельность  внеоборотных активов рассчитывается  по формуле:

R 2 = Ф№ 2 стр.2400/ф№1 (стр. 1600 н+стр.1600 к) *100                    

                                                                             (1.2)

Рентабельность внеоборотных активов показывает на эффективное использование внеоборотных активов.

Рентабельность собственного капитала

R 3= Ф№ 2 стр.2400/ф№1(стр. 1300 н.+ст.1300 к)*100

 

(1.3)


 

Рентабельность собственного капитала отражает эффективность использования средств принадлежащих собственникам предприятия и служит основным критерием при оценке уровня котировки акции на бирже.

Рентабельность затрат  показывает эффективность текущих затрат. Рентабельность затрат   рассчитывается по следующей формуле:

                       R 3 = Ф№2 стр.2400/ ф№2стр 2120*100                                      

                                                                                                                                                     (1.4) 

Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.

Факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов, это:  совершенствование системы управления;  повышение эффективности использования ресурсов предприятия; индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

Повышение рентабельности может быть достигнуто как посредством увеличения сумм прибыли, так и путем снижения стоимости производственных фондов. Поскольку показатель рентабельности относительный, то его рост возможен при различных соотношениях темпов изменения прибыли и фондов. Важным фактором роста рентабельности в современных условиях является работа предприятий по ресурсосбережению, что ведет к снижению себестоимости, а, следовательно, к росту прибыли. Поскольку развитие производства за счет  экономии ресурсов намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов. Снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства.

При анализе финансовых результатов предприятия важное место занимает выбранная методика.

Под методикой анализа понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой-либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определённым образом подчинённых достижению цели анализа [15, с. 136].

Первым важным моментом любой методике является определение задачи и формулировка целей анализа.

Если рассматривать задачи и цели трёх предложенных выше методик, то в целом они одинаковы. Это:

- систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

- определение влияния как объективных, так субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

- оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

- разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Другим важным моментом каждой методике являются системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа.

На практике применяются различные методики анализа показателей прибыли и рентабельности. В настоящей работе проведем сравнение  методик Савицкой Г.В., Маркарьяна Э.А. и Герасименко Г.П., Шеремета А.Д.и Сайфулина Р.С. В данных трёх методиках объектом анализа являются финансовые результаты предприятия. Савицкая Г.В. в качестве показателей использует прибыль отчётного года, прибыль от реализации продукции, прибыль от прочей реализации и внереализациооные финансовые результаты. Наибольшее число показателей используется в методике Маркарьяна и Герасименко (10 показателей) и  включает в себя не только абсолютные, но и относительные показатели эффективности хозяйствования. Таким образом, в их методике наиболее подробно можно рассмотреть состав, динамику и выполнение плана по прибыли.

Следующим важным моментом является способ проведения анализа. Во всех трёх методиках используется способ цепных подстановок для проведения факторного анализа прибыли. Но помимо этого в методике Савицкой предлагается более простой приём абсолютных разниц, а Шеремет А.Д.  и Сайфулин Р.С. применяют для анализа систему линейных уравнений. [11, с. 250]

Сравнительная характеристика методик наглядно представлена в Приложении 1.

В качестве источника данных, на основании которых производится анализ, все авторы предлагают использовать данные финансовой отчётности ф.№2 «Отчёт о прибылях и убытках» и ф.№1 «Бухгалтерский баланс».

В качестве источника данных, на основании которых производится анализ, все авторы предлагают использовать данные финансовой отчётности ф.№2 «Отчёт о прибылях и убытках» и ф.№1 «Бухгалтерский баланс».

Что же касается выбора методики для анализа, то на наш взгляд наиболее оптимальной и доступной является методика, предложенная Савицкой Г.В. Для проведения анализа по данной методике достаточно иметь лишь данные бухгалтерской отчётности из бухгалтерского баланса, в то же время для проведения анализа по методике Шеремета А.Д. и Сайфулина Р.С. нужно иметь подробные данные о фактической себестоимости и объёмах реализованной продукции, о количестве произведённой продукции и многие другие, которые предприятие не всегда желает предоставлять. Методика Савицкой является наиболее глубокой по степени охвата показателей, влияющих на финансовые результаты деятельности предприятия и одновременно наиболее доступной и простой для понимания.

 

1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия  

 

Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности торгового предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

Информация о работе Формирование прибыли и рентабельности предприятия