Формирование прибыли и рентабельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1 Экономическая сущность прибыли и источники ее формирования 6
1.2 Рентабельность торгового предприятия: методика ее расчета 12
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность торгового предприятия 17
2 ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В ЧП «СДОБУШКА» 22
2.1 Технико-экономическая характеристика ЧП «Сдобушка» 22
2.2 Анализ состава и структуры прибыли ЧП «Сдобушка» 26
2.3 Анализ рентабельности ЧП «Сдобушка» 30
3 ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

2310 -курсовая работа.doc

— 432.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.

Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.

Прибыль — многозначная экономическая категория. От глубины ее познания и рациональности использования зависит эффективность коммерческого расчета, ценообразования и других экономических рычагов хозяйствования. Являясь источником производственного и социального развития, прибыль занимает ведущее место в обеспечении самофинансирования предприятий и объединений, возможности которых во многом определяются тем, насколько доходы превышают затраты.

Тема прибыли и рентабельности особенно остра для российских предприятий, поскольку затяжной экономический кризис, составляющими которого являются высокие налоги и неплатежи, значительно обесценивают получаемые прибыли. К тому же оказавшись с начала реформ в условиях “свободного экономического плавания”, предприятия уже не могут полагаться на государственную поддержку, они все больше действуют в условиях самоокупаемости и самофинансирования.

Объектом исследования дипломного проекта выступает ЧП «Сдобушка» - торговое предприятие г. Барнаула.

Предмет исследования  - финансово – хозяйственная  деятельность предприятия.

Целью написания работы является изучение методики расчета и анализа показателей прибыли и рентабельности и применение ее на практике для выявления путей повышения эффективности деятельности торгового предприятия.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. дать определение понятия прибыли и рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;

2. рассмотреть систему  показателей рентабельности в  соответствии с их классификацией  на показатели рентабельности  хозяйственной деятельности, финансовой  рентабельности и показатели  рентабельности продукции;

3.изучить информационную базу и методики  анализа рентабельности;

4. провести анализ финансово  – хозяйственной деятельности ЧП «Сдобушка»;

5. проанализировать уровень  и динамику рентабельности деятельности ЧП «Сдобушка»;

6.сделать необходимые  выводы и дать рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия объекта исследования.

Теоретической основой написания курсовой работы явилось, прежде всего, изучение законодательной и нормативной базы по постановке и развитию бухгалтерского учета и отчетности, а также монографий, учебников, учебных пособий и статей по вопросам анализа рентабельности предприятия.

В процессе написания дипломной работы особое внимание уделялось изучению работ таких авторов, как О.В. Ефимовой, Г.В. Савицкой, И.А. Бланка. В учебных пособиях О.В. Ефимовой дается методика как финансового анализа, так и анализа эффективности деятельности хозяйствующего субъекта. Данный автор предлагает систему показателей рентабельности, позволяющей проводить комплексную оценку эффективности текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Труды Г.В. Савицкой использовались в качестве инструментария аналитического исследования и методики факторного анализа показателей рентабельности. В трудах И.А. Бланка излагаются вопросы экономической сущности капитала предприятия и оценки эффективности его использования.

Практическая значимость работы состоит в разработке проекта внедрения нового оборудования на ЧП «Сдобушка», способствующего повышению показателей рентабельности на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 
1.1 Экономическая  сущность прибыли и источники ее формирования

 

Прибыль можно  охарактеризовать как совокупность денежного выражения накоплений, которые  могут  создаваться предприятиями  вне зависимости  от формы собственности. Как показатель  экономической категории  она  способна проводить характеристику финансовых результатов предпринимательской деятельности предприятий. Прибыль выступает в  виде показателя, который  в наиболее полной форме может  отражать показатели  эффективности производства, объема и качества произведенной продукции, состояния производительности труда, уровня себестоимости. Вместе с тем прибыль  может оказывать ряд  стимулирующих воздействий на укрепление коммерческих расчетов, интенсификацию производства  [4, с. 18].

 Показатели прибыли  занимают одно из центральных  мест в общей системе стоимостных  показателей и рычагов, связанных  с  управлением экономикой.

Прибыль выступает  важнейшим  показателем  по оценке деятельности предприятия,  а также в качестве источника, связанного с  его развитием, самофинансированием, материальным поощрением труда персонала.

Таким образом, прибыль можно охарактеризовать в качестве основного многозначного оценочного показателя результатов работы предприятий в условиях, связанных с становлением и развитием рыночных механизмов хозяйствования.

Прибыль как экономическая категория способна  отражать чистый доход,  который создан в сфере материального производства и других видах  предпринимательской деятельности.

 В качестве одного  из основных требований функционирования  предприятий в условиях  рынка  выступает безубыточность хозяйственной  деятельности, возмещение расходов  собственными доходами и обеспечение в определенных размерах показателей  прибыли и рентабельности деятельности.

Выступая  в качестве части чистых доходов общества, прибыль в сферах товарных обращений  может представлять собой  размеры стоимостных выражений части прибавочного продукта,  который создан в сфере обращения.

Значение показателей прибыли можно рассматривать, с одной стороны,  в качестве наиболее общего результата финансово-хозяйственной деятельности предприятия,  а с другой стороны,  в качестве формы денежных накоплений коммерческой фирмы. Прибыль предприятий  может выполнять в процесс деятельности выполнять определенные функции.

Экономическая -  в  процессе реализации данной функции показатели прибыли  способны  характеризовать  размер экономического эффекта,  который получен по   результатам деятельности предприятия.

Конечно,  используя только один универсальный показатель прибыли невозможно качественно  провести  оценку деятельности коммерческих фирм. Поэтому при проведении  анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия  необходимо использовать систему показателей. В целом,   показатели результативности деятельности предприятия  необходимо оценивать с помощью абсолютных и относительных показателей.

Стимулирующая. Так как прибыль одновременно выступает и в качестве финансового результата и основного элемента собственных средств предприятий, то выполнение принципа самофинансирования  можно определять размером полученной прибылью.  Увеличение показателей прибыли  способно создать финансовую основу  необходимую для проведения процессов, связанных с  самофинансированием деятельности предприятий, осуществлением расширенных воспроизводств и удовлетворением различных материальных и социальных потрясений трудовых коллективов.

Также за счет прибыли происходит выполнение всех  обязательств предприятий перед бюджетом. Прибыль в данном случае  может являться  в качестве одного из источников, которые  могут  использоваться для  формирования бюджетов разных уровней.

Значение прибыли в условиях рынка заключается  в том, что она  способна нацеливать товаропроизводителей на  увеличение показателей  объемов производства продукции, которые   необходимы потребителю, снижение  размеров затрат на производство и реализацию продукции. Все эти мероприятия  могут помочь достигнуть не только цель предпринимательства, но и удовлетворить общественные потребности.

Кроме того,  в качестве особенности прибыли в условиях рынка могут выступать процессы, которые  связаны не с накоплением ее в денежной форме, а расходованием на  различного рода, инвестиции и инновации. Возвращаясь через них, она  способна обеспечивать тем самым  показатели экономического роста предприятий и повысит его конкурентоспособности.

Итак, прибыль  можно  рассматривать в качестве   важнейшего  результата предпринимательской деятельности.

Для того чтобы  более эффективно  осуществлять управление прибылью, необходимо проведение объективного системного анализа  процессов, которые связаны с формированием, распределением и использованием прибыли, которые позволят выявить   совокупность резервов ее роста. Проведение такого вида  анализа важно как для внутренних, так и для внешних субъектов, поскольку увеличение показателей прибыли  способно определять  размеры роста потенциальных возможностей предприятия, повышать степень его деловой активности, увеличивать размеры доходов учредителей и собственников, характеризовать финансовое здоровье предприятия [2, с. 113].

Показатель общей (валовой) прибыли  представляет собой  размер суммы прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия  и доходов от внереализованных операций,  которые уменьшены на сумму расходов по  этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализованной продукции (работ, услуг)  можно определять   как разницу между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС  и акцизов и затратами на производство и реализацию,  которые включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). При  расчете показателей прибыли от реализации  основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения   необходимо учитывать разницу между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, которая должна быть  увеличена на  размер индекса инфляции.

Показатель общей (валовой) прибыли представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия  и доходов от внереализованных операций,  которые должны быть уменьшены на сумму расходов по  этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализованной продукции (работ, услуг)  следует определять в качестве  как разницы между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без НДС  и акцизов и затратами на производство и реализацию,  которые включены в себестоимость продукции (работ, услуг). При  расчете  показателя прибыли от реализации  основных фондов и иного имущества предприятия для целей налогообложения  следует  учитывать разницу между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимости этих фондов и имущества,  которая должны быть увеличена на размер   индекса инфляции.

Распределение и использование прибыли   следует определять в качестве  важного хозяйственного процесса,  который способен обеспечивать как покрытие потребностей предприятий, так и формирование доходов государства. Механизмы распределения прибыли должны быть построены таким образом, чтобы в полной мере способствовать увеличению эффективности производства, стимуляции новых форм хозяйствования. В зависимости от объективных условий общественного производства на различных этапах развития российской экономики система распределения прибыли менялась и совершенствовалась.  В  качестве одной из важнейших проблем, связанной с распределением прибыли как до перехода на рыночные отношения, так и в условиях их развития  выступает  проблема, связанная с оптимальным соотношением доли прибыли,  которая аккумулируется в доходах бюджета и остается в распоряжении хозяйствующего субъекта.

С развитием процессов в обществе, которые связаны с приватизацией и акционированием предприятия стали обладать правом, по использованию полученной прибыли по своему усмотрению, кроме той ее части,  из которой  производятся обязательные вычеты, налогообложение и другие направления,  которые  установлены действующим законодательством Российской Федерации. Итак,  все это  определяет  необходимость  разработки  четкой системы, связанной с  распределением прибыли на стадии,  которая предшествует образованию чистой прибыли, то есть прибыли,  которая остается в распоряжении предприятий.

Экономически обоснованная система, которая связана с   процессами по распределению прибыли в первую очередь   должна  обеспечить способность по выполнению финансовых обязательств перед государством и максимально удовлетворять  всю совокупность  производственных, материальных и социальных нужды предприятий и организаций.

Информация о работе Формирование прибыли и рентабельности предприятия