Формирование и развитеие финансовой системы РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Сущность понятий финансов и финансовой системы. Характеристика сферы и звенья финансовой системы. Проблемы финансовой системы РБ и пути их решения. Анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…..4
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ………………….…..5
1.1 Понятие финансовой системы…………………………………………………...5
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………......7
2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….13
2.1.Структура финансовой системы …………………………………………….....13
2.2 Бюджетная система Республики Беларусь…….………………………………14
2.3Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь
и других стран……………………………………………………………………….17
3.ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..20
3.1 Особенности формирования финансовой системы Республики Беларусь…..20
3.2 Проблемы финансовой системы Республики Беларусь и пути их решения...23
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

передФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РБ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

     Исходя из специфики финансовых отношений их можно разделить на две крупные сферы:

  1. финансы субъектов хозяйствования различных форм собственности (децентрализованные финансы);
  2. государственные или общегосударственные (централизованные) финансы.

     Определяющим признаком для вычленения отдельных сфер и звеньев является наличие в стране конкретных субъектов финансовых отношений. Таких крупных, глобальных субъектов в любом государстве два: субъекты хозяйствования и государство.

     Финансы субъектов хозяйствования представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных фондов предприятий. Они включают денежные отношения, которые возникают между: предприятиями (это главным образом плата за продукцию и услуги); предприятиями и вышестоящими организациями (образование централизованных фондов министерств и ведомств); предприятиями и входящими в них структурными подразделениями; предприятиями и государственным бюджетом (платежи в бюджет, финансирование из бюджета); предприятиями и учреждениями банков (получение кредитов, их возврат, уплата процентов за пользование кредитом) и др.

     В сфере финансов субъектов хозяйствования выделяют следующие звенья:

  1. финансы коммерческих организаций

     Финансы коммерческих предприятий (коммерческих организаций) являются основой всей системы финансовых отношений, поскольку именно на этих предприятиях в процессе производства создается решающая доля национального дохода страны — главного источника формирования как децентрализованных, так и централизованных фондов. От результатов деятельности коммерческих предприятий во многом зависит финансовое положение страны в целом. Финансовые ресурсы предприятий, работающих на принципах коммерции, состоят в основном из собственных средств (денежные доходы и накопления), а также из привлеченных и заемных средств.

  1. финансы некоммерческих организаций.
  2. финансы домашних хозяйств.

     Вторая крупная сфера общегосударственные финансы представляют собой систему денежных отношений, связанных с формированием централизованных фондов денежных средств и использованием их для выполнения функций государства.

     В состав общегосударственных финансов включаются следующие звенья: государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты), государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; государственный кредит.

     Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, милиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

     В силу своего особого положения государственный  бюджет взаимодействует с другими  звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам [16, с. 302].

     Бюджет страны состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц. В расходной части государственного бюджета указываются конкретные направления денежных средств, их количественные параметры. Решающая часть расходов бюджета используется на финансирование отраслей народного хозяйства и социально-культурные мероприятия. Относительно небольшой удельный вес в расходной части занимают расходы на содержание аппарата управления и оборону страны

     Вторым важным звеном общегосударственных финансов являются внебюджетные фонды. Они представляют собой средства правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов позволяет привлечь дополнительные финансовые ресурсы, которые затем используются на отдельные мероприятия. По своему экономическому содержанию внебюджетные фонды представляют собой форму перераспределения и использования финансовых ресурсов.

     Следующим важным звеном общегосударственных финансов является государственный кредит, посредством которого осуществляется формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и учреждений. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком (или заимодателем) денежных средств и физическими (юридическими) лицами, иностранными правительствами в процессе формирования и использования общереспубликанского фонда денежных средств. Государственный и муниципальный кредит это механизм объединения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения, при помощи таких финансовых инструментов как выпуск облигаций, государственных и муниципальных займов, лотерей. Банковский кредит обеспечивает аккумуляцию банками денежных фондов, за счет свободных денежных средств организаций и населения, которые хранятся на определённых счетах [16, с.305].

     Специфической сферой финансовой системы являются органы управления финансами — финансовый аппарат — третья сфера финансовой системы, называемая иногда институционной системой.

     Государство осуществляет руководство финансами, регулирует и направляет финансовую деятельность через свои законодательные и исполнительные органы, которые наделяются соответствующей компетенцией.

     Необходимо отметить, что состав и структура финансовой системы в стране не является неизменной. По мере развития и совершенствования экономических отношений в обществе, углубления процессов интеграции с Россией и другими странами в составе финансовой системы Республики Беларусь происходят определенные изменения. В целом финансовая система представлена на рисунке 1.1.

     Каждое  звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система  в целом — совокупность различных  сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Взаимосвязь каждой сферы и звена финансовой системы заключается в том, что они все в совокупности оказывают серьезное воздействие на процессы формирования фондов денежных средств, которые используются затем на финансирование многочисленных мероприятий. 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.1 - Схема финансовой системы Республики Беларусь

     Примечание: источник [41, с. 34 рисунок 2.1]

     Подводя итоги главы можно сказать, что финансы такая экономическая категория, которая характеризует процесс использования, распределения денежных средств в государстве централизованным или децентрализованным путём. Финансы - это экономический инструмент распределения и перераспределения совокупности общественного продукта и национального дохода. Это своеобразное средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное назначение их - путем образования денежных доходов и денежных фондов обеспечить не только потребности государства, а также предприятий, организаций, населения в денежных средствах, но и обеспечить контроль за расходом денежных средств. Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему. В самом общем виде финансовая система представляет собой совокупность и взаимодействие всех финансовых институтов определенного государства. Важнейшим звеном финансовой системы является государственный бюджет. О его сущности, структуре пойдет речь в следующей главе.

 

      2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  

      2.1.Структура финансовой системы  

       Финансовая система нашего государства  строится на принципах независимости,  гласности, самофинансирования, обеспечение  социальной справедливости.

       Согласно Конституции Республики Беларусь (ст. 232):

       «Финансово-кредитная система Республики  Беларусь включает бюджетную  систему, банковскую систему,  а также финансовые средства  внебюджетных фондов, предприятий,  учреждений, организаций и граждан. 

       На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика».

       В финансовой системе РБ можно  выделить следующие основные  звенья:

       I.Общегосударственные (централизованные) финансы включают в себя:

      1. Государственный бюджет (через него государство концентрирует, перераспределяет значительную долю своего дохода) в состав которого входят:

      1.1. республиканский бюджет;

      1.2. местные бюджеты; 

      1.3. государственные целевые бюджетные  фонды, в том числе: 

      a) республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки,

      b) государственный фонд содействия  занятости, 

      c) республиканский дорожный фонд,

      d) республиканский фонд охраны  природы, 

      e) «Энергосбережение»,

      1.4. доходы свободных экономических зон;

      2. Государственный кредит;

      3. Внебюджетные специализированные  фонды (Фонд социальной защиты  населения Министерства труда  и социальной защиты Республики  Беларусь и др.);

      4. Фонды имущественного и личного  страхования; 

       II.Финансы предприятий, учреждений, организаций (децентрализованые финансы)

       В условиях рыночных отношений  третьей сферой является финансовый  рынок, служащий для мобилизации  и эффективного использования  временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода[14,с.13]. Надо отметить, что в Белорусской экономике идет процесс становления финансового рынка  
 

      2.2.Бюджетная система Республики Беларусь 

       Бюджет как особая система  общественных отношений исторически  возникает и действует там,  где существует государство с  развитыми товарно-денежными отношениями.  Бюджетная система основывается  на экономических отношениях  и государственном устройстве  страны, на совокупности бюджетов всех ее государственных и административно-территориальных образований, объединенных на основе определенных принципов и имеющих между собой установленные законом взаимоотношения[15,с.23] .

       Бюджетная система Республики  Беларусь двухуровневая.

       Полнота бюджетов достигается  включением в них всех налогов,  определенных законодательством  Республики Беларусь, других обязательных  платежей и иных поступлений,  а также определением размера  и порядка расходования денежных  средств. 

       Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

       Гласность бюджетов требует доведение  до граждан через средства  массовой информации хода обсуждения  и принятия закона о бюджете,  решений местных Советов депутатов  о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

       Реальность бюджетов означает финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

       Самостоятельность бюджетов обеспечивается  наличием собственных источников  доходов и правом соответствующих  государственных органов самостоятельных составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет

       Согласно Конституции Республики  Беларусь (ст.133):

       «Бюджетная система Республики  Беларусь включает республиканский  и местные бюджеты. 

     Бюджет  Республики Беларусь устанавливается на один финансовый год с 1 января по 31 декабря календарного года.

Информация о работе Формирование и развитеие финансовой системы РБ