Финансовая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 22:25, курсовая работа

Краткое описание

В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «финансовая система». Вероятно, это связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков. В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных в одно целое», и «форма общественного устройства» и т.д

Содержание

Введение
Финансовая система: понятие и структура.
2.1 Финансовая система: денежные потоки и денежные фонды.
2.2 Функции финансовой системы.
3. Финансовая система Российской Федерации.
4. Библиография.

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовая система РФ..doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)


МИМЭО

Московский Институт Международных Экономических Отношений

 

 

 

 

 

Курсовая работа.

 

 

Тема: Финансовая система.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Дисциплина: Финансы.

                                    Подготовила: Гаврилова Екатерина

                                    Факультет: Международные Экономические Отношения

                                    Группа: 4МЭ-198(1)

                                    Принял: Зорин А.Л.

 

 

 

 

 

 

 

10.12.06

 

 

Содержание

 

  1. Введение
  2. Финансовая система: понятие и структура.

2.1 Финансовая система: денежные потоки и денежные  фонды.

2.2 Функции финансовой системы.

3.   Финансовая система Российской Федерации.

4.   Библиография.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению  понятия «финансовая система». Вероятно, это связано и с тем, что исходное понятие «система» имеет множество значений, оттенков. В словаре русского языка Ожегова под системой понимается и «форма организации чего-нибудь», и «совокупность организаций, однородных по своим задачам, или учреждений, организационно объединенных  в одно целое», и «форма общественного устройства» и т.д. ( Ожегов, с. 624)

Собственно, и финансовая система преимущественно рассматривается либо как «форма организации…», либо как «совокупность организаций…». Так, например, известный американский специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам, а также правительствам (Ван Хорн, с.32). По мнению Л.А.Дробозиной, финансовая система – это «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств» (Финансы. Денежное обращение. Кредит, 2000, с.77). Коллектив авторов под руководством Г.Б.Поляка трактует финансовую систему как «…совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства».

Нетрудно заметить, что приведенные выше определения финансовой системы как совокупности «сфер финансовых отношений», «финансовых отношений», «учреждений и рынков» не вполне корректны, так как заявленные совокупности не отвечают обязательному требованию, предъявляемому к системе, а именно – «однородности по своим задачам и организационно объединенных в одно целое».

Как видно в отношении финансовой системы нет однозначной трактовки.

Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:

- раскрытие основных звеньев финансовой системы;

- рассмотрение финансовой системы Российской Федерации;

- функции финансовой системы;

Использованная информация. При написании работы были использованы следующие источники информации:

- монографические статьи;

- учебники и учебные пособия;

- журналы периодической печати;

- всемирная сеть Internet;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансовая система: понятие и структура.

 

С учетом изложенного выше, финансовую систему будем рассматривать как форму организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений аккумулируются различные фонды денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов экономических отношений подразделяются на первичные и конечные.

Источником первичных доходов и накоплений является валовой внутренний продукт, который выступает в форме: заработной платы наемных работников, прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов; налоговых и иных платежей, включаемых  в себестоимость продукции (работ и  услуг), у государства, органов местного самоуправления.

Первичные доходы служат источником для дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределение прибыли и т.д.

Результатом такого перераспределения являются конечные доходы, которые выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные финансовые ресурсы также являются объектом последующего распределительного и перераспределительного процесса для использования по их целевому назначению.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов местного самоуправления.

Финансовый механизм представляет собой «систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов.

Понятие "финансовая система" употребляется в двух значениях: во-первых, как форма организации денежных отношений и, во-вторых, как система финансовых отношении. При этом понятие "система" предполагает наличие связей. С учетом этого финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

Внутри каждой из названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений, организаций) такие звенья, как финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах; финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность; финансы общественных объединений. В страховой сфере, где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страхования, в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков. В сфере государственных финансов - соответственно, государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.

Сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.

Государственный бюджет - это главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный доход государства. Иногда дают более простое и краткое определение: госбюджет - это роспись доходов и расходов государства. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения. И действительно, что можно сказать о стране, бюджет которой имеет огромный дефицит, т.е. предусмотренные в нем расходы значительно перекрывают планируемые доходы? Понятно, что в этом случае какие-то инвестиционные проекты останутся на бумаге, кто-то из бюджетников снова не получит вовремя зарплату, а финансовые дыры в одном месте будут лататься за счет образования дыр в других местах.

Проанализируем структуру расходной части госбюджета. Если основная или значительная часть расходов направляется на приобретение новых видов вооружения, на содержание армии, то это - милитаристский бюджет. Размеры социальных расходов в этом случае большими быть не могут, напротив, они крайне незначительны, а, следовательно, народ в такой стране хорошо жить не может. И совершенно другое дело, если основная часть ресурсов направляется на социальные цели: здравоохранение, образование, жилищное строительство, поддержку пожилых и т.д. Отметим, что в недавнем прошлом военные расходы доминировали в бюджете СССР. В настоящее время они, порой, ниже того минимума, который требуется для поддержания эффективной армии.

Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения (примерно 75-80%). Остальная доходная часть госбюджета пополняется за счет таможенных пошлин, государственного займа, денежной эмиссии.

Еще одним важным звеном являются местные финансы, роль, и влияние которых повышается. Центральную роль в этом звене играют местные бюджеты, которые не входят в состав государственного бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником социальной политики центральных властей.

Финансовую систему можно представить в виде следующей схемы (схема 1).

 

 

 

Функции финансовой системы.

Распределительная функция. Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Распределительная функция заключается в том, что за счет полученной выручки от реализации и внереализационных доходов (плата за аренду, полученные штрафы, курсовые разницы и т.д.) обеспечивается выполнение денежных обязательств перед бюджетом, банками и контрагентами.  Результатом является формирование за счет оставшейся прибыли целевых фондов денежных средств, поддержание эффективной структуры капитала, пропорций распределения национального дохода. Распределение денежных средств имеет место в процессе предпринимательской деятельности, когда они направляются непосредственно  по целевому назначению на покрытие затрат и формирование доходов.

Перераспределение  денежных средств -  это вторичное через централизованные фонды (бюджет, внебюджетные фонды и т.д.) обеспечивающие направление ресурсов в непроизводственную сферу. Перераспределение возможно благодаря изъятию части прибыли, созданной производительным трудом.

Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Совершающийся непрерывно кругооборот средств является стадией оборота капитала. Денежный оборот начинается с авансирования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежных средств возвращаются на предприятие в течение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации производственного или закупленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.

Контрольная функция. Контрольная функция финансов предприятия заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, формированием фондов денежных средств. Контроль имеет две формы:

- контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

- контроль за реализацией стратегии финансирования.

Финансовый служащий в первом случае опирается на систему санкций и поощрений, используя меры принудительного или, наоборот, стимулирующего характера.

Во втором случае, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

     Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых показателях имеющихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности. На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

 

 

 

 

Финансовая система Российской Федерации.

Основные этапы становления и развития финансовой системы в РФ.

 

Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на следующие сферы.

 

Финансовая система РФ претерпела изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. Она включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит).

Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970 – 1990 гг. концентрировалось 52 0 50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48 – 50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% - в местных бюджетах.

Преобразования финансовой системы в России началось раньше всех экономических структур, так как финансовая система плановой экономики не позволяла даже приступить к решению задач перехода к рынку.

Эти преобразования коснулись всех звеньев финансовой системы, которые были рассмотрены выше.

Информация о работе Финансовая система