Формирование и развитеие финансовой системы РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Сущность понятий финансов и финансовой системы. Характеристика сферы и звенья финансовой системы. Проблемы финансовой системы РБ и пути их решения. Анализ финансовых систем Республики Беларусь и других стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..…..4
1. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ………………….…..5
1.1 Понятие финансовой системы…………………………………………………...5
1.2 Сферы и звенья финансовой системы………………………………………......7
2.СОВРЕМЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ………………………………………………………………………….13
2.1.Структура финансовой системы …………………………………………….....13
2.2 Бюджетная система Республики Беларусь…….………………………………14
2.3Сравнительный анализ финансовых систем Республики Беларусь
и других стран……………………………………………………………………….17
3.ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ
СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………..20
3.1 Особенности формирования финансовой системы Республики Беларусь…..20
3.2 Проблемы финансовой системы Республики Беларусь и пути их решения...23
Заключение…………………………………………………………………………..27
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

передФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РБ.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

     Год 1992-й, безусловно, является отправной  точкой отсчета для оценки принимаемых  правительством решений в области государственных финансов. До этого такие решения принимались с учетом союзного правительства, Минфина СССР, других союзных управленческих органов. Развал СССР означал, что теперь только правительство республики ответственно за разработку и осуществление финансовой политики. В этой связи встает вопрос, было ли готово белорусское правительство к такому повороту и насколько грамотно оно действовало и продолжает действовать. То, что финансы становятся не на словах, а на деле ключевым рычагом воздействия на происходящие в экономике и социальной сфере процессы, кажется, было понятно сразу. Ведь нарастающие кризисные тенденции и отсутствие у руководителей всех уровней опыта борьбы с ними неминуемо приводили к тому, что последние стали искать помощи и защиты у правительства. Естественно, что речь шла, в первую очередь, о финансовой поддержке. Объективно правительство должно было сконцентрировать внимание на вопросах финансов и финансовой политики, как определяющих экономическую стратегию и социальную сферу.

     Опыт  частичных и непоследовательных реформ в обстановке все менее  строгой финансовой политики, трудности  с привлечением иностранных инвестиций и займов, ухудшающаяся внешнеэкономическая ситуация выдвигают на передний план необходимость как стабилизации, так и перестройки экономики и ее важнейшего элемента - финансовой системы. Происходящие в Беларуси процессы достаточно уникальны, что серьезным образом ограничивает применимость известных и рекомендуемых моделей. События в Беларуси демонстрируют неприемлемость прежде всего моделей неолиберального направления, в основе которых лежит деэтизация. приватизация, борьба с инфляцией сугубо монетарными методами.

     В отличие от других постсоциалистических государств, в Беларуси не наблюдается  элиминации организующей роли государства, приватизация осуществляется медленно, антиинфляционные меры представляют собой симбиоз монетарных и фискальных инструментов в сочетании с жесткими централизованными установками по ограничению цен.

     Воздействие финансов на процессы, происходящие в экономике и социальной сфере Республики Беларусь, осуществляется прежде всего посредством налогового и бюджетного методов. Значительные обязательства белорусского государства перед населением в социальной сфере, влияют на уровень налоговой нагрузки на экономику в Беларуси, делая его несколько выше, чем во многих странах. С учетом обязательных платежей в фонд социальной защиты населения и во внебюджетные фонды она составляет 49 процентов. В структуре доходов консолидированного бюджета 88 процентов приходится на налоги и 12 - на налоговые поступления. Налоговые поступления, в свою очередь, состоят из прямых и косвенных налогов: в настоящее время они находятся в состоянии 26,4 и 55,7 процентов. Более половины налоговых поступлений приходится на налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль. Существующий уровень налоговой нагрузки совершенно обоснованно критикуется как учеными, так  и представителями реального сектора экономики и индивидуальными предпринимателями. Заслуживает быть отмеченным такой факт, что 13 процентов доходов республиканского бюджета в 2002 году составляли штрафы и пени, а это больше, чем все налоги от внешней торговли и почти в три раза больше, чем налоги на фонд заработной платы

     Расходы государства, прежде всего, характеризуются финансированием из бюджета многочисленных экономических и социальных программ. Для Беларуси характерен в последнее пятилетие устойчивый рост расходов консолидированного бюджета, которые корреспондируют с динамикой ВВП республики. Анализ основных статей расходов свидетельствует об усилении социальной направленности бюджета. Расходы на эти цели за пять лет (с 1998 г. к 2002 г.) увеличились на 63 процента.

     Известно, что с советских времен бюджет республики является основным источником дотирования жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта. Но постепенно с учетом роста реальных доходов населения происходит сокращение бюджетных субсидий на покрытие убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства и общественного транспорта.

     При общем росте расходов на управление, оборону, правоохранительную деятельность их удельный вес к ВВП характеризуется стабильностью.

     Наиболее  значительная динамика характерна для  прямого финансирования отраслей реального сектора экономики и расходов на капитальные вложения. Так, по сравнению с 1998 г, они снизились соответственно с 3,3 % до 1.5 % и с 3 % до 1.7 % в 2003 г. (по отношению к ВВП).

     Неоднозначно  оцениваются расходы на сельское хозяйство. Их размер зависит от уровня реформированности сельскохозяйственного производства. При общем снижении прямого финансирования отраслей реального сектора экономики сельского хозяйства это коснулось в меньшей степени по сравнению с другими отраслями.

     Разбалансированность  государственных финансов в Беларуси - результат коренных преобразований в экономике республики в последнем десятилетии. Учитывая пагубные последствия дефицита бюджета для всего народного хозяйства, руководство республики проводит определенную работу по управлению дефицитом с учетом мирового опыта. Правительство последовательно проводит линию на сокращение удельного веса дефицита бюджета в ВВП. Так, если в 1999 г. дефицит составлял 2.9 процента к ВВП,  в 2002 г. - 0.4 процента, то в 2003 году дефицит республиканского бюджета составил 1,5% к ВВП, что свидетельствует о его нестабильности. [10, с. 16]

     С учетом рекомендаций международных  финансовых организаций и собственного опыта в Беларуси предприняты  достаточно серьезные шаги в направлении  совершенствования методов управления государственными финансами. Это, прежде всего, постепенный переход на казначейскую систему кассового исполнения бюджета.

     С созданием казначейства принципиально  изменился порядок исполнения бюджета. Постепенно реализуется принцип единства кассы, подразумевающий аккумулирование большинства, а в перспективе всех государственных средств на едином казначейском счете (ЕКС), с которого финансируются бюджетные расходы. Единый казначейский счет позволяет уйти от распыленности бюджетных средств по многочисленным счетам бюджетных учреждений в банковской системе (а их несколько тысяч). Это позволяет снизить заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках, а, следовательно, снижаются бюджетные издержки по обслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга. Технология проведения платежей с ЕКС заключается в том, что бюджетные средства минуя счета министерств, затем бюджетных учреждений, зачисляются непосредственно на счета предприятий и организаций, оказавших услуги бюджетной сфере.

       Распорядители бюджетных средств при заключении договоров на поставку товаров, выполнение работ для бюджетных организаций руководствуются «Положением о порядке оплаты расходов на закупку товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств», утвержденным Постановлением Министерства финансов 29.06.2000 г № 68.

     Таким образом, финансовый кризис, выражающийся в бюджетном дефиците, государственном  долге, инфляции, неплатежеспособности, пока не преодолен. Любые попытки  приостановить эти негативные явления  оказываются безуспешными. Потеряны или, вернее не найдены адекватные механизмы управления государственными финансами в новых условиях. Мы думаем, что здесь можно выделить две группы причин.

     Первую  группу составляют: деформированная  и монополизированная структура  производства, основанная на отсталой материально-технической базе; деградация отношений собственности, всеобщее огосударствление, утрата всвязи с этим нормальной хозяйственной мотивации, как на уровне трудового коллектива, так и отдельного работника. В совокупности эти факторы обусловили низкий уровень эффективности общественного производства, неспособность экономики к самопроизводству.

     Вторая  группа причин кроется в разрыве  хозяйственных связей, регионализации экономики, непродуманности и поспешности  шагов по созданию рыночных механизмов. 

     3.2 Проблемы финансовой системы  Республики Беларусь и пути  их решения 

     Недостатки  финансовой системы РБ:

     - Неэффективность налогообложения малого бизнеса.

       В условиях экономической конкуренции  наиболее важным является для  государства стимулирование приоритетных секторов экономики, в частности малого бизнеса, и в развитых странах накоплен огромный опыт.

       Среди особенно негативно влияющих  факторов следует отметить несовершенство  и чрезвычайную усложнённость  законодательной базы предпринимательской деятельности, преимущественно фискальный характер действующей в нашей стране системы налогообложения, отсутствие чёткой регламентации масштабов и сроков проведения проверок, проблемы финансирования на начальном этапе и др.

       Для решения этой проблемы необходимо уменьшить количество видов налогов, снизить ставку, расширить критерии применения упрощённой системы (ряд льгот в налоговой сфере), отменить авансовую оплату суммы налога, т. е. создать такие условия, при которых предпринимателю будет экономически невыгодно совершать налоговые правонарушения, и скрывать свои доходы. Пополнение бюджета будет гораздо интенсивнее не за счёт увеличения налогов, а за счёт увеличения стимулирования бизнеса, создание новых предприятий и, соответственно, роста налоговой базы.

       - Существуют проблемы недостаточности собственных средств у местных бюджетов базового уровня для финансирования своих расходов, их несбалансированности, а также проблемы формирования доходной базы.

       С целью укрепления доходной  базы местных бюджетов предлагается:

       - применять более прогрессивные методы планирования и прогнозирования доходов бюджета;

       - обеспечить оптимальное соотношение республиканских и местных налогов и сборов, прямых и косвенных налогов;

       - усилить роль рыночных источников в формировании доходов местных бюджетов (поступлений средств от приватизации государственной собственности, налогов на собственность и др.);

       - отказаться от такого источника поступлений, как штрафы и санкции на стадии планирования доходов бюджетов;

       - разработать механизм перевода убыточных отраслей на хозяйственный расчёт и самофинансирование с целю сокращения нагрузки на бюджет.

       - Недостатки налоговой политики и налоговой системы РБ:

       - Несоответствие количества и состава налогов европейским стандартам, а также стандартам РФ;

       - Высокий уровень налогов в ВВП;

       - Отсутствие налогового стимулирования эффективного использования ресурсов в инвестиционной активности;

     - Несовершенные пропорции налоговой системы и налоговых ставок, системы и порядка предоставления льгот;

     - Недостаточная защищённость налогоплательщика перед контролирующими органами и необоснованно высокие размеры санкций за налоговые правонарушения;

       В связи с этим государству  необходимо проводить такую политику, которая сделала бы налоговую систему более справедливой по отношению к налогоплательщиком, находящимся в различных экономических условиях, улучшила налоговую структуру. При этом должно быть обеспечено снижение издержек исполнения налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиком. Необходимо также снизить налоговую нагрузку на экономику.

       В настоящее время основная  налоговая нагрузка сконцентрирована  на двух объектах: выручке от  реализации продукции (работ,  услуг) и фонде оплаты труда.  Данная система неэффективна, во-первых, с точки зрения негативного влияния косвенных и смешанных налогов на потребительский спрос и конкурентоспособность белорусских товаров, а во-вторых, она отрицательно сказывается на развитии приоритетных отраслей национальной экономики. Предприятия с преимущественно трудоемким характером производства находятся в дискриминационном налоговом режиме по сравнению с материалоёмкими производствами.

       При прочих равных условиях  предприятия с трудоемкими производствами  несут налоговую нагрузку в 1,5 раза большую, чем с материалоёмкими.

       В рыночной экономике это может  иметь серьезные последствия,  связанные с «переливом капиталов»  и нарушением народно-хозяйственных  пропорций. Дискриминационная налоговая  политика по отношению к трудоемким в конечном итоге непременно скажется на общественном прогрессе.

       Принимая во внимание, что налоговые  системы в целом имеют относительно  постоянный характер, диспропорции  могут сохраняться в течение  длительного времени, усугубляя  неэффективность национальной экономики. Не случайно в «Основах мирового налогового кодекса» рекомендуется строгое соблюдение всех выработанных мировой практикой критериев налоговой политики и всестороннее обоснование методов государственного налогового регулирования развития отраслей народного хозяйства.

Информация о работе Формирование и развитеие финансовой системы РБ