Формирование государственного бюджета и его роль в развитии национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается изучить теоретические аспекты государственного бюджета и провести анализ формирования государственного бюджета Республики Беларусь на примере республиканского бюджета.
Для реализации данных целей поставлены следующие задачи: -изучить экономическую сущность и роль государственного бюджета, формирование состава доходной и расходной частей государственного бюджета и рассмотреть источники финансирования бюджетного дефицита. -Провести анализ республиканского бюджета, а именно доходные поступления за 2009-2011 гг., провести анализ исполнения плана по доходным поступлениям. -Подвести итоги анализа. -Предложить направления наращивания доходной части государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..…………………….
6
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета………………………….………………...…………………………....
6
1.2 Состав доходной и расходной частей государственного бюджета……………………...............................................................………...
9
1.3 Источники финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………………………
12

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА2009-2011 ГГ…………...……………………………………………………
17
2.1 Анализ динамики состава и структуры доходных поступлений в республиканский бюджет ……………………………………………………..
17
2.2 Анализ исполнения плана по доходным поступлениям в республиканский бюджет……………………………………………..............

20
3. НАПРАВЛЕНИЯ НАРАЩИВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………..………………............................................
23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………... 31

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть,введение,заключ,литература.docx

— 108.46 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в современном  мире бюджет не только не утратил своей  роли, но и широко используется в  системе государственного регулирования  благодаря активизации его функций.

1.2 Состав доходной и  расходной частей государственного  бюджета

Для характеристики бюджета  любого государства необходимо исследовать  содержание его доходной и расходной  частей. Доходы и расходы бюджета  представляют собой особые формы  реализации бюджетных отношений  и определяют этапы перераспределения  стоимости общественного продукта посредством государственного бюджета.

Доходы государственного бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением тех средств, которые являются источниками финансирования дефицита бюджета, бюджетных кредитов, средств от возврата бюджетных займов и бюджетных ссуд.[2, 148] Доходы республиканского и местного бюджетов можно классифицировать следующим образом:

  • налоговые доходы;
  • взносы на государственное социальное страхование;
  • неналоговые доходы;
  • безвозмездные платежи.

Налоговые доходы включают в себя:

  • республиканские налоги, сборы(пошлины), местные налоги и сборы и другие налоговые доходы, установленные президентом РБ и (или) законами;
  • пени, начисленные за несвоевременную уплату налогов, сборов (пошлин);
  • проценты за пользование отсрочкой и (или) рассрочкой уплаты налогов, сборов, таможенных платежей и пени, налоговым кредитом.

К неналоговым доходам  относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  • штрафы;
  • другие подобные доходы.

Безвозмездные поступления  – необязательные текущие и капитальные  платежи, которые включают в себя поступления от:

  • иностранных государств;
  • международных организаций;
  • другого бюджета в форме межбюджетных трансфертов.

Налоги представляют собой  обязательные безвозмездные платежи, взимаемые с предприятий и  физических лиц в порядке и  сроки, установленные законодательством, для финансового обеспечения  деятельности государства и территориальных  формирований.

Под сборами понимаются обязательные взносы, взимаемые с организаций  и физических лиц за совершение уполномоченными  органами определенных действий в отношении  плательщиков. В отличие от налогов  сборы носят чаще всего целевой  характер.

Налогам присущи безвозвратность, безвозмездность, склонность к смене собственника. Посредством налогов часть собственности экономических агентов и граждан (в денежной форме) превращается в государственную и образует централизованный бюджетный фонд. [9,108]

Привлечение доходов от продажи  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности, связано с процессом приватизации, в то время как среди доходов  от использования этого имущества  значительную долю составляют средства, поступающие в виде платы за сдачу  имущества во временное пользование.

Финансовая помощь из бюджетов другого уровня может поступать  в виде дотаций, субвенций и субсидий. Дотации предоставляются для  покрытия текущих расходов, а субвенции  и субсидии носят целевой характер, причем субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования целевых  расходов.

Среди неналоговых доходов  бюджета особое место занимают доходы, связанные с использованием бюджетных  средств в сфере финансового рынка. Это доходы, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, или дивидендов по акциям, находящимся в государственной собственности, и  другие.

По условиям и способу  зачисления в бюджеты различных  уровней доходы бюджета делятся  на собственные, закрепленные и регулирующие. К собственным относятся доходы от муниципальной собственности, местные налоги и сборы и некоторые другие доходы. Закрепленные - это доходы, законодательно закрепленные (полностью или частично) за бюджетами того или иного уровня. К регулирующим относятся доходы, которые зачисляются в бюджеты соответствующих уровней по установленным в законодательном порядке нормативам отчисления.

Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, опосредующие распределение и использование ресурсов бюджетного фонда. Формой их проявления выступают конкретные виды расходов, а материальным воплощением - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение функций государства и местного самоуправления. [2, 149]

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущей деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных учреждений. Капитальные расходы связаны с вложением бюджетных средств в основные фонды и нематериальные активы, созданием государственных запасов и резервов.

По роли в процессе воспроизводства  расходы бюджета делятся на расходы, связанные с финансированием  материального производства, и расходы  непроизводственной сферы.

По функциональному назначению различают расходы по финансированию отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и др.), социально-культурной сферы, обороны страны, аппарата управления, правоохранительной деятельности и государственной безопасности, обслуживания государственного долга и др.

Расходы, на социально-культурные мероприятия включают затраты по финансированию таких отраслей непроизводственной сферы, как образование, здравоохранение, культура и искусство, социальное обеспечение, а также расходы на средства массовой информации, физкультуру и спорт, мероприятия по социальной защите граждан. Финансируя соответствующие учреждения, государство покупает их услуги, чтобы бесплатно предоставить населению. Таким образом, эти расходы участвуют в воспроизводстве человеческого капитала.

Расходы на оборону  страны связаны с необходимостью обеспечивать функционирование оборонной промышленности, поддерживать боеготовность армии, разрабатывать новое вооружение, осуществлять социальную защиту военнослужащих и их семей.

Расходы на управление включают затраты на финансирование органов государственной власти и управления, отдельных категорий государственных служащих.

Важное значение в поддержании внутреннего порядка и предотвращении социальных конфликтов имеют расходы бюджета на правоохранительную деятельность.

Расходы на обеспечение  государственной безопасности направлены на защиту внутренних и внешних интересов страны в различных сферах государственной деятельности.

           1.3 Источники и методы финансирования бюджетного дефицита

Для бюджетного планирования и исполнения бюджета характерны следующие ситуации:

• сбалансированность доходов и расходов бюджета;

• превышение доходов над расходами (профицит бюджета);

• превышение расходов над доходами (дефицит бюджета). Идеальный вариант - полное покрытие расходов доходами.

Но даже сбалансированный бюджет не гарантирует отсутствие проблем  в экономике страны.

Бюджетный дефицит в современном  мире не относят к разряду исключительных, чрезвычайных финансовых явлений. Многие высокоразвитые государства на определенных этапах развития сталкивались с ним. [12, 115]

К основным причинам бюджетного дефицита можно отнести:

1) рост государственных расходов как следствие крупных инвестиционных вложений государства в развитие экономики страны. В этом случае дефицит отражает государственное регулирование экономических процессов;

2) чрезвычайные обстоятельства (войны, стихийные бедствия);

3) экономический кризис.

Источники финансирования дефицита республиканского бюджета:

  • государственные займы в иностранной валюте;
  • средства от операций с имуществом, находящихся в республиканской собственности, кроме тех средств от операций с имуществом, которые являются доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;
  • изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;
  • иные источники.

Источники финансирования дефицита местных бюджетов:

  • бюджетные кредиты;
  • займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;
  • средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме тех средств от операций с имуществом, которые являются доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;
  • изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета;
  • иные источники.

Привлечение внутренних государственных займов осуществляется Правительством РБ по поручению Министерства финансов. Привлечение внешних государственных займов осуществляется Правительством  Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь. Объем государственных заимствований не должен превышать объем капитальных расходов бюджета в соответствующем финансовом году.

Методы финансирования бюджетного дефицита:

  1. Денежно кредитная эмиссия. Этим занимается Национальный банк. Данный метод означает, что деньги не подкреплены товаром, т.е. товаров меньше, чем денег.
  2. Выпуск государственных займов. Может быть в виде облигаций, международного кредита и низкопроцентных кредитов национального банка.
  3. Увеличение налоговых поступлений за счет повышения ставок, акцизов.

В целях финансирования многообразных  потребностей общества к покрытию своих  расходов государство может привлекать свободные финансовые ресурсы организаций  и средства населения. Основным способом их получения является государственный  кредит. Государственный кредит представляет собой совокупность денежных отношений, возникающих в процессе мобилизации свободных финансовых ресурсов юридических лиц и граждан и использования их на общегосударственные нужды. Государственный кредит может быть как внутренним, так и внешним.

Внутренний государственный  кредит может выступать в следующей  форме:

  • государственные займы;
  • обращение части вкладов населения в государственные займы;
  • заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
  • бюджетные ссуды и займы.

Государственные займы характеризуются  тем, что временно свободные денежные средства, имеющиеся у населения  и юридических лиц, привлекаются для покрытия дефицита бюджета и  финансирования других общественных потребностей путем выпуска и реализации государственных  ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги представляют собой долговые обязательства  государства. Они формируют особый сегмент фондового рынка - рынок государственных ценных бумаг - и являются эффективным инструментом макроэкономического регулирования.

Облигация — наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она удостоверяет предоставление ее владельцем денежных средств в распоряжение государства и подтверждает обязательство эмитента возместить в предусмотренный срок номинальную стоимость ценной бумаги с уплатой дохода (процентов). [13,63]

Государственные внутренние займы  классифицируются по следующим  признакам [1,42]:

1. Праву эмиссии:

- выпускаемые центральным правительством;

- выпускаемые местными  органами исполнительной власти.

2.Контингенту кредиторов:

- население;

- юридические лица.

3. Способу оформления:

- именные;

- на предъявителя (купонные).

Принадлежность именной  облигации конкретному владельцу, а также ее передача и отчуждение другим способом подлежат регистрации. Как правило, эти функции выполняет  уполномоченный агент эмитента. Владельцы  именных облигаций получают сертификат – документ, свидетельствующий о  праве лица на обладание указанными в нем долговыми обязательствами.

Информация о работе Формирование государственного бюджета и его роль в развитии национальной экономики