Формирование государственного бюджета и его роль в развитии национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 00:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается изучить теоретические аспекты государственного бюджета и провести анализ формирования государственного бюджета Республики Беларусь на примере республиканского бюджета.
Для реализации данных целей поставлены следующие задачи: -изучить экономическую сущность и роль государственного бюджета, формирование состава доходной и расходной частей государственного бюджета и рассмотреть источники финансирования бюджетного дефицита. -Провести анализ республиканского бюджета, а именно доходные поступления за 2009-2011 гг., провести анализ исполнения плана по доходным поступлениям. -Подвести итоги анализа. -Предложить направления наращивания доходной части государственного бюджета Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 4

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..…………………….
6
1.1 Экономическая сущность государственного бюджета………………………….………………...…………………………....
6
1.2 Состав доходной и расходной частей государственного бюджета……………………...............................................................………...
9
1.3 Источники финансирования бюджетного дефицита…………………………………………………………………………
12

2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ЗА2009-2011 ГГ…………...……………………………………………………
17
2.1 Анализ динамики состава и структуры доходных поступлений в республиканский бюджет ……………………………………………………..
17
2.2 Анализ исполнения плана по доходным поступлениям в республиканский бюджет……………………………………………..............

20
3. НАПРАВЛЕНИЯ НАРАЩИВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………..………………............................................
23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….... 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 29
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………... 31

Вложенные файлы: 1 файл

Основная часть,введение,заключ,литература.docx

— 108.46 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

С.

Введение…………………………………………………………………….

4

   

1.Теоретические  аспекты ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………..…………………….

 

 

6

1.1 Экономическая сущность  государственного бюджета………………………….………………...…………………………....

 

6

1.2 Состав доходной и расходной частей государственного бюджета……………………...............................................................………...

 

9

1.3 Источники финансирования  бюджетного дефицита…………………………………………………………………………

 

12

   

2. Анализ ФОРМИРОВАНИЯ  БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  за2009-2011 гг…………...……………………………………………………

 

17

2.1 Анализ динамики состава  и структуры доходных поступлений  в республиканский бюджет ……………………………………………………..

 

17

 

2.2 Анализ исполнения плана  по доходным поступлениям в  республиканский бюджет……………………………………………..............

 

20

3. НАПРАВЛЕНИЯ НАРАЩИВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………..………………............................................

 

 

23

   

Заключение………………………………………………………………....

27

Список использованных источников…………………………...

29


 

ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………...   31

 


 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственный бюджет является составной частью финансов и отражает их качественные признаки. Финансы  представляют собой денежные распределительные  отношения, следовательно, бюджет - это  совокупность денежных отношений, но более  узкая.

Роль государственных  финансов в современных условиях заключается в воздействии на процесс общественного воспроизводства, поддержание темпов экономического роста, развитие ключевых отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики, ускорение научно-технического прогресса (НТП) через бюджет.

Путем изменения уровня государственных  расходов и налогообложения правительства  могут регулировать объем совокупного  спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов), а тем самым влиять на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.

Основная часть государственных  бюджетных доходов и расходов проходит через государственный  бюджет. Государственный бюджет –  крупнейший централизованный денежный (доход) фонд, находящийся в распоряжении правительства. Государственный бюджет отражает денежные отношения, которые  складываются у государства с  юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения  национального дохода.

С помощью бюджета государство  осуществляет сочетание централизованных и местных интересов регионов через распределения налогов, бюджетных  дотаций, трансфертов. Как экономический  документ бюджет отражает политическую и социальную динамику общества.

В государственном бюджете  налоги занимают наибольший удельный вес и составляют около 90% всех поступлений.

На сегодняшний день данная тема является актуальной исходя из выше сказанного.

Объектом исследования курсовой работы является государственный бюджет. Предметом исследования – состав, структура и источники государственного бюджета.

Цель курсовой работы заключается  изучить теоретические аспекты  государственного бюджета и провести анализ формирования государственного бюджета Республики Беларусь на примере  республиканского бюджета.

Для реализации данных целей  поставлены следующие задачи:

-изучить экономическую сущность и роль  государственного бюджета, формирование состава доходной и расходной частей государственного бюджета и рассмотреть источники финансирования бюджетного дефицита.

-Провести анализ республиканского бюджета, а именно доходные поступления за 2009-2011 гг., провести анализ исполнения плана по доходным поступлениям.

-Подвести итоги анализа.

-Предложить направления  наращивания доходной части государственного  бюджета Республики Беларусь.

В первой главе настоящей  курсовой работы освещены данные о экономической сущности государственного бюджета, его состава и источниках финансирования бюджетного дефицита.

Во второй главе проведен анализ динамики состава и структуры  доходных поступлений в республиканский  бюджет за 2009-2011гг.

В третьей главе предложены направления наращивания доходной части государственного бюджета  Республики Беларусь.

Информационной базой  в данной курсовой работе являются нормативные и законодательные акты Республики Беларусь, периодические издания, аналитические доклады «о социально-экономическом положении Республики Беларусь и состоянии государственных финансов» за 2009-2011 гг., интернет источники, статьи.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

    1. Экономическая сущность государственного бюджета

Главным звеном финансовой системы любой страны является бюджет, что обусловлено его содержанием  и значимостью в экономической, политической  и социальной жизни  общества. Исторически возникновение  бюджета связано с  существованием государства, развитием товарно-денежных отношений и объективной необходимостью удовлетворять общественные потребности  посредством государства.

Сфера бюджетных отношений  включает денежные отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением по поводу формирования и использования  бюджетного фонда. Государство для  выполнения своих функций нуждается  в крупных финансовых ресурсах, которые  аккумулируются в бюджете. Сосредоточение в распоряжении государства централизованного  фонда денежных средств путем  прямого участия в распределении  и перераспределении доходов  субъектов хозяйствования и граждан  является объективной необходимостью, связанной с выполнением государством его функций по регулированию  экономического развития, решению социальных задач, организации управления и  обеспечению национальной обороны. Чем выше уровень развития производительных сил, экономический и научный  потенциал страны, тем заметнее становится значение бюджета в регулировании  общественных процессов.

Развитие бюджета происходило  одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений. Организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей вызывала необходимость  в  мобилизации определенных доходов  с целью создания бюджетного фонда  и осуществления государственных  расходов.

Бюджет – план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства. Тот факт, что  бюджет является основным финансовым планом,  определяет его важное место в перераспределении национального дохода. Так, через бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода. [1, 17]

В материальном понимании  государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах  государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который  находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

Как экономическая категория  бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, которые  возникают в процессе образования, планового распределения и использования  государственного централизованного  фонда денежных средств.

Бюджет как совокупность денежных отношений можно выделить по:

• Сфере действия денежных отношений, которые ограничены рамками бюджетного процесса, т.к. эти отношения возникают только при формировании, распределении и использовании бюджетных средств;

• Участникам отношений, т.к. одним из них всегда является государство, которое для выполнения своих функций аккумулирует денежные средства в бюджете и после этого распределяет их, а вторым субъектом этих отношений выступают организации, индивидуальные предприниматели и граждане при уплате платежей или использовании бюджетных ресурсов. Данные отношения строго регламентируются бюджетным и налоговым законодательством;

• Безвозмездности движения стоимости в виде взимаемых налогов, сборов, неналоговых доходов, а также бюджетного финансирования, не сопровождающихся обязательным, немедленным возвратом средств, их возмещением. [1, 18]

Сущность государственного бюджета как объективных специфических  финансовых отношений и его назначение остаются неизменными в различных  общественно-экономических формациях, но его качественное содержание и  роль как фонда денежных средств  и финансового плана зависят  от ряда объективных факторов: типа государства, уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, экономического потенциала страны, территориальных, природных и других особенностей. Кроме того, содержание бюджета во многом определяется такими субъективными факторами, как проводимая правительством экономическая и финансовая политика, приоритеты социально-экономического развития и финансирования и др.

Государственный бюджет включает в себя республиканский и местные  бюджеты, которые в совокупности образуют консолидированный бюджет. Обязательное требование при его составление является сбалансированность.

Государственный бюджет функционирует  посредством  следующих экономических  форм: доходов и расходов, которые  имеют собственное назначение и  отражают этапы перераспределения  стоимости общественного продукта. Источники доходов бюджета, формы  их мобилизации в бюджет зависят  от системы и методов хозяйствования. Основными видами доходов бюджета стран с развитой рыночной экономикой являются налоги, которые представляют собой часть валового внутреннего продукта, централизуемую в бюджеты всех уровней. [7, 113]

Показатели, характеризующие  бюджет:

1. Доля средств, ежегодно перераспределяемых через бюджет в ВВП,  и национальный доход страны.

2. Неполная  покрываемость бюджетных средств расходов доходами или избыток (дефицит) поступлений, и наоборот, когда доходы превышают расходы (профицит).

3. Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Бюджету, как и финансам в целом, присущи распределительная  и контрольная функции. Посредством  бюджета перераспределяются значительная часть национального дохода и ВВП. Сфера действия распределительной функции включает перераспределение различных уровней: между структурными подразделениями общественного производства, межотраслевое, межтерриториальное, между уровнями бюджетов. [2, 144]

Контрольная функция бюджета  проявляется в процессе формирования и использования фонда денежных средств государства. Через показатели доходов можно определить, насколько  своевременно и полно поступают  финансовые ресурсы от субъектов  хозяйствования и граждан в распоряжение государства, в какой степени  они соответствуют потребностям, как складываются пропорции в  распределении средств и насколько  эффективно они расходуются.

В современных государствах (как с развитой рыночной экономикой, так и с переходной) бюджет широко используется в системе государственного регулирования воспроизводственных  процессов. Это возможно благодаря  бюджетному механизму — совокупности форм бюджетных отношений, методов  мобилизации и способов использования  бюджетных ресурсов.

Единство бюджетной системы  обеспечивается единой законодательной  базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Единство бюджетной системы  основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование  регулирующих доходов, создание целевых  бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

С помощью бюджетного механизма  государство перераспределяет валовой  внутренний и совокупный общественный продукты, изменяет структуру общественного  производства, влияет на экономические  преобразования и социальные реформы, создает условия для контроля за экономическими процессами. [9, 81]

Из бюджетного фонда финансируются  важнейшие государственные программы: инвестиционные, природоохранные, по развитию рыночной инфраструктуры и др. Расходы  бюджета на образование, здравоохранение, культуру способствуют воспроизводству  трудовых ресурсов. Через бюджетный  фонд организуется система социальных выплат, которая обеспечивает перераспределение  доходов, сохранение политической стабильности.

Информация о работе Формирование государственного бюджета и его роль в развитии национальной экономики