Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России. В первой главе данной работы будут раскрыты цели и задачи функционирования Фонда, его состав, источники поступления средств и мероприятия, на которые направляются средства Фонда. А также бюджет, руководство и современное состояние Фонда социального страхования.

Содержание

Введение
3
1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации

5
1.1 История создания ФСС и его основные этапы, цели
5
1.2 Основные задачи фонда
13
1.3 Организационная структура и бюджет Фонда
14
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ

18
2.1 Доходы и расходы Фонда социального страхования
2.2 Структура и анализ доходов ФСС РФ в период с 2005 по 2010 годы
18
22
2.3 Структура и анализ доходов ФСС РФ в период с 2005 по 2010 годы

26
3. Перспективы развития ФСС
32
3.1 Основные проблемы в деятельности ФСС
32
3.2 Перспективы развития ФСС
35
Заключение
42
Список литературы
45

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агенство по образованию.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

 изготовление и ремонт протезно-

 ортопедических изделий              393 10 02 505 0000 468    5 130 364,1

 Социальное обеспечение населения    393 10 03               165 712 755,4

 Руководство и управление  в сфере

 установленных функций               393 10 03 001 0000        8 680 620,2

 Аппараты органов управления

 государственных внебюджетных  фондов 393 10 03 001 0000 089    8 680 620,2

 Непрограммные инвестиции

 в основные фонды                    393 10 03 102 0000          611 658,6

 Строительство объектов

 общегражданского назначения         393 10 03 102 0000 214      611 658,6

 Социальное страхование              393 10 03 750 0000      156 420 476,6

 Пособия по временной

 нетрудоспособности по обязательному

 социальному страхованию             393 10 03 750 0000 750   79 805 129,8

 Пособия по временной

 нетрудоспособности по обязательному

 социальному страхованию от

 несчастных случаев на производстве

 и профессиональных заболеваний      393 10 03 750 0000 751    1 511 030,1

 Пособия по беременности

 и родам                             393 10 03 750 0000 752   19 243 918,1

 Пособия по уходу за ребенком

 до достижения им возраста  полутора

 лет                                 393 10 03 750 0000 753    7 642 302,4

 Пособия при рождении ребенка        393 10 03 750 0000 754   11 376 302,2

 Другие пособия и компенсации        393 10 03 750 0000 755      695 811,4

 Единовременные страховые выплаты    393 10 03 750 0000 756      589 998,7

 Ежемесячные страховые выплаты       393 10 03 750 0000 757   22 326 963,3

 Доставка и пересылка страховых

 выплат                              393 10 03 750 0000 758      313 119,7

 Медицинская, социальная и

 профессиональная реабилитация

 пострадавших, обеспечение

 предупредительных мер по  сокращению

 производственного травматизма  и

 профессиональных заболеваний        393 10 03 750 0000 759    7 530 552,4

 Оплата путевок на санаторно-

 курортное лечение работников        393 10 03 750 0000 760    5 385 348,5

 Прикладные научные исследования  в

 области социальной политики         393 10 05                    70 090,0

 Прикладные научные исследования  и

 разработки                          393 10 05 081 0000           70 090,0

 Выполнение научно-исследовательских

 и опытно-конструкторских работ  по

 государственным контрактам          393 10 05 081 0000 196       70 090,0

 Другие вопросы в области  социальной

 политики                            393 10 06                23 386 454,3

 Реализация государственных  функций

 в области социальной политики       393 10 06 514 0000       23 386 454,3

 Меры социальной поддержки граждан,

 подвергшихся воздействию радиации

 вследствие радиационных

 аварий и ядерных испытаний          393 10 06 514 0000 469      112 551,2

 Мероприятия в области социальной

 политики                            393 10 06 514 0000 482     842 288,8

 Реализация мер социальной  поддержки

 отдельных категорий граждан  по

 санаторно-курортному лечению,

 включая проезд к месту  лечения и

 обратно                             393 10 06 514 0000 761    9 605 675,5

 Оплата диспансеризации работающих

 граждан и оказания им первичной

 медико-санитарной помощи, а  также

 оплата медицинской помощи  женщинам

 в период беременности и  родов       393 10 06 514 0000 786   12 825 938,8

 

 Всего расходов                                              208 150 996,2

 

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19 декабря 2006 года N 234-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год. В 2007 году финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по обязательному социальному страхованию в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, за исключением расходов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, финансируемых за счет средств федерального бюджета, гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), и гражданам в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" осуществляется Фондом в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" и перечисленных в Фонд, в сумме 30 500,0 тыс. рублей.

В 2007 году Фонд осуществляет финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями в пределах средств, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2007 год" и перечисленных в Фонд, в сумме 7 628 591,2 тыс. рублей, включая административные расходы в сумме 408 441,0 тыс. рублей.

 

 

 

3. Перспективы развития  Фонда социального страхования  РФ

3.1. Основные проблемы в деятельности Фонда социального страхования

Несмотря на колоссальное увеличение бюджета Фонда социального  страхования, его положение не является идеальным. Современное общество все  настойчивее требует обеспечения  полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку. Анализ современного положения дел в сфере социальной защиты приводит к выводу о несовершенстве существующей в стране системы социальной защиты и позволяет выявить следующие препятствия и трудности формирования социального страхования в России, оказывающих влияние на деятельность Фонда:

  • Наличие выплат нестрахового характера. Так, например, за счет Фонда социального страхования осуществляется финансирование таких нестраховых расходов, как: пособий по возмещению стоимости гарантированного перечня услуг и социальных пособий на погребение; оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей; программ по оздоровлению детей.
  • Следует отметить, что действующая в настоящее время в России система социального страхования до сих пор сохраняет черты, в большей степени характерные для социальной помощи, чем страхования. Главным же недостатком считается отсутствие системы дифференциации страховых взносов, это во многом объясняет массовую незаинтересованность занятого населения (работников и работодателей) в своевременной уплате в полном объеме страховых взносов во внебюджетные социальные и не позволяет задействовать механизм экономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков и связанных с ними выплат. При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателей уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств. Вызванное слабым развитием инструментария и инфраструктуры управления социальным страхованием, и как результат, отсутствием официально утвержденных моделей актуарных расчетов и статусов актуарных центров, в применении ненадлежащей и неполной информационной базы. Таким образом, приходится констатировать серьезные отставания в создании экономических условий и институциональной базы для формирования новых механизмов социальной защиты в форме сбалансированных между собой экономических отношений и института социального страхования. На данный момент Фонд социального страхования является лишь фонд социального обеспечения, т.е. обеспечивает по минимуму выплату каких-либо социальных выплат, помогает наименее обеспеченным людям в случае беды.
  • Отсутствие национальной доктрины формирования институтов социального страхования, возможности развития которых были бы научно обоснованы и органично увязаны с системами заработной платы и налоговыми системами, состоянием и политикой на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем;
  • Сохранение правового закрепления собственности средств Фонда социального страхования за государством, что деформирует весь массив правоотношений в этой сфере. Хотя по сути, страховой взнос имеет совершенно другую природу. В нашем случае это отложенная часть фонда заработной платы, которая возвращается конкретному человеку при наступлении страхового случая – временной нетрудоспособности по состоянию здоровья, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания. Целевая функция этой резервируемой части заработной платы состоит в воспроизводстве рабочей силы, а поэтому ее экономическая и правовая природа определяет безальтернативную трактовку вопроса собственности – это собственность застрахованных работников Работники и члены их семей лишены законного, юридически закрепленного, права на этот ключевой ресурс их социальной защиты и переведены из статсуа собственников этих средств в унизительное положение получателей пособий;
  • Эффективность социального страхования как стабилизатора доходов и механизма воспроизводства населения и трудовых ресурсов, а также уровень перераспределения национального дохода в целях социальной защиты недостаточен. Это объясняется, в первую очередь, заниженной стоимостью труда и пониженными размерами устанавливаемой государством социальной нагрузки на экономику [14, c. 105-108].

Таким образом, действующая  в России система социальной защиты еще в крайне недостаточной мере использует потенциал института  обязательного социального страхования. Пока можно говорить только об отдельных элементах и сегментах социального страхования, для которых в значительной степени характерно применение принципов социального обеспечения и социальной помощи. При достаточно высокой страховой нагрузке уровень большинства социальных выплат явно недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств, то есть отсутствует должная зависимость уровня выплачиваемых пособий от размеров взносов. Сегодняшнее положение обусловлено преимущественно неэффективным использованием имеющихся средств. Отечественная система социальной защиты установила рекорд удельной себестоимости оказания социальных услуг и успешно заморозила все попытки модернизации системы социального страхования. Плохо то, что изменения в социальной сфере, в области социальной защиты и вовсе осуществляются без должного методологического и нормативно-правового обеспечения и увязки с экономическими и социальными процессами. Отсутствует координация усилий между существующими организационными и формами социальной защиты — социальной помощью и социальным страхованием.

Анализ текущего финансового  состояния исполнения бюджета Фонда  социального страхования и прогноз  на долгосрочную перспективу показывает резкое углубление негативных тенденций  в развитии, обусловленных, прежде всего угрозой потери финансовой устойчивости и самостоятельности в связи с устойчивым дефицитом бюджета, появившимся с 2007 года. Правительству необходимы изменения в области социального страхования, направленные на ликвидацию дефицита,  улучшению системы социальных гарантий, повышение уровня контроля за целевым расходованием бюджета Фонда. Главное, чтобы при этом не пострадала та часть населения, благополучие которых, в той или иной степени,  зависит от социальной политики, проводимой государством.

3.2. Перспективы  развития Фонда социального страхования

В отличие от системы  пенсионного страхования, социальное страхование в России фактически не реформировалось с советского периода. Но в настоящее время  переход на страховые принципы всех видов социального страхования, а также последствия неблагоприятной экономической ситуации, включая снижение уровня фонда оплаты труда, заставляют задуматься о реформировании системы социального страхования и сопряженных с ней систем. Практика функционирования систем социального страхования в развитых странах свидетельствует о целесообразности отделения средств социального страхования от государственного бюджета. Их целевое предназначение и высокая публичная значимость обуславливают их автономный характер и систему законодательных мер по их контролю и прозрачности. Фондом проведена подготовительная работа по переходу на страховые принципы и внесены изменения в некоторые законодательные акты (Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»; Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”»).

Модернизация обязательного  социального страхования должна быть реализована поэтапно, прежде всего, это касается «зачетного принципа», который сохранился в социальном страховании с советских времен. В настоящее время назначение и выплату пособий выполняют 4,9 млн. бухгалтеров, которые берут на себя часть функций страховщика - назначают и выплачивают пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в счет начисленных страховых взносов, а Фонд засчитывает эти выплаты в счет начисленных страховых взносов.

Нередко случается так, что выплаты страхового обеспечения превышают сумму начисленных страховых взносов, и страхователь вынужден отвлекать собственные оборотные средства на выплату пособий. Неплатежеспособные работодатели иногда ущемляют права работников и своевременно не выплачивают не только  заработную плату, но и пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Права работника при этом нарушаются вдвойне. Он не только не получает плату за работу от нанимателя, но еще и выплату, призванную страховать утрату заработка в период временной нетрудоспособности. Кроме того, зачетный принцип не позволяет Фонду своевременно выявлять и пресекать недобросовестных работодателей, которые вместо оплаты простоя побуждают работников пользоваться страховыми средствами.

«37% плательщиков страховых  взносов в Фонд социального страхования - это предприятия, которые имеют неблагоприятное финансовое положение. Не все из них добросовестно используют зачетную систему, существующую в системе социального страхования еще с советских времен», - отметила Татьяна Голикова, выступая на Всероссийском совещании управляющих региональными отделениям Фонда социального страхования в 2011 году. Модернизация «зачетного принципа» подразумевает, что суммы начисленных страховых взносов по тарифу 2,9% должны поступать в бюджет Фонда, а Фонд должен будет осуществлять назначение и выплату пособий напрямую работникам на основе листков временной нетрудоспособности и необходимых сведений, предоставляемых работодателем. В перспективе объем работы бухгалтерий страхователей следует минимизировать, а сведения о стаже и заработке работника для расчета размера выплаты по больничному листу могли бы устанавливаться страховщиком по данным персонифицированного учета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Зачетный принцип, на котором строится работа Фонда социального страхования, целям и задачам введения кассового обслуживания не соответствует, поскольку значительная часть бюджета исполняется не кассовым способом. О реальных расходах бюджета Фонда сейчас узнают лишь из отчетности страхователей. Планируется, что с 1 января 2014 года система социального страхования полностью должна перейти на казначейскую систему исполнения бюджета, которая не предполагает зачетного принципа. Это позволит обеспечить полный контроль Фонда за расходами по выплате пособий, снизить административные издержки страхователей и повысить защищенность работающих граждан при получении ими полноценных пособий по обязательному социальному страхованию.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы