Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности и особенности функционирования фонда и его место в бюджетной системе России. В первой главе данной работы будут раскрыты цели и задачи функционирования Фонда, его состав, источники поступления средств и мероприятия, на которые направляются средства Фонда. А также бюджет, руководство и современное состояние Фонда социального страхования.

Содержание

Введение
3
1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации

5
1.1 История создания ФСС и его основные этапы, цели
5
1.2 Основные задачи фонда
13
1.3 Организационная структура и бюджет Фонда
14
2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ

18
2.1 Доходы и расходы Фонда социального страхования
2.2 Структура и анализ доходов ФСС РФ в период с 2005 по 2010 годы
18
22
2.3 Структура и анализ доходов ФСС РФ в период с 2005 по 2010 годы

26
3. Перспективы развития ФСС
32
3.1 Основные проблемы в деятельности ФСС
32
3.2 Перспективы развития ФСС
35
Заключение
42
Список литературы
45

Вложенные файлы: 1 файл

Федеральное агенство по образованию.doc

— 352.00 Кб (Скачать файл)

Кроме того, требует дальнейшего  совершенствования и система  обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ее целью должно стать снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, и, главное, возвращение пострадавшего человека к трудовой деятельности, к активной жизни.

В страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо перейти  на установление для каждого страхователя индивидуального тарифа, который  был бы соразмерен риску для жизни  и здоровья, которому подвергаются его работники.

Такой тариф должен определяться не как сейчас, по видам экономической  деятельности, а с учетом уровня профессионального риска –  т.е. с учетом класса условий труда  у конкретного работодателя, количества лиц, занятых во вредных и опасных  условиях труда, продолжительности их занятости в этих условиях и фактического состояния здоровья работников. Страхователь, управляя этими рисками, мог бы реально влиять на снижение страхового тарифа индивидуально в рамках своей организации, и не быть связанным со средним уровнем риска в какой-либо экономической деятельности.

Кроме того, важно решить и вопросы страхования социального  риска досрочной утраты профессиональной трудоспособности, которому подвержены работники, занятые во вредных и  опасных условиях труда, и за который в советское время им предоставлялись досрочные пенсии. Эту систему нужно преобразовать на современных страховых принципах, чтобы работники были реально и в комплексе защищены от всех профессиональных рисков на производстве в рамках одной страховой системы.

Эти задачи должны быть реализованы  поэтапно в среднесрочной перспективе  после детальной проработки и  обсуждения, в том числе и  с  представителями работников и работодателей. И в целом, система социального  страхования должна стать более  гибкой и приближенной к потребностям работающих граждан. Планируется, что на территории всей страны новая система будет введена с 2014 года. Это масштабный проект, который, в том числе, связан с разработкой и внедрением новых технологий приема и обработки данных, кадровой подготовкой, созданием соответствующего оборотного запаса денежных средств, необходимых для обеспечения бесперебойных выплат.

Одновременное решение  поставленных задач во всех субъектах  Российской Федерации несет в  себе необоснованно высокий риск, именно поэтому были выбраны тестовые территории. Сейчас это Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область (в обоих регионах эксперимент стартовал с 1 июля 2011 года.), но в течение 2012-2013 годов перечень пилотных территорий будет дополнен новыми участниками.

При переходе от ЕСН к  страховым взносам полагали, что  это практически закроет проблему дефицита Фонда социального страхования. Однако дефицит Фонда не только не уменьшился, но и увеличился с 8,5 млрд. руб. в 2009 году до 27,5 млрд. руб. в 2010 году. Если не изменить действующую систему социальных компенсаций, то к 2013 году дефицит Фонда будет уже 95 млрд. руб. Но увеличения эффективной ставки не предполагается, она сейчас для Фонда социального страхования составляет 2,9 процента. Так как на сегодняшний день Фонд социального страхования дефицитен только в части страхования от болезней и в связи с материнством. Что же касается страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, то здесь у фонда достаточно денег. Более того, рассматривается ряд предложений, связанных с тем, чтобы большую часть средств, предназначенных на эти цели, выделять предприятиям на предупредительные меры по охране труда

Исходя из этого есть несколько способа ликвидировать  дефицит Фонда социального страхования. В качестве одного из них: можно отказаться от предела размера зарплаты, с который уплачиваются социальные взносы. Сейчас (2011 год) он составляет 463 тыс. рублей в год и (в какой-то мере) ограничивает поступления во все фонды. Вторым методом снижения дефицита Фонда было бы исключение из обязательств фонда нестраховых выплат — финансирования программы родовых сертификатов, оплаты реабилитации инвалидов (для приобретения протезов, костылей, колясок и т.д.) и других. Это не страховые случаи, и ими должен заниматься бюджет, а не Фонд социального страхования. Основная сложность в том, что за время реформ у государства накопились колоссальные долги перед людьми определенных категорий, и возвращать их приходится в ускоренных темпах, создавая соответствующие базы данных. По мере сокращения долгов и перехода работы Фонда в нормальный режим основной задачей останется обеспечение населения пособиями по временной нетрудоспособности, в том числе связанной с профессиональными заболеваниями и производственными травмами, с которой он вполне справляется.

Также в качестве меры по борьбе с дефицитом бюджета  были приняты поправки в Закон  «Об обязательном социальном страховании».  Эти поправки предусматривают «изменение стажевых периодов по установлению процентных размеров пособия по временной нетрудоспособности от средней заработной платы»

Выплаты по больничному  составляли 60% от среднего заработка  при стаже от 0 до 5 лет, 80% при стаже  от 5 до 8 лет и 100% при стаже свыше 8 лет. С 2011 года полную компенсацию  заработка, по предложению Минздравсоцразвития, получают только при стаже свыше 15 лет. Компенсация в 80% заработка будет выплачиваться заболевшим при стаже от 8 до 15 лет. Для всех остальных предусмотрена компенсация только в 60% заработка.

Поправки же в закон, как посчитали в Минздраве, уже в 2011 году сэкономят бюджету Фонда около 75 млрд. руб., в 2012 году – около 84 млрд. руб., а в 2013 году – почти 90 млрд. руб. Все это поможет сделать бюджет Фонда сначала бездефицитным, а потом и профицитным.

Также необходимо чтобы после перехода с ЕСН на страховые взносы  Фонд социального страхования РФ не только продолжил бы выполнять обязанности по проверке правильности расходования работодателями средств обязательного социального страхования на выплату пособий своим работникам, но и начал осуществлять контроль за уплатой страхователями в бюджет Фонда страховых взносов.

В рамках этих новых правоотношений по контролю за уплатой страховых  взносов необходимо установить и  ответственность работодателей  за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд. Например, за неуплату или неполную уплату работодателем страховых взносов в установленный срок производить взыскание недоимки по страховым взносам.

Повысить ответственность  Фонда перед страхователями, к примеру, за излишнее взыскание с работодателя страховых взносов, пеней и штрафов Фонд должен выплачивать страхователю проценты на сумму излишне взысканных платежей со дня, следующего за днем взыскания, по день их фактического возврата.

Очевидно, что по мере роста благосостояния населения  нашей страны и в целях усиления стимулирующей роли финансов, формирующих  Фонд социального страхования, будет  усиливаться страховая природа  и нивелироваться его бюджетное  прошлое. Таким образом, в перспективе эффективность деятельности Фонда будет зависеть от того, насколько успешно удастся заинтересовать и привлечь плательщика и выгодоприобретателя к механизму формирования этих фондов.

Заключение

Фонд представляет собой  специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд социального страхования Российской Федерации является одним из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме самостоятельного федерального закона. Также Фонд является вторым (После Пенсионного фонда РФ) по объему аккумулируемых средств государственным внебюджетным  фондом.

Анализ Федеральных  законов об исполнение бюджета Фонда  социального страхования с 2005 по 2010 годы  показал, что поступления от единого социального налога (с 2010 страховых взносов) занимают наибольший удельный вес (50,92%) в доходах Фонда. В целом, с 2005 по 2010 выросли все доходы. Их суммарное увеличение составило 146%, а по разделу «Безвозмездные поступления» они росли опережающими темпами (их удельный вес увеличился с 9% до 27,3%). Основная проблема в доходной части связана, в основном, с недополучением средств от взимания ЕСН, отчисления которого в Фонд и так уменьшились до 2,9%. Затруднен анализ доходов по перспективному трех летнему бюджету. В проекте бюджета Фонда толком не представлена даже структура доходов, что исключает проведение анализа по источникам формирования доходной части бюджета.

Наибольший удельный вес в расходах Фонда социального  страхования Российской Федерации (50,8%) приходится на целевую статью «Обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию». За рассматриваемый период значительно изменилась структура расходов Фонда, так, например, возросло финансирование пособий при рождении ребенка, по уходу за ним, увеличились расходы на оздоровление детей, что свидетельствует об изменение демографической политике обстановки в стране. В 2005 году на эти цели выделялась довольно незначительная часть бюджета Фонда. Также наметился отказ от ряда несвойственных Фонду выплат. Средства, которые направляются на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан  в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, уменьшились с 11,8 млрд. руб. до 5,03. А финансирование целевой статьи «Молодежная политика и оздоровление детей», можно сказать, и вовсе прекращено (40 млн. руб. в 2010 году против14,5 млрд. руб. в 2005).

Также стоит отметить, что с 2007 года в Фонде социального страхования наблюдается устойчивый дефицит бюджета, имеющий тенденцию к увеличению до 95 млрд. руб. к 2013 году. В качестве мер по борьбе с дефицитом бюджета были приняты поправки в Закон «Об обязательном социальном страховании».  Они предусматривают «изменение стажевых периодов по установлению процентных размеров пособия по временной нетрудоспособности от средней заработной платы», что, как посчитали в Минздраве, уже в 2011 году сэкономят бюджету Фонда около 75 млрд. руб., в 2012 году – около 84 млрд. руб., а в 2013 году – почти 90 млрд. руб. Все это поможет сделать бюджет Фонда сначала бездефицитным, а потом и профицитным.

Помимо этого Фонду  необходима модернизация «зачетного принципа», который сохранился в социальном страховании с советских времен. В настоящее время назначение и выплату пособий выполняют 4,9 млн. бухгалтеров, которые берут на себя часть функций страховщика - назначают и выплачивают пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в счет начисленных страховых взносов, а Фонд засчитывает эти выплаты в счет начисленных страховых взносов. Нередко случается так, что выплаты страхового обеспечения превышают сумму начисленных страховых взносов, и страхователь вынужден отвлекать собственные оборотные средства на выплату пособий. Неплатежеспособные работодатели иногда ущемляют права работников и своевременно не выплачивают не только  заработную плату, но и пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Кроме того, требует дальнейшего совершенствования и система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Ее целью должно стать снижение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, и, главное, возвращение пострадавшего человека к трудовой деятельности, к активной жизни.

В страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо перейти  на установление для каждого страхователя индивидуального тарифа, который  был бы соразмерен риску для жизни и здоровья, которому подвергаются его работники.

Кроме того, важно решить и вопросы страхования социального  риска досрочной утраты профессиональной трудоспособности, которому подвержены работники, занятые во вредных и  опасных условиях труда, и за который в советское время им предоставлялись досрочные пенсии. Эту систему нужно преобразовать на современных страховых принципах, чтобы работники были реально и в комплексе защищены от всех профессиональных рисков на производстве в рамках одной страховой системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (в ред. от 06.04.2011).
  2. Федеральный закон от 16 июля 1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»
  3. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 484 «О внесении изменения в пункт 22 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации»
  4. Федеральный закон от 28 февраля 2007 года 23-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2005 год».
  5. Федеральный закон от 3 апреля 2008 года  39-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2006 год».
  6. Федеральный закон от 3 декабря 2008 года 239-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2007 год».
  7. Федеральный закон от 14 февраля 2010 года  8-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2008 год».
  8. Федеральный закон от 04 октября 2010 257-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2009 год».
  9. Федеральный закон от 6 октября 2011 267-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы