Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности фонда социального страхования, источников формирования и расходования средств ФСС РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проследить развитие Фонда социального страхования РФ;
- определить задачи, возложенные на Фонд социального страхования государством;
- охарактеризовать современную систему организации фонда, особенности доходов и расходов ФСС;
- обозначить проблемы и перспективы развития фонда.

Содержание

Введение …………………………………………………………….…………………………….3
Глава 1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации....................................................................................................................................5
1.1. История и причины образования ФСС в России……………………….…………….…5
1.2. Структура, цели и задачи ФСС РФ……………………………………….…….…..…....7
Глава 2. Особенности доходов и расходов Фонда социального страхования РФ………………………………………………………………………………………………….15
2.1. Структура доходов и расходов Фонда социального страхования РФ……………………15
2.2. Анализ изменения структуры доходов и расходов Фонда социального
страхования РФ………………………………………………..…………….................................21
Глава 3. Перспективы развития Фонда социального страхования РФ……………………… 28
Заключение ……………………………………………………………………………………… 31
Список используемой литературы ………………………………………………………………33
Приложения………………………………………………………………………………………..34

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 1.89 Мб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «ФИНАНСЫ»

Тема №23

 «ФОНД СОЦИАЛЬНОГО  СТРАХОВАНИЯ РФ И  ЕГО РОЛЬ  В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»

 

 

 

Выполнил:

№ зачетной книжки:

Проверил: ст. преподаватель

 

 

 

 

Москва 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение …………………………………………………………….…………………………….3

Глава 1. Фонд социального страхования его цели, задачи и система организации....................................................................................................................................5

1.1. История и причины образования ФСС в России……………………….…………….…5

1.2. Структура, цели и задачи ФСС РФ……………………………………….…….…..…....7

Глава 2. Особенности доходов  и расходов Фонда социального  страхования РФ………………………………………………………………………………………………….15

2.1. Структура доходов  и расходов Фонда социального  страхования РФ……………………15

2.2. Анализ изменения структуры  доходов и  расходов Фонда  социального 

страхования РФ………………………………………………..…………….................................21

Глава 3. Перспективы развития Фонда социального страхования  РФ……………………… 28

Заключение ……………………………………………………………………………………… 31

Список используемой литературы ………………………………………………………………33

Приложения………………………………………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Наряду с бюджетами, как  основными фондами денежных средств  органов власти, важнейшим звеном системы государственных финансов в РФ выступают внебюджетные фонды. Появление данного звена бюджетной  системы связано с необходимостью обособить часть государственных  ресурсов для устойчивого финансирования важнейших социально-экономических  программ.[8, с.131] С помощью внебюджетных фондов осуществляется перераспределение национального дохода по инициативе и в интересах органов государственной власти. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование их средств.

Государственный Внебюджетный Фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный  для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение  в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеющий строго целевое назначение.[9, с.308]

В настоящее время порядок формирования государственных внебюджетных фондов, расходования средств, составления и утверждения отчетов об исполнении бюджетов регламентируется нормами БФ РФ. Кассовое исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством.[8, с.132]

В соответствии со ст. 144  Бюджетного кодекса РФ в состав государственных внебюджетных фондов РФ включаются:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.[10, с.147]

Фонд социального страхования  (далее – ФСС РФ) создан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 года в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования. ФСС РФ имеет огромное влияние на экономику страны, так как аккумулирует средства для реализации важнейших социальных гарантий – оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам, санаторно-курортного обслуживания и прочих. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер.

Все выше сказанное подтверждает, что тема ФСС РФ, социального страхования  является актуальной как на уровне государства, так и на уровне рядового гражданина. Целью данной работы является рассмотрение сущности фонда социального страхования, источников формирования и расходования средств ФСС РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- проследить развитие Фонда социального страхования РФ;

- определить задачи, возложенные на Фонд социального страхования государством;

- охарактеризовать современную систему организации фонда, особенности доходов и расходов ФСС;

- обозначить проблемы и перспективы развития фонда.

Цели и задачи исследования определили следующую структуру  работы.

В первой главе будут рассмотрены  причины создания ФСС в России, основные этапы его развития, будут раскрыты цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фонда, а также будет дана характеристика современной системы его организации.

Во второй главе, на основе практических материалов, будут рассмотрены  особенности доходов и расходов ФСС, проанализирована его динамика и структура, и выявлены основные проблемы развития.

В третьей главе, на основе выявленных во втором вопросе проблем, будут проанализированы официальные  предложения по развитию ФСС и  обоснованы направления по его дальнейшему  совершенствованию.

Работа выполнена на базе следующих литературных источников: законодательные акты РФ, постановления  правительства РФ, монографии отечественных  и зарубежных экономистов, интернет ресурсы: http://fss.ru; www.budgetrf.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ, ЕГО ЦЕЛИ,

ЗАДАЧИ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ.

 

1.1. ИСТОРИЯ И ПРИЧИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФСС В РОССИИ.

Идея об обязательном страховании  рабочих в России возникла в 1889 году: в Государственный совет был  предложен проект закона об ответственности  владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих.

Спустя 14 лет  2 июня 1903 г. был принят первый общероссийский закон  «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и  служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».

Закон 1903 года вводил не только обязательное страхование рабочих, но и содержал в себе ряд статей, которые имели важное значение для становления в России государственного социального страхования.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении  трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение  всех наемных работников независимо от характера труда пособиями  при временной утрате заработка  в связи с болезнью, беременностью  и родами, увечьем. С 1922 года выплата  пособий была передана непосредственно  предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное  социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики  заболеваемости». Начато строительство  советской санаторно-курортной «фабрики здоровья».  С 1933 года социальное страхование  перешло под управление советских  профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании  Постановления Совета Министров  РСФСР и Федерации независимых  профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и  порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным  учреждением при Правительстве  Российской Федерации. (см. Приложение 2)

 

Управление системой обязательного  социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации  в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного  социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ).

Ныне Фонд представляет собой  специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального  страхования.

Фонд социального страхования  Российской Федерации является одним  из государственных внебюджетных фондов, относящихся к единой бюджетной  системе Российской Федерации. Бюджет Фонда, также как и других государственных  внебюджетных фондов, не входит в состав консолидированного бюджета Российской Федерации и утверждается в форме  самостоятельного федерального закона.

В рамках своей деятельности Фонд осуществляет финансовое обеспечение  расходов по обязательному социальному  страхованию на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством, по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также исполнению возложенных на Фонд государственных  функций.

С 1 января 2005 года на Фонд возложена  задача по реализации федерального закона от 22.08.2004 122-ФЗ в части обеспечения  граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное  лечение, а также их бесплатного  проезда к месту лечения и  обратно за счет средств федерального бюджета.

В этом же году в соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации от 12.12. 2004 года 771 "Об утверждении Правил обеспечения  в 2005 году инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий  граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими  изделиями за счет средств федерального бюджета"  на Фонд также возложена  задача по обеспечению инвалидов, отдельных  категорий граждан из числа ветеранов  техническими средствами реабилитации, протезами (кроме зубных) и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета.[13]

Одной из целей образования  в начале 90-х годов государственных  внебюджетных социальных фондов (Пенсионного  фонда Российской Федерации, Государственного фонда занятости Российской Федерации, фондов обязательного медицинского страхования), а также реорганизации  Фонда социального страхования  Российской Федерации было достижение долгосрочной финансовой обеспеченности каждого из видов обязательного  социального страхования на основе собственных доходов, не входящих в бюджеты всех уровней.

Постановка данной задачи была обусловлена рядом причин.

Во-первых, с появлением негосударственных  форм собственности и коренным изменением трудовых отношений финансовые возможности  государственного обеспечения резко  сужались.

Во-вторых, на фоне рыночных преобразований существенно возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, частично занятые, бездомные, не говоря уже о  большой численности граждан  с размерами заработной платы, пенсий и пособий, которые существенно  ниже прожиточных минимумов работающих и пенсионеров.

В этой связи резко повысилась необходимость активно и широко применять механизмы обязательного  социального страхования, с которым  в рыночной экономике связывается  управление типичными и наиболее массовыми видами социальных рисков. Речь идет о рисках, касающихся утраты доходов вследствие старости, инвалидности и болезней, необходимости нести  дополнительные расходы на медицинское  обслуживание и т.д.

Фонд организует исполнение бюджета государственного социального  страхования, утверждаемого ежегодно федеральным законом, контролирует использование средств социального  страхования. В необходимых случаях  Фонд перераспределяет средства социального  страхования между регионами  и отраслями, поддерживая финансовую устойчивость системы. Кроме того, Фондом разрабатываются и реализуются  государственные программы по совершенствованию  социального страхования, охраны здоровья работников.

 

1.2. СТРУКТУРА, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ФСС РФ.

Фонд социального страхования  Российской Федерации  управляет  средствами государственного социального  страхования Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной  собственностью. Денежные средства Фонда  не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других фондов и изъятию  не подлежат. Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждаются федеральным  законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений  Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда  утверждаются председателем Фонда.

В соответствии с Положением о Фонде социального страхования  РФ управление системой обязательного  социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации  в соответствии с Конституцией Российской Федерации (пункт 1 статьи 13 федерального закона «Об основах обязательного  социального страхования» от 16 июля 1999 г. 165-ФЗ).

Так же положение закрепляет за собой задачи, которые должен осуществлять фонд:

  1. обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  2. участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  3. осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  4. разработка совместно с Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;
  5. организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
  6. сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Информация о работе Фонд социального страхования РФ и его роль в развитии социальной сферы