Финансы организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 11:38, реферат

Краткое описание

Уровень развития транспортной системы государства - один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Республики Беларусь в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФ.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

                                                 Введение

 

Уровень развития транспортной системы государства - один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности. Потребность в высокоразвитой транспортной системе еще более усиливается при интеграции в европейскую и мировую экономику, транспортная система становится базисом для эффективного вхождения Республики Беларусь в мировое сообщество и занятия в нем места, отвечающего уровню высокоразвитого государства.

Одной из определяющих систем, обеспечивающих грузовые и пассажирские перевозки на территории Республики Беларусь, является транспортная система, к которой в рыночных условиях предъявляются высокие требования в отношении качества, регулярности и надежности транспортных связей, сохранности грузов и безопасности перевозки пассажиров, сроков и стоимости доставки.

Важнейшим показателем  интегрирования транспортной системы  Республики Беларусь является рациональное использование существующих транспортных сетей, реализация преимуществ их географического расположения и коммуникационной способности, обеспечивающей кратчайший путь европейским странам с Восточным и Азиатским континентами.

В рыночных условиях важным требованием потребителя  транспортных услуг является своевременная  и качественная доставка груза. Выполнить заданные условия представляется возможным с применением логистики, то есть управляющего алгоритма, который с помощью различных экономико-математических методов позволяет оптимизировать работу отдельных элементов транспортного процесса и объединить эти элементы в единую систему.

 

Раздел 1. Организация грузового автомобильного транспорта, перевозок и их народнохозяйственное значение

        1.1 Грузовые автомобильные перевозки в транспортной системе Республики Беларусь

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства. Рассматривая транспорт как отрасль народного хозяйства, необходимо отметить ряд его специфических особенностей. Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит новой продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и, доставляя готовую продукцию потребителю, увеличивая тем самым её стоимость на величину транспортных издержек, которые включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной промышленности, где они могут достигать 50%. [1, с. 35].

Полные же транспортные издержки народного хозяйства в  сфере производства и обращения  составляют 10% от валового общественного продукта страны. Отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукта у потребителя называют коэффициентом транспортной слагающей. Он играет важную роль в решении проблемы оптимизации территориальной организации производительных сил.

Большое значение транспорт имеет и в решении  социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Транспортный  фактор имеет немаловажное значение в нашей стране с ее географическим положением и неравномерным размещением  ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а, с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Важной особенностью транспортной системы Республики Беларусь является её тесная взаимосвязь с  производством. В их взаимоотношениях выделяют три стадии.

На первой стадии производство и транспорт находились в непосредственном единстве, между  ними нельзя было провести разграничительную черту.

На второй стадии они сформировали самостоятельные  системы, функционирующие и развивающиеся  достаточно автономно. При этом транспорт  выделился в самостоятельную  народнохозяйственную отрасль со сложившейся  устойчивой внутренней структурой, собственными критериями – максимизация пропускной способности транспортных магистралей – и показателями работы – учёт транспортных расходов и проделанной работы (в тонно-километрах).

Именно на этой стадии развития в настоящее время находится транспортная система Беларуси.

На третьей  стадии производство и транспорт  должны объединиться в такую производственно-транспортную систему, в рамках которой они  взаимодействуют в качестве отдельных  подсистем. При этом меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии и показатели их работы. На первый план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии. [3, с. 15]

Транспортная  система представляет собой большой  и сложный народнохозяйственный комплекс, рассредоточенный на всей территории страны. В него входят следующие виды транспорта: железнодорожный, морской, речной (внутренний водный), автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Грузовой автомобильный  транспорт на сегодняшний день является наиболее массовым в нашей республике. В настоящее время в автомобильном транспорте занято более 20 тысяч мелких и средних предприятий.

Характерной особенностью развития транспортного комплекса  Республики Беларусь является повышение  удельного веса автомобильного транспорта как в грузообороте, так и в объемах перевозок. Это обусловлено тем, что автомобильный транспорт более эффективен при перевозках на короткие расстояния, в результате чего сокращается количество перевалок, уменьшается объем погрузочно-разгрузочных работ, значительно повышается степень сохранности перевозимых грузов.

При любой внешнеторговой сделке проданный товар попадает в сферу международного обращения. С помощью средств транспорта товар перемещается от места его  производства до пункта потребления. При  этом транспорт как бы продолжает процесс производства товара в пределах сферы обращения, добавляя к его изначальной стоимости (цене), стоимость (цену) произведенной транспортной продукции во время перемещения.

Транспорт, обслуживая практически все виды международных  экономических отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в республике, выступая на международном рынке как экспортер транспортных услуг.

Преимущества  автомобильного перед другими видами транспорта состоят в следующем:

маневренность - возможность концентрации транспорта там, где требуется. Сбор и доставка грузов могут быть выполнены без перегрузок, во все пункты, куда может доехать автомобиль. Именно эта характеристика в большей степени, чем любая другая, принимается во внимание, когда во внутренних перевозках отдают предпочтение автомобильному транспорту по сравнению со всеми другими видами транспорта;

срочность и  регулярность доставки. Время сбора  и доставки грузов может быть назначено  довольно точно. Это важно, когда  для погрузки и выгрузки привлекают рабочую силу и когда прибытие груза синхронизировано с потребностями производства.

большая сохранность  перевозимых грузов. По сравнению  с перевозкой другими видами транспорта, потери, пропажи и загрязнение  груза значительно ниже в связи  с тем, что водитель, осуществляющий перевозку, несет ответственность за сохранность перевозимого груза. При этом упаковка требуется в меньших объемах или даже не требуется поскольку, как правило, отсутствует перевалка грузов.

Самостоятельный выход предприятий и фирм всех видов собственности на внешние рынки, усиление международной производственной кооперации и специализации, создание совместных предприятий, активный переход на прямые связи требуют улучшения транспортного обслуживания. Уровень транспортного обслуживания становится одним из факторов, влияющих на конечные результаты работы предприятий, объединений и фирм, работающих на условиях самофинансирования и валютной окупаемости.

Активный выход  перевозчиков Беларуси на международный  транспортный рынок, сложность и многообразие факторов, действующих в сфере международных и внутренних перевозок, вызывают потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов, способных обеспечивать устойчивую работу предприятий в условиях жесткой конкуренции на транспортных рынках Западной Европы, стран Балтии и СНГ.

 

 

1.2 Структура  организации автомобильных перевозок  в Республике Беларусь

В Республике Беларусь автомобильные перевозки – лицензируемый  вид деятельности. В частности, в  настоящее время в Республике Беларусь в автомобильном транспорте лицензируемыми видами деятельности являются международные и междугородные перевозки грузов и пассажиров, внутригородские, транспортно-экспедиционная деятельность, а также оценка стоимости транспортных средств автомобильного транспорта. Указанные виды деятельности (исключая перевозки на собственные технологические нужды и внутригородские) лицензируются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь через лицензионный орган - Транспортную инспекцию республиканского унитарного предприятия международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс».

В системе лицензирования к внутригородским относятся  перевозки грузов и пассажиров, осуществляемые автотранспортом в пределах населенного  пункта и на расстоянии от его черты  до 50 километров. Перевозки, осуществляемые за пределами населенного пункта на расстоянии более 50 километров в пределах Республики Беларусь, относятся к междугородным. Автомобильные перевозки, осуществляемые за пределы Республики Беларусь, относятся к международным перевозкам.

К транспортно-экспедиционной деятельности относится хозяйственная  деятельность по организации перевозки  грузов, включая их отправку и

получение, а  также выполнение других связанных  с перевозкой операций, по договору транспортной экспедиции.

На каждый вид деятельности, подлежащий лицензированию, выдается одна лицензия, сроком на пять лет.

В зависимости  от вида лицензируемой деятельности лицензии имеют следующие серии:

АА - междугородные  перевозки грузов автомобильным  транспортом (в пределах Республики Беларусь);

АВ - междугородные  перевозки пассажиров автомобильным  транспортом (в пределах Республики Беларусь);

АЕ - международные  перевозки грузов автомобильным  транспортом (за пределы Республики Беларусь);

АК - международные  перевозки пассажиров автомобильным транспортом (за пределы Республики Беларусь);

МА - транспортно-экспедиционная деятельность;

ОА - оценка стоимости  транспортных средств автомобильного транспорта.

Оформление  лицензий и лицензионных карточек осуществляется юридическими и физическими лицами в указанной последовательности:

1. Получение  перечня документов, необходимых  для оформления лицензии.

2. Подготовка  пакета документов для получения  лицензии по перечню.

3.Подача пакета документов в Транспортную инспекцию для предварительной проверки и проверка готовности предприятия, индивидуального предпринимателя.

4. В случае если весь  пакет документов соответствует  предъявляемым требованиям, юридическое  или физическое лицо заполняет  заявление и подает документы.  При несоответствии предъявляемым  требованиям - документы не принимаются.

5. Получение лицензии.

6. Подготовка пакета для  получения лицензионных карточек (при первичном обращении не  требуется, за исключением документов, связанных с регистрацией индивидуального  предпринимателя).

7. Получение лицензионных карточек (в случае, если все поданные документы соответствуют предъявляемым требованиям).

Оформление и выдача лицензии производится после изучения всех представленных документов, а при необходимости - после проверки готовности юридического или физического лица к осуществлению лицензируемой деятельности на транспорте.

Контроль за юридическими и физическими лицами при осуществлении  ими лицензируемой на автомобильном  транспорте деятельности осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь через Транспортную инспекцию Республиканского унитарного предприятия международных автомобильных сообщений «Интеравтотранс».

Контроль за лицензируемой  деятельностью на транспорте осуществляется непосредственно по месту расположения субъекта хозяйствования на транспорте, а также на линии. [2, с. 85]

В соответствии со статьей 34 Закона в целях повышения эффективности  и качества представляемых транспортных услуг Министерство транспорта и  коммуникаций может устанавливать  дополнительные лицензионные требования и вводить ограничения (квотирование) числа лицензий на отдельные виды перевозок. В соответствии со статьей 34 Закона в настоящее время разрабатывается проект дополнений и изменений в порядок лицензирования автомобильных перевозок.

В первую очередь будут ужесточены требования по допуску владельцев лицензий к рынку международных автомобильных перевозок.

Информация о работе Финансы организаций