Финансы некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Наличие гражданского общества– это основное условие существования правового государства, а некоммерческие организации – одна из главных составляющих гражданского общества. Именно некоммерческие организации обуславливают конструктивное взаимодействие между тремя силами: государственными структурами, бизнесом и обществом, представляя в этом взаимодействии общество и отражая интересы различных, в том числе незащищенных, групп населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
1.Содержание и функции финансов некоммерческих организаций………….4
1.1. Основные признаки некоммерческих организаций…………........4
1.2. Принципы функционирования финансов некоммерческих предприятий и формы их финансовых отношений с другими субъектами экономических отношений………………………………………………………………..13
2.Финансовые ресурсы некоммерческих предприятий……………………….17
2.1. Определение, источники формирования и структура финансов некоммерческих организаций……………………………………………….17
2.2. Основные направления использования ресурсов некоммерческих организаций…………………………………………………………………...23
3. Особенности финансовых отношений бюджетных организаций…………26
3.1. Принципы организации и функционирования финансов бюджетных организаций………………………………………………………………..…26
3.2. Налогообложение бюджетных организаций…………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….45
Список использованной литературы…………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

Dokument_Microsoft_Word.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого основными  источниками финансовых ресурсов бюджетных учреждений являются:

        - бюджетные ассигнования, предоставляемые из бюджетов разных уровней (федерального, субъектов РФ и местных), в разрезе отдельных видов расходов, определенных бюджетной классификацией;

        - поступления от оказания платных услуг населению. Оказание платных услуг должно быть направлено на улучшение обслуживания населения путем предоставления социально значимых услуг по профилю деятельности учреждений и не должно осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета. В противном случае все средства, полученные от оказания этих видов платных услуг, изымаются в бюджет;

        - выручка от реализации продукции собственного производства (например, учебно-производственных мастерских в школах), покупных товаров и оборудования, творческой продукции учреждений культуры, сборы от продажи билетов на театрально-зрелищные мероприятия;

         - выручка от реализации основных средств и сдачи имущества в аренду и субаренду;

         - выручка от оказания посреднических услуг;

         - доходы от долевого участия в деятельности других учреждений и организаций;

         - доходы от приобретения акций, облигаций, иных ценных бумаг и получения доходов (дивидендов, процентов) по ним;

         - доходы от иных внереализационных операций (курсовых разниц при операциях с иностранной валютой, от операций, связанных с размещением денежных средств на текущих счетах в кредитных организациях и др.);

         - добровольные взносы предприятий, учреждений, благотворительных фондов и отдельных граждан. [4, c. 230-231]

Направления использования  финансовых ресурсов, независимо от источника их образования (бюджетных либо внебюджетных средств), определяются в строгом соответствии с подразделениями экономической классификации расходов Бюджетной классификации РФ, устанавливающими конкретные цели расходования средств. Все расходы делятся на две основные группы: текущие и капитальные расходы. В первую группу входят расходы на оплату труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог, уплачиваемый в государственные внебюджетные фонды), приобретение продуктов питания, медикаментов, мягкого инвентаря, расходы на командировки и служебные разъезды, оплата различных видов услуг (коммунальных, транспортных, услуг связи и др.), выплата стипендий и т.д. Во вторую группу включаются затраты на капитальное строительство, капитальный ремонт, приобретение оборудования и инвентаря и т.д.

Состав расходов и  их соотношение различно в учреждениях  разных отраслей социально-культурной сферы. Общим для всех учреждений является преобладающий уровень расходов на оплату труда с начислениями на нее. Однако ряд расходов характерен только для определенных учреждений. Например, расходы на выплату стипендий предусмотрены только в сметах доходов и расходов учреждений профессионального образования, расходы на медикаменты - учреждений просвещения и здравоохранения (в основном стационарных медицинских учреждений), расходы на приобретение мягкого инвентаря - детских дошкольных учреждений, учреждений здравоохранения и т.д. Однако в настоящее время государством за счет бюджетных средств реально финансируется ограниченный состав расходов - в основном оплата труда, начисления на фонд оплаты труда (единый социальный налог), стипендии, питание, медикаменты. Финансирование остальных видов расходов (большая часть коммунальных услуг, приобретение оборудования, капитальное строительство, капитальный ремонт и др.) учреждения вынуждены производить за счет внебюджетных средств. При этом нарушается основной принцип сметного финансирования - покрытие за счет бюджетных средств всех расходов, необходимых для нормального функционирования учреждения.

В отдельных отраслях социально-культурной сферы имеются  некоторые особенности. В здравоохранении  они связаны с переходом отрасли  на обязательное медицинское страхование. Финансовый механизм функционирования здравоохранения в течение длительного времени базировался исключительно на системе государственного бюджетного финансирования. Принятие Закона РФ «О медицинском страховании граждан» изменило систему финансового обеспечения отрасли. Основными источниками финансирования здравоохранения стали средства бюджетов всех уровней, средства обязательного и добровольного медицинского страхования и средства, поступающие от оказания платных медицинских услуг. Средства обязательного медицинского страхования увеличили финансовую базу здравоохранения. Однако, несмотря на расширение источников финансового обеспечения отрасли, увеличения общего объема финансовых ресурсов в здравоохранении не произошло за счет частичного замещения бюджетных средств средствами обязательного медицинского страхования.

Множественность источников финансирования учреждений здравоохранения не означает их объединения и распоряжения одним органом управления: бюджетными средствами распоряжаются финансовые органы, а средствами обязательного медицинского страхования — фонды обязательного медицинского страхования. Переход к обязательному медицинскому страхованию привел к необходимости разграничить расходы на здравоохранение между этими двумя источниками. За счет средств медицинского страхования стало осуществляться финансирование большинства стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений в соответствии с договорами по обязательному медицинскому страхованию. Бюджетные средства используются только для финансирования учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях (инфекционные болезни, туберкулез, психиатрия), а также учреждений скорой медицинской помощи, станций переливания крови, родильных домов, домов ребенка. За счет бюджетных средств также финансируются приобретение дорогостоящего медицинского оборудования и капитальный ремонт объектов здравоохранения. И, наконец, за счет бюджетных ассигнований осуществляется уплата страховых взносов за неработающее население (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных).

В организациях культуры и искусства особенности организации  финансов связаны с функционированием данных организаций не только на принципах сметного финансирования, но и самоокупаемости. Значительная часть услуг таких организаций, как библиотеки, большая часть музеев, учреждений клубного типа оплачивается за счет бюджетных средств. Эти учреждения находятся на сметном финансировании и получают средства из бюджетов разных уровней, главным образом из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Остальные организации культуры (театры, филармонии, цирки, выставочные залы и др.) оказывают большую часть предоставляемых ими услуг на платной основе.

Финансовые ресурсы  учреждений культуры и искусства  формируются также и за счет бюджетных  ассигнований, и за счет внебюджетных источников. Однако направления расходования бюджетных средств отражают специфику деятельности организаций культуры. К ним относятся затраты на реставрацию памятников истории, культуры и архитектуры, на создание новых постановок, представлений, на подготовку концертных программ, организацию фестивалей, выставок, на создание и обновление композиций музеев и выставок, на содержание животных в цирках и зоопарках и другие расходы. При этом бюджетные средства должны использоваться только на осуществление основной деятельности, т.е. деятельности по предоставлению культурных благ населению, по созданию и распространению культурных ценностей.

Финансовые ресурсы  органов государственной власти (законодательной и исполнительной) и органов местного самоуправления формируются в основном за счет бюджетных средств. При этом данным органам не разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Вместе с тем помимо бюджетных ассигнований финансирование органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется также за счет средств целевых бюджетных фондов.

 

3.2 Налогообложение бюджетных организаций

Основным нормативным  документом, регламентирующим налогообложение  в Российской Федерации, является Налоговый  кодекс Российской Федерации.

Бюджетные учреждения являются плательщиками таких налогов  как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог, налог на доходы физических лиц, государственная пошлина, налог  на имущество организаций, транспортный налог и земельный налог. Помимо этого, бюджетные учреждения могут применять специальные налоговые режимы, которые предусматривают освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов - это упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Рассмотрим особенности  обложения данными налогами результатов  деятельности бюджетных учреждений.

Так, до 31 декабря 2001 года бюджетные учреждения при расчете  налога на прибыль руководствовались законом России от 27 декабря 1991 года № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и инструкцией государственной налоговой службы России от 20 августа 1998 года № 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными учреждениями и представления отчетности в налоговые органы".

Согласно закону № 2116-1 плательщиками налога на прибыль  были предприятия и организации, в том числе и бюджетные, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. В инструкции № 48 это положение уточнялось: плательщиками налога на прибыль должны быть признаны бюджетные организации, получающие доходы от предпринимательской деятельности и другие доходы.

С введением в действие главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации в 2002 году данный закон и инструкция утратили силу.

Согласно статье 246 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками  налога на прибыль организаций признаются российские и иностранные организации.

Таким образом, бюджетные  учреждения как российские организации являются плательщиками налога на прибыль вне зависимости от того, занимаются ли они предпринимательской деятельностью или нет, а значит, они должны представлять в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль.

С введением в действие главы 25 не предусматриваются льготы при налогообложении прибыли. Необходимо отметить, что суммы доходов от предпринимательской деятельности, реинвестированные в основную деятельность образовательных учреждений и учреждений культуры, с 1 января 2002 года не освобождаются от налога на прибыль, как это было ранее. Помимо того, облагаются налогом суммы, перечисленные учреждению за услуги, выполненные в рамках основной уставной деятельности.

До 2005 года Налоговым  кодексом Российской Федерации были установлены следующие ставки налога на прибыль: в федеральный бюджет - 7,5 процента; в бюджет субъекта Российской Федерации - 14,5 процента и в местные бюджеты - 2 процента.

С 2005 года статьей 284 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая  ставка в размере 24 процента распределяется следующим образом:

-   в федеральный  бюджет - 6,5 процента;

-   в бюджет субъекта  Российской Федерации - 17,5 процента.

5 августа 2000 года была  введена в действие глава 21 "Налог на добавленную стоимость"  Налогового кодекса Российской Федерации, которая вступила в силу с 1 января 2001 года.

До 31.12.2000 года бюджетные  учреждения исчисляли и уплачивали налог на добавленную стоимость  согласно Закону Российской Федерации  от 6 декабря 1991 года № 1992 - I "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 года № 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость".

Очень часто приходится сталкиваться с тем, что бюджетные  учреждения не отчитываются перед налоговыми органами в части исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Мотивируют они это тем, что никакой предпринимательской деятельности не осуществляют. Поэтому необходимо обратить внимание на то, что в части исчисления и уплаты налога, и сдачи налоговой отчетности Налоговый кодекс Российской Федерации не делает различий между бюджетными и коммерческими организациями.

Бюджетные учреждения согласно статье 145 Налогового кодекса Российской Федерации имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации действует  несколько ставок налога на добавленную  стоимость: 0 % 10 % и 18 %. Кроме этого можно применять расчетную ставку налога на добавленную стоимость.

В соответствии со статьей 235 главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации бюджетные организации  также являются плательщиками единого  социального налога.

При определении налоговой  базы учитываются любые выплаты  и вознаграждения, в том числе в натуральной форме.

Не подлежат налогообложению  суммы материальной помощи, выплачиваемые  физическим лицам за счет бюджетных  источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период.

Некоторые категории  бюджетных учреждений имеют льготы по уплате единого социального налога в соответствии со статьей 245 Налогового кодекса Российской Федерации.

Уплата налога (авансовых  платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Главой 23 Налогового кодекса  Российской Федерации определен порядок уплаты налога на доходы физических лиц. Особенность данного налога в том, что его плательщиками являются физические лица - работники бюджетной организации, как штатные, так и работающие по договорам гражданско-правового характера. Бюджетная организация выступает как налоговый агент, удерживая этот налог из заработной платы и перечисляя его в бюджет.

Информация о работе Финансы некоммерческих организаций