Финансы и финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить финансовую систему РФ

Задачи курсовой работы:

- рассмотрение социально-экономической сущности финансов и функции финансов
- изучить структуру финансовых отношений

Содержание

Введение...................................................................................................................4
1.Теоретические аспекты финансовой системы Российской федерации ……………………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность финансов…………………………………………………………..7
1.2Функции финансов…………………………………………………………...11
1.3.Особенности и структура финансовых отношений…………………….....14
1.4. Роль финансов в расширенном производстве…………………………….17
1.5 Характеристика звеньев финансовой системы…………………………….20
2. Анализ финансов РФ в условиях рыночных преобразований……...21
2.1 Анализ финансовой деятельности государства……………………………27
2.2 Анализ финансового рынка РФ……………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….35
Решение расчетных задач……………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по финансам.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 2.2 видно, что  в структуре расходов федерального бюджета в 2012 г. по сравнению с 2009 виден рост доли расходов на социальную сферу на 8.9 % и на финансовую помощь бюджетам других уровней на 2.8 % ,в то время как международная деятельность в 2012 г. осталась практически неизменной.  При уплате налогов часть прибыли или накоплений предприятий и граждан перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную систему или во внебюджетные фонды. Вся бюджетная деятельность государства и деятельность государства по аккумуляции налогов, сборов и пошлин регламентируется специальным законодательством, в основе которого лежат нормы Конституции РФ, Бюджетного и Налогового кодексов, в соответствии с которыми бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты) обеспечивается системой налоговой (федеральными налогами и сборами, региональными налогами и налогами и сборами местного уровня).

Государственный кредит основан на добровольности платежей. Это деятельность государства по получению в кредит (то есть. взаймы) средств от юридических, физических лиц и других государств. Государственный кредит осуществляется прежде всего через размещение различных государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Облигации государственного займа размещаются на добровольной основе среди населения и юридических лиц. В условиях становления рынка происходит и становление рынка ценных бумаг, и в связи с этим увеличивается выпуск государственных ценных бумаг в виде государственных краткосрочных обязательств (ГКО), облигаций краткосрочных займов и других ценных бумаг, размещаемых среди коммерческихструктур.  
   Государственный кредит — это также и внешние займы государства, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглашениям или у международных фондов, таких как Международный валютный фонд (МВФ), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

В последующие годы государство в законе о бюджете регулярно предусматривает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.

Банковский кредит—это сложная многосторонняя деятельность, предполагающая как мобилизацию денежных средств (когда ресурсом для целей кредитования являются добровольные вложения вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности), так и расходование средств путем выдачи кредитов на тех же условиях.

Ни одно государство  не может избежать стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и других трагических неожиданностей, на ликвидацию которых необходимо тратить дополнительные денежные средства, резервные фонды которых должны быть образованы заранее. Эта деятельность является одной из функций государства. Она практически служит трем целям: восстановление понесенного ущерба — выплаты по страховым случаям; аккумуляция средств для проведения профилактических мероприятий и дополнительное аккумулирование финансовых ресурсов в фонды денежных средств.

Широко распространенное сейчас коммерческое страхование также важно в целом для государства, так как оно служит покрытию расходов по страховым случаям, что является государственной задачей, а также для образования дополнительных денежных фондов в государстве, которые связаны с бюджетной системой через налоги, которые они выплачивают в повышенном размере и тем самым пополняют казну. Кроме того, размещая свои средства в банках, они также служат источником пополнения финансовых ресурсов банков. Поэтому государство всемерно поощряет данный вид коммерческой деятельности.

Методом мобилизации  средств служит и эмиссия денег. Этот способ аккумуляции средств  в бюджет широко используется при  переходе к рыночной экономике, что  можно было наблюдать, например, в  период НЭПа, а равно в настоящее  время. Свободные цены потребовали увеличения денежной массы в обращении и, следовательно, повлекли за собой эмиссию денег, которые в свою очередь стали дополнительным бюджетным ресурсом. Кроме того, в рыночной экономике возможна точечная, регулируемая эмиссия денег, имеющая даже инфляционную основу, которая может быть использована при дефиците бюджетных средств, когда не выплачивается заработная плата. Такая эмиссия может послужить оживлению спроса на рынке, который в свою очередь стимулирует рыночное предложение и соответственно положительно влияет на развитие производства.  
Государственное финансирование, таким образом, — это безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств на содержание всей социальной сферы, инвестиции, оборону, управление. Финансирование осуществляется как за счет централизованных, бюджетных и внебюджетных фондов, так и за счет децентрализованных фондов.

В последнее время  в Российской Федерации возник и  новый метод использования денежных средств — бюджетное кредитование. Так, в соответствии со ст. 62 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2000 год» Правительство РФ вправе осуществлять в 2000 г. расходы федерального бюджета на условиях возвратности на агропромышленный комплекс, а также на условиях возвратности и платности расходов на целый ряд мероприятий, предусмотренных этой статьей Закона [3]. Однако законы о федеральных бюджетах, например, на 2002 и 2003 годы подобных статей расходов не предусматривали .

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные  органы власти — Федеральное Собрание и его две палаты — Государственная Дума и Совет Федерации, финансовые, налоговые, кредитные учреждения, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных органов власти. Важнейшей функцией законодательных органов является контроль за состоянием финансов, за расходованием государственных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляют контрольно-ревизионные  отделы министерств, ведомств. Эти органы проводят проверки финансово-хозяйственной  деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах  по обеспечению государственного финансового  контроля в РФ» функции государственного контроля с учетом распределения  полномочий возложены на Счетную  палату РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ (Главное управление Федерального казначейства и контрольно-ревизионное управление), Государственную налоговую службу РФ, Федеральную службу России по валютному и экспортному контролю, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, а также на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и внебюджетных фондов [8].

Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением  доходных и расходных статей федерального бюджета, законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов. Осуществляя контроль в процессе исполнения федерального бюджета, Счетная палата проводит анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовку предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом.

В обязанности Счетной  палаты входит регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. 
Контрольные положения Счетной палаты распространяются на все государственные органы и учреждения в РФ, на федеральные внебюджетные фонды.  
Итак, финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: формирование в том или ином виде денежных фондов государства; использование этих фондов для реализации своих задач; регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ.

2.2 Анализ финансового рынка РФ

   В 2012г. российский финансовый рынок развивался в условиях  продолжения роста российской экономики, испытывая влияние конъюнктуры  зарубежных товарных и финансовых рынков, изменения аппетита глобальных инвесторов к риску. Основные внешние шоки для российского финансового рынка в рассматриваемый период были  связаны с колебаниями цен на мировом рынке энергоносителей и долговым кризисом в странах зоны евро.

По итогам 2012 г. темп роста стоимостного объема финансового рынка  (Табл.2.3), по оценке, уступил темпу роста номинального валового внутреннего продукта.

Таблица 2.3 Структура  российского рынка капитала( млрд. руб.)

Сегмент

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012 1

1. Банковские кредиты нефинансовым организациям и населению (задолженность)

 

2675

 

3886

 

5453

 

8031

 

2287

 

16527

 

16115

 

18148

 

23266

 

27387

В том числе:

– нефинансовым организациям

– физическим лицам

 

 

 

2426

249

 

 

3348

538

 

 

4397

1056

 

 

6148

1883

 

 

9316

2971

 

 

12510

4017

 

 

12542

3574

 

 

14063

4085

 

 

17715

5551

 

 

19823

7564

2. Негосударственные ценные бумаги (объем в обращении)

7123

8459

15939

28784

37111

16748

29486

37434

33759

34052

2.1. Банковские долговые ценные бумаги, кроме облигаций (объем выпущенных)

В том числе:

– депозитные сертификаты

– сберегательные сертификаты

– векселя и банковские акцепты

 

616

 

 

 

 

148

2

466

 

609

 

 

 

 

99

 

4

506

 

676

 

 

 

 

55

 

7

615

 

840

 

 

 

 

33

16

790

 

856

 

 

 

 

30

21

806

 

772

 

 

 

 

12

16

743

 

769

 

 

 

 

19

14

735

 

811

 

 

 

 

15

12

783

 

866

 

 

 

 

13

10

843

 

1325

 

 

 

 

11

192

1121

2.2. Капитализация рынка акций

5807

6867

13549

25315

32617

11017

23091

30189

25708

24051

2.3. Корпоративные облигации, обращающиеся на внутреннем рынке

160

263

481

906

1272

1815

2569

2965

3437

4057

2.4. Корпоративные еврооблигации

– в млрд. долл. США

378

12,8

628

22,6

1167

40,5

1663

63,1

2315

94,3

3049

103,8

3006

99,4

3416

112,1

3716

115,4

4587

148,9

2.5. Небанковские векселя резидентов (кроме госорганов), учтенные банками

 

163

 

91

 

65

 

61

 

51

 

94

 

52

 

53

 

33

 

33

3. Государственные ценные бумаги

(объем в обращении, по номиналу)

 

1692

 

1894

 

2020

 

2051

 

2092

 

2330

 

2743

 

3491

 

4209

 

4622

3.1. Государственные (федеральные) облигации в рублях

(ГКО-ОФЗ, ОВОЗ)

 

315

 

558

 

722

 

876

 

1047

 

1144

 

1470

 

2054

 

2893

 

3200

3.2. Государственные (федеральные) валютные облигации

В том числе:

– еврооблигации РФ, млрд. долл. США

– ОВГВЗ и ОГВЗ, млрд. долл. США

1267

 

 

35,7

7,3

1179

 

 

35,3

7,1

1111

 

 

31,5

7,1

969

 

 

31,9

4,9

812

 

 

28,6

4,5

867

 

 

27,7

1,8

847

 

 

26,2

1,8

982

 

 

30,5

1,8

940

 

 

 

29,2

0,02

1076

 

 

 

34,9

0,01

3.3. Облигации субъектов РФ и муниципальных образований в рублях и в иностранной валюте

 

111

 

158

 

187

 

207

 

233

 

318

 

426

 

454

 

375

 

346

Всего по рынку капитала

11490

14239

23412

38865

51490

35604

48344

59072

61234

66061

Справочно:

Номинальный ВВП

13208

17027

21610

26917

33248

41277

38807

45173

54586

61028 2

Отношение объема рынка капитала к ВВП, %

87

84

108

144

155

86

125

131

112

108


 

1   На 30.11.12.

 

В результате соотношение совокупного объема финансового рынка и ВВП России уменьшилось до 108% на конец 2012 г. Против 112% на конец 2011 г. (рис.2.1). По отношению к ВВП капитализация рынка  акций сократилась на 8 процентных  пунктов, до 39%,объем находящихся в обращении долговых ценных бумаг увеличился на 2 процентных пункта, до 24%, задолженность нефинансовых организаций и физических лиц по банковским кредитам также увеличилась на 2 процентных пункта и достигла 45%.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2.1 Динамика объемных показателей российского  финансового рынка

Динамика ценовых  индикаторов  финансового рынка в 2012 г. была неравномерной. Укрепление рубля, а также сравнительно низкий уровень инфляции способствовали росту интереса инвесторов, в том числе нерезидентов, к рублевым ценным бумагам и повышению их котировок, доходность основных  видов  рублевых облигаций снижалась С середины марта конъектура основных сегментов российского финансового рынка стала ухудшаться под влиянием снижения цен на мировом рынке  нефти и нестабильности на мировом финансовом рынке. Объем  рублевых ливидных средств российских банков уменьшился, процентные ставки на денежном рынке повысились. Сократился спрос инвесторов на рублевые долевые и долговые ценные бумаги, их котировки снизились. Прекратилось укрепление национальной валюты, а в мае курс рубля к основным мировым валютам резко понизился.

В сентябре на конъюнктуру внутреннего финансового рынка  значительное влияние оказали действия органов денежно-кредитного регулирования в стране и за рубежом. С одной стороны, Федеральная резервная система США объявила о третьем раунде количественного смягчения, а Европейский центральный банк анонсировал новую  программу стабилизации рынка государственного долга в странах зоны евро, что способствовало повышению аппетита инвесторов к риску и поддержало котировки ценных бумаг, в том числе российских. С другой стороны, в связи с усилением инфляционных рисков Банк России повысил процентные ставки  по своим операциям, что вызвало соответствующий рост ставок денежного рынка.

В течение большей  части 2012 г. Ставки денежного рынка  были близки к ставкам по операциям  прямого РЕПО (рынок межбанковского кредитования) с банком России. Среднегодовой уровень процентных ставок на денежном рынке повысился по сравнению с предыдущим годом. При увеличении оборотов в сегменте операций межбанковского кредитования сократились обороты операций междилерского РЕПО, отчасти в связи с увеличением банками заимствований у Банка России. В течение большей части 2012 г. российские банки являлись нетто-кредиторами зарубежных банков.

Информация о работе Финансы и финансовая система РФ