Финансы и финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить финансовую систему РФ

Задачи курсовой работы:

- рассмотрение социально-экономической сущности финансов и функции финансов
- изучить структуру финансовых отношений

Содержание

Введение...................................................................................................................4
1.Теоретические аспекты финансовой системы Российской федерации ……………………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность финансов…………………………………………………………..7
1.2Функции финансов…………………………………………………………...11
1.3.Особенности и структура финансовых отношений…………………….....14
1.4. Роль финансов в расширенном производстве…………………………….17
1.5 Характеристика звеньев финансовой системы…………………………….20
2. Анализ финансов РФ в условиях рыночных преобразований……...21
2.1 Анализ финансовой деятельности государства……………………………27
2.2 Анализ финансового рынка РФ……………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….35
Решение расчетных задач……………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по финансам.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

Важный элемент производства рабочей силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение – финансы. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

Только в условиях резкого увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий возможно прекращение спада производства и экономический рост.

1.5 Характеристика звеньев финансовой системы

 

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет:

– Пенсионный фонд РФ;

– Государственный фонд занятости населения;

– Российский фонд технологического развития и отраслевые фонды НИОКР;

– Фонд инвестирования жилищного строительства, и др.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для  обычного налогоплательщика ничем  не отличаются от налогов. Основные суммы  отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение, что гарантирует  использование средств, в полном объеме.

Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно финансировать важнейшие социальные мероприятия. В отличие от государственного бюджета расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, облегчает их использование; с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме. Поэтому в целях усиления контроля за расходом средств внебюджетных фондов ставится вопрос о консолидации некоторых из них в бюджете с сохранением целевой направленности их расходов. 

Государственный бюджет.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней: федеральный бюджет, региональные бюджеты и местные бюджеты.

Федеральный бюджет –  важнейшее звено финансовой системы  страны. В сущности, это финансовые ресурсы федерального государства. Федеральный бюджет включает доходы и расходы, органически связанные с макроэкономическими показателями, объемом налогов и задачами финансовой политики государства.

Бюджет субъекта РФ – это региональный бюджет, включающий республиканский, краевой, областной бюджеты и бюджеты крупных городов (например, таких, как Москва и Санкт-Петербург).

Местные бюджеты охватывают бюджеты  городов, не имеющих районного деления, и районов с включением бюджетов районного центра.

Государственные внебюджетные фонды.

В современном экономическом словаре  даются следующие определения внебюджетных фондов:

1) денежные средства государства,  не включаемые в государственный  бюджет и используемые по определенному  целевому назначению (например, государственный пенсионный фонд, государственный фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования);

2) средства организаций, учреждений, муниципальных органов, не входящие  в доходные и расходные статьи  бюджетов, финансируемые из других, внебюджетных источников.

Государственный кредит.

Следует учесть, что на всех уровнях  управления финансами присутствует кредит. Государственный кредит –  это кредитные отношения между  государством, юридическими и физическими  лицами, при которых государство выступает в основном заемщиком. Государственный заем осуществляется путем продажи физическим и юридическим лицам государственных ценных бумаг. Таким образом формируется государственный долг.

При государственном кредите государство  выступает не только заемщиком, но и кредитором. Правительство может предоставлять кредиты резидентам (в основном виде краткосрочной бюджетной ссуды). Предприятиям агропромышленного комплекса, районов Крайнего Севера (и приравненных к ним местностям) предоставляются товарный и льготный кредиты. Государственный кредит может выступать также в форме гарантированных обязательств федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ, хозяйствующими субъектами.

Фонд страхования.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

До 1990 г. страхование в России было построено на началах государственной монополии. Это означало, что только государство могло совершать операции по страхованию и давать гарантированные обязательства по возмещению ущерба, понесенного организациями или гражданами в результате стихийного бедствия или несчастного случая. Все страховые операции в стране проводились Госстрахом СССР, который осуществлял свою работу на началах хозяйственного расчета. Государственная монополия на имущественное и личное страхование позволяла в общегосударственном масштабе централизовать денежные средства, предусмотренные на эти цели.

В связи с развитием рыночных отношений появилась возможность отказаться от монополии государства в страховом деле. Рынок побуждает государственные страховые организации изменять структуру и направления деятельности в соответствии с новыми экономическими условиями. В настоящее время наряду с государственными страховыми организациями страхование осуществляют негосударственные страховые компании, получившие лицензии на проведение страховых операций.

Страхование в условиях рыночной экономики все больше становится сферой коммерческой деятельности.

Финансово-кредитная  система.

Финансово-кредитная  система – в макроэкономике – система, обеспечивающая финансовую и кредитную политику государства и все аспекты финансового рынка. Финансово-кредитная система связывает финансовую и кредитную системы, первичный и вторичный рынки.

Кредитная система – совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования, а также система кредитных учреждений.

По этому звену рассматривается  банковская система РФ.

Банковская система – совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма. В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится центральный банк, а на втором уровне – сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.

Финансы предприятий  различных форм собственности.

Финансы предприятий  различных форм собственности (государственные, муниципальные, акционерные, частные, арендные и др.), являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми  ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования

Глава 2. Анализ финансов  РФ в условиях рыночных преобразований

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Анализ финансовой деятельности государства

 

 

Деятельность государства  в области финансов реализуется  при выполнение им следующих функций:

- распределительной,  которая на государственном уровне  связана с:

 

• Межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах большой эффективности и рационального использования национального дохода;

• наличием наряду с производственной сферы, в которой национальный доход не создается (обучение, социальное страхование, здравоохранение);

• перераспределением доходом между различными социальными группами населения (многодетные, малоимущие)

- контрольной, которая  проявляется в контроле за  распределением ВВП и национального  дохода. Реализуется эта функция  через систему органов исполнительной власти.

— стимулирующей —  состоит в том, что государство  с помощью целой системы финансовых рычагов и методов может оказать  воздействие на развитие предприятия, целых отраслей и экономики в  целом.  
Финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: это, во-первых, формирование в том или ином виде денежных фондов государства, во-вторых, использование этих фондов для реализации своих задач и, в-третьих, регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов в перераспределение и контроле финансовых потоков.

По данным Министерства финансов РФ, динамика доходов федерального бюджета в 2010-2012 гг., отражена в таблице 2.1 (в % к общей сумме доходов):

 

 

Таблица 2.1 Динамика доходов федерального бюджета 2010-2012 г.

 
Показатели 

 
2010 год

 
2011 год

 
2012 год

 
Налог на прибыль 

 
15,8

 
14,1

 
9,5

 
НДС

 
33,6

 
39,2

 
40,6

 
Акцизы 

 
11,3

 
12,8

 
11,4

 
Налоги на внешнюю торговлю и  внешнеэкономические операции

 
20,6

 
21,6

 
17,0

 
Неналоговые доходы

 
5,7

 
6,7

 
8,2

 
Прочие доходы, включая целевые  бюджетные фонды 

 
13,0

 
5,6

 
13,3

 
Итого

 
100

 
100

 
100


 

По данным таблицы 2.1 видно, что по сравнению с 2010 годом в 2012 году наблюдался рост доходов федерального бюджета, но не по всем статьям, например налог на прибыль в 2012 году уменьшился на 6,3 %, а налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции уменьшился на 3,6 %.

В таблице 2.2. рассмотрим структуру расходов федерального бюджета  в 2010-2012 гг. ( в % к общей сумме расходов)

 

 

 

Таблица 2.2. Динамика расходов федерального бюджета 2010-2012 гг.

 
Показатели 

 
2007 год

 
2008 год

 
2009 год

 
Государственное управление и местное  самоуправление

 
2,5

 
2,9

 
3,0

 
Международная деятельность

 
2,2

 
1,9

 
2,2

 
Национальная оборона

 
20,5

 
18,0

 
14,6

 
Правоохранительная деятельность и  судебная власть

 
11

 
11

 
8,9

 
Промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь

 
3,7

 
3,7

 
3,3

 
Социальная сфера

 
13,2

 
9,0

 
22,1

 
Обслуживание государственного долга

 
20,6

 
20,1

 
14,6

 
Финансовая помощь бюджетам др. уровней

 
10,8

 
15,6

 
13,6

 
Прочие расходы, включая целевые  бюджетные фонды

 
15,5

 
17,8

 
17,7

 
Итого

 
100

 
100

 
100

Информация о работе Финансы и финансовая система РФ