Финансы и финансовая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить финансовую систему РФ

Задачи курсовой работы:

- рассмотрение социально-экономической сущности финансов и функции финансов
- изучить структуру финансовых отношений

Содержание

Введение...................................................................................................................4
1.Теоретические аспекты финансовой системы Российской федерации ……………………………………………………………………………………..5
1.1 Сущность финансов…………………………………………………………..7
1.2Функции финансов…………………………………………………………...11
1.3.Особенности и структура финансовых отношений…………………….....14
1.4. Роль финансов в расширенном производстве…………………………….17
1.5 Характеристика звеньев финансовой системы…………………………….20
2. Анализ финансов РФ в условиях рыночных преобразований……...21
2.1 Анализ финансовой деятельности государства……………………………27
2.2 Анализ финансового рынка РФ……………………………………………..33
Заключение……………………………………………………………………….35
Решение расчетных задач……………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик по финансам.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен  на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства, ускорение научно-технического прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач  финансового контроля — проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция  финансов проявляется также через  многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

3. Помимо распределительной  и контрольной функции финансы  выполняют также регулирующую  функцию. Эта функция связана  с вмешательством государства  через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства. Однако на сегодняшний день регулирующая функция в России развита слабо.

4. В условиях рыночных  отношений финансы должны также  выполнять стабилизационную функцию.  Ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается Правительством РФ как необходимое условие для перехода рыночной экономики к социально ориентированному экономическому росту.

1.3.Особенности и структура финансовых отношений

 

Финансовые отношения, связанные с движением денежных средств (их распределением и перераспределением), дифференцируются в зависимости  от того, что является предметом  производства товар или нематериальная услуга, в какой отрасли произведен товар (оказана услуга), каковы организационно-правовая форма и характер деятельности (коммерческий, некоммерческий) субъекта хозяйствования. Именно организационно-правовая форма определяет особенности финансовых отношений.

В структуре финансовой системы сфера экономики оказывает определяющее влияние на финансовые отношения и денежные потоки. Современная экономика представлена двумя сферами: производственной, в которой производятся и реализуются товары и материальные услуги, и непроизводственной, в которой оказываются услуги нематериального характера. Общественное назначение и потребительные свойства продуктов этих сфер различаются и определяют принципы организации производства в них. В первой сфере производство базируется на коммерческой основе, во второй (за некоторым исключением) деятельность имеет некоммерческий характер. Для одних целью является получение прибыли, для других — оказание социально значимой услуги или осуществление общественно полезного творческого процесса. В производственной сфере масштабы деятельности, в том числе финансовой, определяются прежде всего спросом со стороны конкретных потребителей. Непроизводственная сфера зависит от общего уровня социально-экономического развития общества, который определяет объем потребности в ее услугах. Все это обусловливает принципиальные различия в организации финансовых отношений.

Финансы производственной сферы. Финансовые ресурсы предприятий производственной сферы экономики формируются как за счет вкладов (паев и т.д.) собственников, так и за счет заемных источников (кредитов, облигационных займов). В процессе деятельности формируется особая группа финансовых отношений инвестиционного характера: амортизация основных фондов, формирование и использование фондов накопления, инвестирование нераспределенной прибыли. Производство приводит к появлению добавленной стоимости, которая распределяется не только между собственниками и работниками, но и между ними и обществом в целом. Возникает сложная система финансовых отношений с государством, банками, страховыми компаниями и т.д.

Финансы непроизводственной сферы. К непроизводственной сфере относят, в частности, услуги финансово-кредитных учреждений: банков, бирж, страховых компаний, инвестиционных фондов и пр. Содержание предоставляемых ими услуг имеет ярко выраженный денежный характер: передача денег во временное пользование (кредитование), приобретение финансовых активов, денежная компенсация понесенного ущерба. Совокупность этих учреждений есть финансовая система в узком смысле. Получение прибыли — суть финансов данного сектора. В этом смысле они близки к финансам производственной сферы, но особый порядок формирования и использования фондов и характер услуги требуют их выделения в особый сектор.

Подавляющая доля услуг  нематериального характера в непроизводственной сфере предоставляется на некоммерческой основе. Услуги, необходимые для достижения социального равновесия, оказываемые отдельным (пусть даже значительным) группам населения или слоям общества, могут предоставляться как на бесплатной, так и на платной основе. Услуги, без которых невозможно существование общества, могут предоставляться гражданам только на бесплатной основе. Это определяет специфику финансов соответствующих отраслей и позволяет выделить их в самостоятельные секторы.

Думается, что в структуре  финансов непроизводственной сферы  необходимо рассматривать еще один особый сектор — финансы общественных объединений. С точки зрения российского законодательства это одна из организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Целью общественных объединений является обслуживание интересов членов объединения: культурных, политических, экологических, экономических, духовных и т.д. Последнее обусловливает то, что в этом секторе происходит формирование финансовых ресурсов только за счет перераспределения доходов после налогообложения. Таким образом, государство не может финансовыми методам регулировать уставную деятельность общественных объединений. Вместе с тем общественные объединения могут накапливать значительные финансовые ресурсы и принимать активное участие в конечно использовании ВНП, а также выступать в качестве инвесторов.

Финансы домашних хозяйств. В современной экономике невозможно не учитывать и такой субъект хозяйствования, как домашнее хозяйство — особая структурная единица, функционирующая на стадии потребления в воспроизводственном процессе. Эта единица может состоять из одного и более человек. В рамках домашнего хозяйств потребляются конечные продукты сферы материального производств и сферы услуг. Основной функцией домашних хозяйств является потребление. Вместе с тем они могут заниматься как рыночным, так и нерыночным производством товаров и услуг. Такое представление получило адекватное отражение в принятой в Российской Федерации системе макроэкономического счетоводства — в системе национальных счетов (СНС). Домашние хозяйства являются полноправными участниками финансовых отношений: получают доходы, платят налог) инвестируют, кредитуют и т.д. Однако деятельность домашних хозяйств не является корпоративной. Именно поэтому в структуре экономики и финансовой системы они образуют отдельную сферу.

Таким образом, структура  финансовой системы современно рыночной экономики должна включать: финансы  производствен сферы, финансы непроизводственной сферы и финансы домашних хозяйств. Исключение какой-либо сферы не позволит сбалансировать производство, распределение и использование ВНП, являющегося результатом воспроизводственного процесса и базой финансового распределения. Кроме того, с учетом определяющей роли государства в организации финансовых потоков, а также в связи с наличием особой группы денежных отношений распределительного характера, связанной с формированием централизованных фондов государства, необходимо выделить в качестве самостоятельной сферы финансовых отношений финансы бюджетной системы.

Итак, финансовая система — это совокупность взаимосвязанных денежных отношений распределительного характера, определяемых экономической структурой общества, дифференцированных в зависимости от источников и способов формирования финансовых ресурсов, а также направлений и целей их использования.

1.4. Роль финансов  в расширенном производстве

Расширенное производство включает непрерывное возобновление  и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием экономических рычагов, товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в производстве всех составных частей ВВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на производственный процесс через  финансирование предприятий и отдельных  отраслей хозяйства, расходов на социальные цели и налоговую политику.

В условиях углубления рыночных реформ происходит перестройка всей системы (финансовых отношений в народном хозяйстве. Государственные финансы, и, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потребности  расширенного производства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и  территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Одной из причин сокращения инвестиционной деятельности в производственной сфере по всем народнохозяйственным комплексам — кризис неплатежей в народном хозяйстве.

Особенно велика роль финансов в расширенном производстве предприятий различных форм собственности, поскольку при их непосредственном участии создается ВВП и происходит его распределение внутри предприятия  и отраслей.

Несмотря на резкое снижение бюджетного финансирования, условия расширенного воспроизводства для предприятий в рыночной экономике облегчаются вследствие возросшей доли прибыли, оставляемой в хозяйстве, увеличившейся амортизации в результате переоценки основных фондов, возможностей привлечения банковских кредитов и других форм заимствования на финансовом рынке.

В недавнем прошлом в  рамках административно-командной  системы роль финансов была незначительной и сводилась, как правило, к контролю за сбором налогов. При этом вся прибыль организаций изымалась, а при необходимости денежные средства выделялись из государственного бюджета.

В рамках рыночных условий  роль финансов в расширенном производстве существенно возросла. Финансы стали играть следующую роль:

- финансовое обеспечение потребностей расширенного производства, предполагающем покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных и привлеченных средств);

- финансовое регулирование социальных и экономических процессов, представляющем собой изменение темпов роста отдельных структурных подразделений с целью перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества;

- финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов, осуществляемом через эффективное вложение финансовых ресурсов, создание поощрительных фондов, использование бюджетных стимулов и финансовых санкций.

Финансовая система  строится на финансовых отношениях, охватывающих такие сферы экономических денежных отношений, которые опосредуют кругооборот децентрализованных денежных фондов организаций разных форм собственности, а также связанных с формированием и использованием централизованных денежных фондов, аккумулирующихся в бюджетной системе.

Финансы, являясь частью финансового механизма, тесно связаны с процессом производства, который существует в разных экономических формациях, непосредственно связаны с товарно-денежными отношениями и государством, представляют собой, прежде всего, стоимостную категорию, осуществляют распределение (на уровне микроэкономики) и перераспределение (на уровне макроэкономики) ВВП и национального дохода.

Большое воздействие  на финансы предприятий оказывает  налоговая политика, виды налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что  налоговая политика в настоящее  время не стимулирует расширенное производство.

Финансы выступают важным элементом производства рабочей  силы, в стоимость которой, помимо оплаты труда, входят также расходы  на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Расширение сферы социальных расходов вызывается во многом требованиями научно-технической революции. Быстрая качественная перестройка производства требует постоянного изменения профессиональной структуры рабочей силы, что влечет за собой дальнейший рост расходов на образование и переквалификацию кадров.

И прекращение спада  производства, и экономический рост возможны только в условиях резкого  увеличения инвестиционных ресурсов, укрепления покупательной силы рубля, облегчения налогообложения производственных предприятий.

В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимоотношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и другое.

Информация о работе Финансы и финансовая система РФ