Финансы и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:03, реферат

Краткое описание

Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в
независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что
отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными
экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней.

Содержание

Введение 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
Проведение финансовой политики в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

местный).

Совокупность бюджетных отношений  по формированию и использованию  бюджетного

фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической

сущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие у

государства с юридическими и физическими  лицами по поводу перераспределения

национального дохода (частично и  национального богатства) в связи  с

образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на

финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд

обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство  имеет

возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках

экономического и социального  развития.

Проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента

распределения и контроля возможно только в процессе человеческой

деятельности, что находит своё отражение в создаваемом государством бюджетном

механизме. Последний является реальным воплощением бюджетной политики,

отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение  экономических

и социальных задач. При правильном построении бюджетного механизма он может

реально влиять на рост экономики  и социальной сферы, ускорение темпов научно-

технического прогресса, обновление и совершенствование материально-

технической базы общественного производства.

Государственный бюджет всегда являлся  важным инструментом воздействия на

развитие экономики и социальной сферы. При переходе к рыночной экономике

государственный бюджет не может и  не должен утратить своей роли; произойдёт

лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством  особых

экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы

перераспределения стоимости общественного  продукта,, концентрируемой в руках

государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные

категории, каждая из которых имеет  специфичное общественное значение; доходы

служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению

общегосударственных потребностей.

Государственный бюджет — это годовой  план государсвенных расходов и

источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и

принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового  года

полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей

деятельности по мобилизации доходов  и осуществлению расходов в соответствии с

принятом в предыдущем году законом о бюджете.

Сейчас структура российского  бюджета в соответствии с федеральным  законом “О

составе и структуре бюджетной  классификации Российской Федерации”, введенном

в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим образом:

I          Доходы бюджета

II         Расходы  бюджета

II.1      Функциональная  структура расходов

II.2      Ведомственная  структура расходов

II.3      Экономическая  структура расходов

III        Финансирование  бюджета

IV        Государственный  долг

Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению с прошедшим годом в

1998 составят соответственно (в млрд. рублей):

    

 

1998 год

1999 год

 
 

Исполнение бюджета

в %% к общей сумме расходов

 

Проект

в %% к общей сумме расходов

 

Доходы

124.5

64.0

 

134.3

65.1

 

Расходы

194.5

100.0

 

206.3

100.0

 

Дефицит бюджета

70.0

36.0

 

72.0

34.9

 
               

 

                 

2.Доходы  государственного  бюджета

                 

Доходы бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с

предприятиями (объединениями), организациями и гражданами в процессе

формирования бюджетного фонда  страны. Формой проявления этих экономических

отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения

в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением -

денежные средства, мобилизуемые в  бюджетный фонд.

Состав бюджетных доходов, формы  мобилизации денежных средств в  бюджет зависят

от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом

экономических задач.

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями,

складывающимися у государства  с юридическими и физическими  лицами. Эти

денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое  общественное

назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Конкретными формами проявления категории налога являются виды налоговых

платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-

правовой стороны налог - это  обязательный платёж, поступающий в  бюджетный

фонд в определённых законом  размерах и установленные сроки. Совокупность

разных видов налогов, в построении и методах исчисления которых  реализуются

определённые принципы, образует налоговую  систему страны.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных

начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и одновременно

служить барьером на пути социального  обнищания низкооплачиваемых слоёв

населения.

Главным среди налогов, взимаемых  с юридических лиц является налог  на прибыль

(доход) предприятий. Его применение вызвано тем, что в условиях рыночного

хозяйства роль прибыли существенно  возрастает; она становится важнейшим

объектом воздействия государства. Банки и другие кредитные учреждения,

осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах, уплачивают в  бюджет

подоходный налог. Налог на имущество  предприятий введён для субъектов

хозяйствования, являющихся собственниками имущества на территории России.

Важное место в налоговой  системе страны занимают платежи  за природные

ресурсы: земельный налог, плата  за воду, лесной доход и др.

Основное место в системе  налогообложения физических лиц  занимает подоходный

налог. Подоходное обложение дополняется  взиманием налога на имущество,

который в условиях перехода к рынку  выполняет не только фискальную роль, но и

служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение

плательщика, осознающего себя собственником.

Наряду с прямыми налогами используются и косвенные, крупнейшим среди которых

является налог на добавленную  стоимость, налог с оборота и  налог с продаж.

Одновременно с налогом на добавленную  стоимость в системе косвенного

обложения используются также различные  акцизы, устанавливаемые на отдельные

виды и группы товаров. В систему  косвенного обложения включаются и  таможенные

пошлины; ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны

и вывозимые за её пределы.

Налог на операции с ценными бумагами включён в налоговую систему  страны

впервые. Уплачивают его юридические  и физические лица (в том числе  и

иностранцы), осуществляющие эмиссию  и операции по купли- продаже ценных

бумаг. Налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица,

рекламирующие свою продукцию. Налог  на перепродажу автомобилей,

вычислительной техники и персональных компьютеров взимается с юридических  и

физических лиц, перепродающих указанные товары.

Государство в лице уполномоченных на это органов (отделы ЗАГС, ОВИР,

нотариальные конторы и др.) оказывает  различного рода услуги юридическим  и

физическим лицам, за которое оно  взимает пошлины и сборы.

К числу платежей, вносимых гражданами, относится сбор за право торговли

(промысловый налог). Сбор за  парковку автотранспорта вносят  водители

автомашин при парковке в специально оборудованных для этих целей  местах.

Граждане, неорганизованно приезжающие  на отдых в курортные местности без

путёвок и курсовок, уплачивают курортный  сбор.

Кроме налогов в бюджет поступают  неналоговые доходы. К ним относятся, с одной

стороны, доходы от эксплуатации государственной  собственности, доходы от

эксплуатации государственной  собственности, а в условиях перехода к рынку - и

от её продажи юридическим и  физическим лицам, а с другой - поступления  от

реализации облигаций государственных  займов и других ценных бумаг.

    

3.Расходы государственного  бюджета

 

Расходы государственного бюджета - это  экономические отношения, возникающие в

связи с распределением фонда денежных средств государства и его

использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. В

расходах бюджета находят своё выражение две стороны единого

распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части

и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций

и учреждений материального производства и непроизводственной сферы,

получающих ассигнования.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно

классифицируют по определённым признакам: по роли в воспроизводстве,

общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности,

целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета

подразделяются на две части: одна связана с развитием материального

производства, совершенствованием его  отраслевой структуры, другая

используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы.

Экономическая группировка бюджетных  расходов по их общественному назначению

отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную,

оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все  расходы бюджета

могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-

культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой группировки

расходов государственного бюджета  составляет общепринятое деление экономики

на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной

сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие

промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта,

связи, торговли и др.; в непроизводственной - по отраслям и видам

общественной деятельности: на народное образование, культуру,

здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. В

государственном  бюджете сохраняется  пока целевое назначение выделяемых

ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.

Наиболее крупными до недавних пор  были расходы бюджета на финансирование

народного хозяйства. В их состав в  соответствии с действующей в  нашей стране

бюджетной классификацией включались расходы на отрасли материального

производства, жилищно-коммунального  хозяйства и бытового обслуживания

населения.

Значительные бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование

социально- культурных мероприятий. Несмотря на важную роль данной группы

бюджетных расходов в социально-экономических  процессах, количественные

характеристики бюджетных затрат на эти цели не только далеки от оптимальных,

но и отражают постепенное ухудшение  уровня социального обслуживания населения

нашей страны. Связано это с тем, что социальная функция государства  в течении

многих лет была на “втором плане”, заставляя невольно экономить на затратах в

социальной сфере. По оценкам некоторых  экономистов, на образование, медицину

и экологию, вместе взятые, приходилось  в конце 80-х годов лишь около 14 %

валового национального продукта, тогда как на военные цели уходило  от 25 до

30 %.

Часть бюджетных средств государство направляет на оборону. Военные расходы

довольно дорого обходятся налогоплательщику. Основное место в затратах на

оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по

текущему содержанию армии и  флота, финансированию научно-исследовательских и

опытно-конструкторских работ; остальное  приходится на долю военного

строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объём расходов на

оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения;

при благоприятной международной  обстановке они сокращаются. Важную роль в

сокращении бюджетных расходов на оборону призвана сыграть военная  реформа. Её

подготовка и проведение позволяет  с меньшим объёмом военных  расходов

качественнее решать стоящие перед армией проблемы.

Расходы бюджета на управление обусловлены  выполнением государством

хозяйственно-организаторской функции  и связаны с наличием специфической -

Информация о работе Финансы и финансовая политика