Финансы и финансовая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 15:03, реферат

Краткое описание

Научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику,
служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в
независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что
отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными
экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей,
заложенных в последней.

Содержание

Введение 3
СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ 5
СОДЕРЖАНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 10
Виды финансовой политики и механизм ее реализации 13
Проведение финансовой политики в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 236.00 Кб (Скачать файл)

Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие

звенья:

выработку научно обоснованных концепций  развития финансов. Они формируются  на

основе изучения требований экономических  законов, всестороннего анализа

состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и

производственных отношений, потребностей населения;

определение основных направлений  использования финансов на перспективу и

текущий период; при этом исходят  из путей достижения поставленных целей,

предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы,

возможности роста финансовых ресурсов;

осуществление практических действий, направленных на достижение

поставленных целей.

Единство трёх основных звеньев  определяет содержание финансовой политики.

В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая

политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный

на перспективу и предусматривающий  решение крупномасштабных задач,

определённых экономической и  социальной стратегией. В процессе её разработки

прогнозируются основные тенденции  развития финансов, формируются концепции их

использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор

долговременных целей и составление  целевых программ в финансовой политике

необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях

экономического и социального  развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного  этапа развития

общества путём своевременного изменения способов организации  финансовых

связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создаёт

благоприятные условия для решения  тактических задач. Тактика, выявляя

решающие участки и узловые  проблемы развития экономики и социальной сферы,

путём своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей,

позволяет в более сжатые сроки  с наименьшими потерями и затратами  решать

задачи, намечаемые финансовой стратегией.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических

условий. Они должны учитывать специфику  каждого этапа развития общества,

особенности как внутренней, так  и международной обстановки, реальные

экономические и финансовые возможности  государства.

Учёт особенностей момента предполагает также тщательное изучение опыта

предшествующего хозяйственного и  финансового строительства, новых тенденций и

прогрессивных явлений, мирового опыта.

Немаловажным требованием, предъявляемым  к финансовой политике, является

соблюдение комплексного подхода  при её выработке и проведении, т.е.

согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы,

путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого

этапа развития, а также обеспечение  тесной взаимосвязи между составными

частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области

ценообразования, заработной платы.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых

ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей развития

общества. В соответствии с этим финансовая политика призвана создать

благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности.

Большое внимание уделяется определению  рациональных форм изъятия доходов

предприятий в пользу государства, а также доли участия населения  в

формировании финансовых ресурсов. Важное значение придаётся повышению

эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения  между

сферами общественного производства, а также их концентрации на главных

направлениях экономического и  социального развития.

Научно обоснованная финансовая политика при правильной и успешной её

реализации приносит положительные  результаты. Её значение заключается  в том,

что она может сопровождаться повышением уровня благосостояния народа.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил  и

рациональном их размещении по территории страны. Она способствует обеспечению

финансовыми ресурсами целевых  программ, сосредоточению средств на ключевых

направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности

производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии

хозяйства, использовании местных  сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию экономических  связей

со всеми странами мира, обеспечивая  условия для осуществления совместных

мероприятий.

    

Виды финансовой политики и механизм ее реализации

 

Исходя из задач, поставленных перед  финансовой политикой ведущие экономисты

разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика

стабилизации и политика ограничения  деловой активности.

Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему

финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового

национального продукта и повышение  уровня занятости. Данная стимулирующая

финансовая политика включает:

                        — рост государственных расходов;                       

— снижение налогового бремени.

Другими словами, если в настоящее  время имеется сбалансированный бюджет,

финансовая  политика должна двигаться  в направлении бюджетного дефицита в

период спада или депрессии.

Если же правительство использует меры фискальной политики  и политики

государственных расходов, пытаясь  удержать объем выпуска продукции  на его

типичном для рассматриваемой  страны уровне и поддержать стабильность цен, то

считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было

бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую  и

сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической

ситуации в государстве, так  как между данными понятиями существуют серьезные

различия. Например, политика экономического роста может проводиться

государством и в период, когда  свойственный стране объем производства уже

превышен и производство стремится  к его потенциальному уровню, в  то время как

стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.

В свою очередь политика ограничения  деловой активности, напротив направлена

на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным  уровнем и

применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания

кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает:

— уменьшение правительственных расходов;

— увеличение налогов.

Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное

сальдо  бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.

Реализация финансовой политики  проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов, которая

формируется на основе изучения требований экономических законов,

всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и  состояния

потребностей населения.

2. Определение основных направлений  использования финансов на перспективу  и

текущий период, то есть выработка  стратегии и тактики финансовой политики.

Здесь, исходя из поставленных целей, учитывают возможности роста  и падения

финансовых ресурсов, а также  внешние и внутренние политико-экономические

факторы.

3. Собственно осуществление практических  действий, направленных на достижение

поставленных целей.

Естественно, что прямое влияние  финансовой политики на экономику начинается

лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих

ступеней. Однако такой механизм верен  только частично, так как не учитывает

все возможности финансового регулирования.

Известно, что существуют два типа финансовой политики:

а) дискреционная политика или политика, проводимая непосредственно

правительством;

б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.

Описанный выше способ реализации финансовой политики, несомненно, относится к

первому ее типу. Для второго же он будет абсолютно неверен, что  объясняется

особенностями последнего.

Под недискреционной финансовой политикой  понимают ряд способностей налоговой

системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности,

позволяющие регулировать  экономическую  деятельность в стране без

непосредственного вмешательства  каких-либо управляющих органов.

Рассмотрим следующую ситуацию. Для ослабления производственного бума

необходим бюджетный излишек, то есть превышение доходной части

государственного бюджета над  расходной. С другой стороны, чтобы  побороть

спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения

поставленных целей, один из которых  достигается при помощи регулирования

налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во

втором же, наоборот, в их снижении.

Итак, допустим, что в стране наблюдается  незначительный спад производства, а

правительство не успело еще принять ответные меры. Тогда сокращение доходов

граждан, а также хозяйствующих  субъектов неизменно приведет к  снижению

налоговых поступлений, однако это  и требуется для стабилизации экономики.

Таким образом, правильно функционирующая  налоговая система в состоянии

автоматически регулировать экономику. Действительно, ведь при подъеме  с

увеличением доходов граждан также  возрастут и налоги.

Кроме налогового существует еще ряд  важных встроенных стабилизаторов, которые

в своей совокупности уравновешивают экономическую систему страны. Среди них

можно выделить следующие четыре, а именно:

1. Социальные выплаты, включая  пособия по безработице. Действительно,  налоги,

за счет которых финансируются  пособия по безработице, резко возрастают, когда

занятость высока. Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает

давление на слишком большие  расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период

слабой занятости резервный  фонд используется для выплаты доходов, чем

увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление,  что ведет к

снижению темпов падения производства, тем самым, смягчая спад.

Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты  вне рамок системы

социального страхования, — по характеру  своего автоматического

антициклического регулирования  также относятся к стабилизирующему типу.

2.  Актуальные для развитых  капиталистических стран программы  помощи

фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на

сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует

фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены

растут, государство выбрасывает  на рынок закупленную ранее продукцию,

поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию  в

экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной

экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами

перепроизводства.

3. Эффект надежности компаний. Практика  показывает, что с целью создания

иллюзии стабильного дохода корпорации, акционерные общества другие подобные

юридические лица сохраняют прежний  уровень выплачиваемых дивидендов, даже

если их доходы меняются в течение  короткого отрезка времени. Это  ведет к

ослаблению спроса на товары и услуги, который иначе был бы предъявлен

вкладчиками, получившими, например повышенные прибыли с их ценных бумаг. В

другом случае наблюдался бы обратный эффект, который также привел бы к

стабилизации ситуации.

4. Инертность склонности к потреблению.  Так, индивид, стремясь поддержать

привычный жизненный уровень, медленно приспосабливается к повышению своего

дохода.

Несмотря на, безусловно, полезные способности налоговой системы  к

стабилизации, без целенаправленного  воздействия правительства на

экономическую ситуацию все-таки нельзя обойтись. Этому есть две причины:

1) Саморегулирования недостаточно при сильном изменении экономической

ситуации, так как, продолжая изымать  часть каждого дополнительного  дохода,

налоги, однако, не смогут преодолеть влияние оставшихся денег, при этом не

учитывается эффект мультипликации, который существенно ослабляет действие

стабилизатора.

2) Политические и другие внеэкономические  соображения, препятствующие

пассивным действиям правительства.

Таким образом, регулирование экономики  нельзя осуществлять исключительно  при

помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики,

несмотря на возражения экономистов  проповедующих невмешательство  в экономику,

представляется необходимым.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами

Информация о работе Финансы и финансовая политика