Финансовая политика в системе управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:14, курсовая работа

Краткое описание

Вопросы управления национальной экономикой России актуальны на современном этапе развития рыночных отношений и, особенно в период господства всемирного экономического кризиса. За последние годы наша страна претерпела такие изменения в обществе, на которые в других странах уходят десятки лет. С начала 90-х годов в Российской Федерации начала формироваться новая экономическая система, с соответствующими аппаратом и инструментами управления, которая продолжает совершенствоваться и претерпевать изменения по настоящее время. В этом процессе построения в Российской Федерации новых экономических отношений постоянно трансформируется и финансовая политика государства.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Содержание и значение финансовой политики
1.1. Понятие финансовой политики.......................................................................5
1.2. Субъекты и объекты финансовой политики.................................................8
1.3. Научный подход к выработке финансовой политики ............................... 15
2. Тактика и стратегия финансовой политики
2.1. Финансовая стратегия и тактика...................................................................17
2.2. Типы финансовой политики..........................................................................18
2.3. Факторы, влияющие на результативность финансовой политики............22
3. Государственная финансовая политика РФ на современном этапе
3.1. Составляющие финансовой политики РФ...................................................24
3.2. Характеристика финансовой политики РФ ................................................27
3.3. Направления финансово–бюджетной политики.........................................35
4. Финансовая политика хозяйствующих субъектов
4.1. Понятие и принципы финансовой политики предприятия.......................37
4.2. Основные этапы финансовой политики предприятия................................38
4.3. Финансовая политика предприятия в условиях рынка...............................39
Заключение.......................................................................................................45
Список используемой литературы..................................................................47

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы2.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)



Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Финансовый  университет при правительсте РФ

Кафедра финансов, бюджета и страхования

 

 

Курсовая  работа

Дисциплина: финансы

Тема  №: 6

Название  темы: «Финансовая политика в системе управления финансами»

 

                                                             

 

 

 

 

 

Москва 2013

 

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1. Содержание  и значение финансовой политики

1.1. Понятие финансовой политики.......................................................................5

1.2.  Субъекты  и объекты финансовой политики.................................................8

1.3. Научный подход  к выработке финансовой политики ............................... 15

2. Тактика и  стратегия финансовой политики

2.1. Финансовая  стратегия и тактика...................................................................17

2.2. Типы финансовой  политики..........................................................................18

2.3. Факторы, влияющие на результативность финансовой политики............22

3. Государственная  финансовая политика РФ на  современном этапе

3.1. Составляющие  финансовой политики РФ...................................................24

3.2. Характеристика  финансовой политики РФ ................................................27

3.3. Направления  финансово–бюджетной политики.........................................35

4. Финансовая  политика хозяйствующих субъектов

4.1. Понятие и принципы финансовой политики предприятия.......................37

4.2. Основные  этапы финансовой политики предприятия................................38

4.3. Финансовая  политика предприятия в условиях  рынка...............................39

Заключение.......................................................................................................45

Список используемой литературы..................................................................47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы управления национальной экономикой России актуальны на современном этапе развития рыночных отношений и, особенно в период господства всемирного экономического кризиса. За последние годы наша страна претерпела такие изменения в обществе, на которые в других странах уходят десятки лет. С начала 90-х годов в Российской Федерации начала формироваться новая экономическая система, с соответствующими аппаратом и инструментами управления, которая продолжает совершенствоваться и претерпевать изменения по настоящее время. В этом процессе построения в Российской Федерации новых экономических отношений постоянно трансформируется и финансовая политика государства. Проведение рыночных реформ потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. В связи с этим возникли и обострились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.

Финансовая  политика практически любого государства  строится не только на базовых экономических  принципах, но и учитывает постоянно меняющееся состояние мировой экономики. В современном мире в условиях глобализации финансов относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов, финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, но и должна ориентироваться на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Для правильного  осуществления поставленных перед  финансовой политикой задач требуется четкое и глубокое понимание сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также составляющих ее элементов.

От эффективности  проведения финансовой политики зависят  темпы спада или роста промышленного  производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.

Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской  Федерации  трудно недооценить. Проведение рыночных реформ в России  потребовало коренного пересмотра ряда важнейших теоретических положений российской финансовой науки. Обозначились новые проблемы, как в области теории финансов, так и в практике реализации финансовых отношений в современных условиях.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть финансовую политику государства для чего необходимо решить ряд конкретных задач:

  • разобрать теоретические аспекты финансовой политики государства: ее сущность, задачи, состав и типы;
  • выявить взаимосвязь тактики и стратегии финансовой политики;
  • охарактеризовать типы финансовой политики государства;
  • рассмотреть современное состояние финансовой политики Российской Федерации.

Для написания данной курсовой работы были использованы официальные  государственные документы, учебники, учебные пособия, бухгалтерская и статистическая отчетность, электронные средства научной информации.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Содержание и значение финансовой политики
    1. Понятие финансовой политики

В последние  годы вопросам проведения государственной  финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, крупные  западные экономисты не дают четкого  определения финансовой политики. Например, Фишер, Дорнбуш и Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие, подчеркивая, что фискальная политика представляет собой решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов. Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие представители зарубежных экономических школ. В частности, Кэмпбелл Р., Макконелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и фискальной политики. Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в сознании сущности финансовой политики.

Марксисты видят  под финансовой политикой, в первую очередь, совокупность государственных  мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны. В марксисткой трактовке финансовой политики нет полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя собой совокупность государственных мер по регулированию и распределению финансовых ресурсов.

Большой вклад  в понимание сущности финансовой политики сделали работы отечественных  экономистов. Профессор В.В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики, отмечал ее связь с учетом и  контролем за производством, количеством труда и распределением продуктов. Другой экономист, И.В.Левчук, отмечает, что эта политика призвана создать правильное сочетание централизованного и демократического в управлении распределением и использованием финансовых ресурсов. Интересна трактовка финансовой политики, данная В.С. Павловым. Он связывает финансово-кредитную политику с условиями реального финансово-экономического положения страны, направлениями и методами перестройки финансово-кредитной системы. Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М.К.Шереметьев в своей работе «Финансы СССР». Автор дает два определения ее содержания: как основные направления деятельности государства в области использования финансов и как концентрированное выражение финансов.

Итак, совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Определения финансовой политики подтверждаются ее основными  целями:

- повышение  эффективности использования финансовых ресурсов;

- оздоровление  структурной перестройки экономики:  повышение в общем объеме доли  отраслей второй группы, снижение  затрат на ВПК, упорядочение  денежного обращения и в перспективе  восстановление конвертируемого  рубля;

- достижение  более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства;

- наибольшая  мобильность финансовых ресурсов  для удовлетворения потребностей  общества. 

Важная составная часть  финансовой политики - установление финансового  механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый  механизм - система установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.

Элементы финансового  механизма:

· формы финансовых ресурсов;

· методы их формирования;

· система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;

· организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый  механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабатывается  для финансовых отношений, в которых  непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

Регулирующий  финансовый механизм определяет правила  игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

Управление  финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную  с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

Можно следующим  образом сформулировать основные задачи финансовой политики:

1) обеспечение  условий для формирования максимально  возможных финансовых ресурсов;

2) установление  рационального, с точки зрения  государства, распределения и  использования финансовых ресурсов;

3) организация  регулирования и стимулирования  экономических и социальных процессов  финансовыми методами;

4) выработка  финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

5) создание эффективной  и максимально деловой системы  управления финансами.

 

1.2. Субъекты  и объекты финансовой политики

Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Финансовые  отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Финансовые  ресурсы – совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, находящихся в распоряжении экономического субъекта. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступления и расходов, распределения денежных средств, их накопления и использования.

Субъектами финансовой политики являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития финансовых отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Существует  система органов управления, для  которых сама финансовая деятельность является основной, определяющей содержание их компетенции. Эта система финансово-кредитных органов, специально созданных для управления финансами и осуществления контроля в этой сфере как его неотъемлемой функции. Данные органы охватывают своим воздействием все звенья финансовой системы — бюджет, целевые внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций, учреждений. Так, система финансово-кредитных органов в РФ, в связи с экономическими преобразованиями существенно перестроена: появились новые органы (Государственная налоговая служба, федеральное казначейство, Госстрахнадзор, коммерческие банки), перестроена структура Министерства финансов и соответствующих нижестоящих органов.

В единую систему  органов государственного управления финансами в Российской Федерации входят Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления в других субъектах Федерации и органы федерального казначейства. Кроме того, в системе органов местного самоуправления административно-территориальных единиц (районов и городов) образуются финансовые отделы.

Информация о работе Финансовая политика в системе управления финансами